Добрый день, меня зовут Авдей. Недавно ко мне с коммерческим предложением обратились представители сервиса рекламных рассылок через iMessage. Прикладываю текст письма:
Добрый день, компания «***». Предлагаем рассмотреть выгодный инструмент рекламы с возможностью отслеживания конверсии — iMessage-информирование. Наша компания работает на привлечение НОВЫХ клиентов, рассказывая о акциях, скидках и специальных предложениях. Более 5 лет мы занимаемся СМС и iMessage-информированием клиентов по Санкт-Петербургу и по всей территории РФ.
Услуга iMessage-информирования осуществляется только по номерам владельцев iPhone. О вашем приложении для Iphone узнают абоненты, являющиеся вашей целевой аудиторией,что определенно повысит количество новых клиентов. ВАЖНО! Наша услуга является полностью законной! Операторы сети никак не участвуют в доставке данных сообщений. Информирование происходит как при e-mail-рассылке, по внутренней сети компании Apple. Если вы заинтересовались данным предложением, то пишите мне на почту: a********@m*******.ru, либо звоните по указанному телефону. Мы с радостью ответим на интересующие вас вопросы. Спасибо!
2 июля Государственная дума в третьем чтении утвердила законопроект, запрещающий SMS-рассылки, осуществляющиеся без согласия абонента. Однако, как справедливо отмечается в обращении компании, в данном случае рассылка фактически приходит не по SMS, а через отдельный протокол iMessage. Расскажите, насколько это всё законно и как с этим можно потенциально бороться?
Вопрос законности осуществления массовых рассылок коротких сообщений по сетям связи затронут среди прочего федеральными законами «О рекламе» (от 13.03.2006 N 38-ФЗ) и «О персональных данных» (от 27.07.2006 N 152-ФЗ).
1. Так, согласно части 1 статьи 18 федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
В данной норме [ст. 18] приводится определенный перечень видов электросвязи, на распространение рекламы посредством которых распространяются положения комментируемой части — телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь. Однако данный перечень не является закрытым, соответственно, положения данной части распространяются и на случаи распространения рекламы по иным видам электросвязи. Указанные требования распространяются в равной мере и на рекламу, распространяемую в интернете.
При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Следует также учитывать, что автоматическая рассылка рекламных сообщений в соответствии с пунктом 2 упомянутой выше статьи не допускается. Так, в деле, рассматривавшимся Высшим Арбитражным Судом РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.03.2009 N 15732/08 по делу N А79-334/2008), для оспаривания решения антимонопольного органа МТС пришлось доказывать наличие специалиста в штате для данных целей.
Не лишним будет отметить, что статья 5 ФЗ «О рекламе» устанавливает также требования к самому содержанию рекламного сообщения.
2. Как указывалось выше, рассматриваемый нами вопрос затронут также федеральным законом от 27.07.2006 N152-ФЗ «О персональных данных».
Например, обработкой персональных данных, куда входит в том числе и номер телефона, могут заниматься как оператор, так и специально уполномоченные на то лица.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О персональных данных», персональные данные — любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператор — это и государственный орган, и муниципальный орган, и юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных , если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключенного с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее поручение оператора).
В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые совершены лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обработанных персональных данных в соответствии со ст. 19 указанного Закона.
Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» следует, что если оператор поручает обработку персональных данных третьему лицу, ответственность перед субъектом персональных данных несет оператор.
В соответствии ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
По данному вопросу существует целый пласт судебной практики, которым предъявляются серьезные требования к выражению такого согласия (вплоть до отдельного соглашения для целей обработки персональных данных).
Таким образом, для законной SMS-рассылки на данный момент необходимо согласие адресата рекламы на обработку персональных данных (согласие на обработку персональных данных), так и для целей размещения рекламы путем рассылки (согласие на получение рекламы). Любое отклонение от данной нормы видится нарушением.
1. Обратиться к нарушителю закона с целью пресечь рассылку
Так, например, на основании Закона «О персональных данных» у вас есть право на защиту персональных данных. В соответствии с ч. 3 ст. 20 этого закона оператор обязан прекратить использование незаконно полученных персональных данных в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня представления субъектом персональных данных или его представителем требований относительно дальнейшего использования персональных данных.
Оператор также обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя о внесенных изменениях и предпринятых мерах и принять разумные меры для уведомления третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.
2. Обратиться в государственный орган с целью привлечения нарушителя к ответственности
Можно обратиться с письменным заявлением в Федеральную антимонопольную службу России.
Для установления факта правонарушения антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами, к которым согласно письму ФАС России от 31.10.2013 N АК/43077/13 «О рекламе посредством СМС-сообщений» относятся:
В случае невозможности предоставления вышеуказанных доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.
При этом, антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту СМС-сообщения и изображение такого сообщения, а также об отсутствии согласия абонента на его получение, поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи.
Для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем, следующего содержания:
Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи.
На основании проверки ФАС России организация, занимающаяся незаконной рассылкой, может быть привлечена к административной ответственности. Всё зависит от полноты доказательной базы.
Порядок обращения в Роскомнадзор указан здесь.
3. Компенсация морального вреда
Гражданским законодательством в статье 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права (читай — получение SMS-спама) либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Идти по этому пути лучше после прохождения одного из первых двух способов решения проблемы. Хитрость в том, что либо нарушитель спокойствия сам признает наличие своих противоправных действий, либо ФАС России в ходе собственного производства соберёт все необходимые доказательства. Но отмечу, что это может быть не совсем обязательно при совпадении некоторых обстоятельств.
После всего этого, вам лишь останется доказать в суде, что спам-рассылка на ваш телефон с предложением отдохнуть в сауне «по-взрослому» травмировала вас и нанесла вам мучительные нравственные страдания, например, в виде сильнейшего стресса и, как следствие, бессонницы. Что-то суд вам и присудит.
В любом случае, за конкретной консультацией лучше обратиться к профессиональным юристам, так как всё может быть индивидуально.
На сайте упомянутой в письме Авдея компании указано, что для одного из клиентов было разослано 350 тысяч сообщений, что помогло привлечь около двух сотен новых клиентов. ЦП обратился за комментарием к разработчику одной из российских CPA-сетей, которая успела оценить эффективность канала. Он согласился дать анонимный комментарий:
Мы месяц писали софт под OS X на Xcode. Парсили базу и отправляли сообщения, по одному. Проблема заключалась в слишком медленной скорости рассылки и в том, что аккаунт постоянно банили. Пришлось писать авторегистратор в Apple ID (что не так просто) и создавать постоянно новые аккаунты. В общем, много было сложностей. Но самое главное, что выхлоп абсолютно никакой. Конверсия практически нулевая.
#вопросы #Разное #спам #рассылка #iMessage #спам_рассылки #СМС_спам #юридическая_консультация #эффективность_рекламы_imessage
Комментарии Комм.
Популярные
По порядку
Прямой эфир