{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043f\u0430\u0442\u0435\u043d\u0442\u044b","\u043f\u0430\u0442\u0435\u043d\u0442\u043d\u044b\u0435_\u0441\u043f\u043e\u0440\u044b","\u043f\u0430\u0442\u0435\u043d\u0442\u043d\u044b\u0435_\u0432\u043e\u0439\u043d\u044b"], "comments": 19, "likes": 14, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4974", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
5 231

Как правильно обращаться с патентами: советы юриста Parallels

Говорить о патентовании всегда скучно, потому что чаще всего про патенты вспоминают тогда, когда в бой за конкретный бизнес уже вступают юристы. Патентный поверенный Parallels Александр Киселев подготовил ответы на самые важные вопросы, касающиеся патентования и полезные для всех предпринимателей.

Для начала, несколько вещей, которые нужно знать как таблицу умножения:

  1. Основная цель патента — не разрешить что-то делать себе, а запретить кому-то делать то же, что и вы. То есть, для большинства предпринимателей патент — это средство защиты от тех, кто зарабатывает себе этим на жизнь или пытается разделаться с вашей компанией;

  2. Патенты нужно получать как можно раньше;

  3. Чем заметнее бизнес и интереснее рынок, на котором вы работаете, тем больше должно быть патентов. Всё потому, что всё больше «небезразличных» людей могут захотеть что-то запретить вам, говоря, что вы нарушаете их патенты;

  4. Наличие патентов позволяет экономить деньги при разбирательствах. Вы сможете быстрее прийти к мировому соглашению, не передавать дело в суд, а решить в досудебном порядке;

  5. Не пытайтесь оформлять патенты самостоятельно. Наймите патентного поверенного.

FAQ

Поможет ли патент в получении гранта, инвестиции?

Да. Инвестиционная привлекательность проекта в случае готовой к применению разработки существенно повышается, если имеется портфель патентных документов. В современной России патенты являются обязательным требованием в наборе документов на получение гранта для небольшой компании. Однако это чаще всего пустая формальность, оформление которой происходит в Роспатенте за пару часов до того, как отправить пакет документов на рассмотрение грантодавателю — и только для того, чтоб соответствовать требованиям.

Часто грантополучатель теряет интерес к заявке, даже если патентное ведомство России согласно выдать патент. При получении инвестиций от западных венчурных капиталистов, большинство из которых по тематике ИТ сейчас находится в США, наличие патентов США повышает ваши шансы на финансирование, так как повышает защищенность вашего бизнеса. На Западе треть из тех, кто получает инвестиции, успели подать заявку в патентное ведомство США. Почти 20% компаний, получивших стороннее финансирование, уже имели как минимум одну патентную заявку до получения субсидий.

Где получать патент?

Получать патент необходимо там, где у вас основной рынок. Например, у Parallels в 2000 году не было выбора, кроме США, потому что основные потребители нашего ПО были именно там, да и объем самого рынка был в десятки раз больше, чем в России. Поэтому патенты мы до сих пор получаем в основном в США.

Тем не менее, имеет смысл получать патенты там, где вы свой продукт производите. Расширение патентной географии возможно вслед за расширением клиентской или производственной базы, если поток идей не иссякает.

Когда это надо делать?

Компаниям в области высоких технологий необходимо задумываться о получении патентов максимально рано, как только становится понятно, что технология (даже не продукт!) имеет право на существование. Гениальный стартап Google, основанный в конце 1998 года, уже в 1999-м начал подавать патентные заявки. Свои первые патенты мы стали получать, будучи стартапом. Уже через год после начала разработки технологии контейнерной виртуализации в 2000-м году мы подали свою первую заявку в патентное ведомство США. Замечу для тех, кто не знаком с нашей историей, что в 2003 мы были близки к закрытию компании, и, тем не менее, к тому моменту уже имели порядка 5 патентов.

Позже работы по патентованию наших технологий начинались почти одновременно с принятием решения о выходе на рынок нового продукта. В 2006 году была начата работа над серией патентов на Parallels Desktop для Mac, популярное сегодня ПО для запуска Windows на компьютерах Apple без перезагрузки (в «параллельном» режиме). В 2013 году мы представили решение удаленного доступа с iPad к компьютеру Windows или Mac. Заявки на эти технологии немедленно стали подаваться. Сейчас Parallels имеет более 150 патентов, и ещё более 50 заявок ожидают одобрения патентных ведомств США, России и Евразии.

Сколько это стоит?

Cтоимость получения, а также и неполучения патента на изобретение составляет около 20 тысяч долларов в США, около 40 тысяч евро в Европе и около 50 тысяч рублей в России или Евразии. Это суммы, которые уходят на патентные пошлины и работу юристов — патентных поверенных. Если патентное ведомство отказывает в выдаче патента, деньги не возвращаются. Цена патента зависит от множества факторов и может составлять миллионы долларов, если обладание патентом приносит или может принести очевидную прибыль компании.

Например, я получаю от патента миллион, но кто-то хочет его купить и получать полтора. Для этого есть вполне прозрачные способы оценки патентов и товарных знаков. Все ведомства требуют оплачивать пошлины за поддержание патента в силе, но Европейское ведомство взимает эти пошлины, пока идет рассмотрение заявки, и, если патент не выдается, то пошлины не возвращаются.

Кого опасаться?

  • Себя. Если вы намеренно идете на явное и грубое нарушение чужих патентных прав;

  • Ваших конкурентов в состоянии, близком к банкротству. В предбанкротном состоянии все средства хороши, поэтому ваш конкурент (с хорошим патентным портфелем) будет пытаться вытянуть максимум средств из вас и аналогичных компаний, ссылаясь на то, что его потери якобы связаны с нарушением его патентов;

  • «Троллей» — это компании, которые сами не ведут деятельность по применению на практике запатентованных технологий, но владеют патентами и предъявляют иски компаниям, которые потенциально нарушают или даже не нарушают патенты, но не смогут доказать это в суде. Ответчикам троллей легче откупиться от них, заплатить им, например, 500 тысяч долларов, потому что любое патентное разбирательство потребует больше 1-2 миллионов долларов.

    Патентные тролли — это проблема в первую очередь инновационного бизнеса в США. У нее несколько причин, и одна из них в том, что (проигравший или выигравший) истец в США не обязан покрывать расходы ответчика. Поэтому тот самый патентный тролль не теряет ничего, кроме собственных расходов. Но патентные тролли — не худшее из зол;

  • На вершине пирамиды находится рейдер, желающий поглотить вашу компанию. Ситуация сходна с описанной выше, но рейдера интересует ваш бизнес целиком, а размеры его расходов на судебные издержки, в отличие от компаний-банкротов, ничем не ограничены. От них уже не откупиться ни 500 тысячами, ни даже 5 миллионами долларов. Патентный рейдер — это, как правило, крупная компания, которая доводит небольшие компании до банкротства через судебные издержки, постоянно подавая на них в суд, потом покупает их за бесценок с командой и с интеллектуальной собственностью, и интегрирует в себя.

    С такими схемами очень тяжело бороться, так как формально они укладываются в рамки закона. У одной такой компании за последние 10 лет было 44 судебных дела и 43 приобретения.

Ошибки, которые совершают некоторые компании

  • Не оформляют патентов по мере их появления и не завершают процесс патентования после получения инвестиций. Один из бывших сотрудников Parallels, который сейчас развивает свое облачное приложение «умного поиска кандидатов» Amazing Hiring, говорил, что получение патента в США, а не в России было его осознанным решением — во многом потому, что он знал практику Parallels.

    Если бы он не был знаком с практикой патентной работы, то вряд ли бы занимался этим вопросом. А поскольку конкуренция в бизнесе весьма высока, и спустя год после появления на рынке патент подавать уже нельзя, то сейчас подача заявки была бы уже бесполезной;

  • Не нанимают патентного поверенного. Не нужно заниматься оформлением патентных заявок самостоятельно. Без специалиста, скорее всего, вы составите некачественную заявку, и в суде или у инвестора ваш патент будет бесполезен;

  • Проводят патентные исследования;

  • Не объясняют важности патентов своим сотрудникам. В конце концов, для специалиста участие в патентной заявке в качестве автора или соавтора является приятной деталью в резюме.

#Стартаперы #Стартап #стартапы #патенты #патентные_споры #патентные_войны

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]