{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043d\u043d\u0430\u044f_\u043f\u043e\u0447\u0442\u0430","email_\u0440\u0430\u0441\u0441\u044b\u043b\u043a\u0438","email_\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433_\u0432_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430\u0445","email_\u0440\u0430\u0441\u0441\u044b\u043b\u043a\u0430"], "comments": 11, "likes": 22, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "5010", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
14 075

5 смертных грехов email-маркетинга

Андрей Циликов, директор по продажам компании Sendsay, предоставляющей комплексное решение для email‑ и SMS‑маркетинга, рассказал о самых грубых ошибках при рассылках писем, которые допускают неопытные email-маркетологи.

На сегодняшний день email в интернет-маркетинге — это единственный способ персональных эффективных коммуникаций с сотнями тысяч клиентов одновременно. Кроме того, отдача от email-маркетинга в сотни, а то и в тысячи раз превосходит затраты на него. Ошибки в использовании этого канала появляются тогда, когда компания упускает важную составляющую email-маркетинга — собственно маркетинг. 

Это не просто рассылка информационных писем, это организация последовательной персональной работы с подписчиками, регулярный анализ их реакции на письма, оперативная смена тактики общения. Именно «маркетинг» делает этот инструмент действительно мощным и эффективным каналом продаж. 

Существуют как минимум пять «смертных грехов» в email-маркетинге, опасных для тех, кто только начинает заниматься такого рода рассылками.

1. Рассылка писем без согласия получателя

Действительно, а зачем нужно согласие? Мы видим две самые важные причины: 

  1. Легальное формирование целевой аудитории для роста конверсии; 
  2. Гарантия доставки писем адресату почтовыми сервисами. 

Рекомендуем активно использовать уже проверенные методы побуждения каждого посетителя (не покупателя!) оставить вам email для наращивания базы: 

  • предложение прислать товары, добавленные в «Сравнение»; 
  • предложение прислать историю посещения; 
  • интересный и регулярный контент; 
  • анонсы акций и спецпредложений; 
  • клубная система лояльности; 
  • снижение цены на приглянувшийся товар; 
  • приглашение на распродажу; 
  • подарок за регистрацию. 

После получения email-рассылка допустима только тем получателям, кто дал добровольное согласие на коммуникацию с вашей компанией – заполнил подписную форму на сайте или оставил email в точке розничной продажи. Такой способ подтверждения адреса называется «opt-in». После попадания адреса в базу новым подписчикам было бы уместно рассылать Welcome-letters с благодарностью за согласие общаться с вами. Это первый шаг к лояльности, которая убережет вас от перевода писем в папку «Спам». 

Нередко компания, начинающая email-маркетинговую активность, уже имеет давно собранную базу подписчиков, которые еще ни разу не получали от нее писем. Массовая рассылка по такому списку получателей грозит огромным числом перемещений писем в папку «Спам» и опасностью блокировать следующие рассылки. В таких случаях следует рассылать приветственные письма с предложением подтвердить своей интерес к деятельности компании и готовность получать от нее письма. Такой способ подтверждения адреса с помощью специального письма называется «double-opt-in». Как правило, рассылка такого письма по старой базе изрядно ее сокращает. Но такой невысокий процент согласий не повод для отчаяния. У вас на руках остаются адреса людей, общение с которыми может иметь хороший результат. 

В идеале необходимо запрашивать разрешение на подтверждение подписки в течение 24 часов после получения адреса. А также в каждом письме необходим механизм простого отказа от получения рассылок в будущем (opt-out) — желательно, одним кликом со стороны адресата. 

Собранная такими способами база будет легальна и станет бесценным капиталом, который вам даст многократные повторные продажи и лояльность. Если компания не будет использовать opt-in или double opt-in подтверждений на рассылку писем, адресат, забыв о вас, отметит ваши письма как спам, и почтовые сервисы (Mail.Ru, Yandex.ru, Gmail.com и т.д.) перестанут доставлять ваши сообщения в папку «Входящие».

Чем это грозит бизнесу? Во-первых, потерей репутации среди почтовых серверов и сложностями во время решений спам-инцидентов. А во-вторых, блокировкой последующих рабочих писем с вашего сервера даже по адресам, с которыми вы постоянно общаетесь. 

Помимо пренебрежения double opt-in подтверждением, есть еще одна скрытая угроза для тех компаний, которые рассылают письма без согласия получателей — спам-ловушки. Это email-адреса, на которые никогда не может быть получено согласие на рассылки, но они активно распространяются в Рунете и всегда попадают в продаваемые базы email-адресов. Для справки, у Mail.Ru сейчас около 80% всех частных почтовых ящиков Рунета. И если, например, Mail.Ru зафиксирует письмо, доставленное на большое количество спам-ловушек, вся последующая коммуникация компании с адресами почтового сервиса автоматически будет отправляться в «Спам» или вообще не доставляться. «Яндекс» и Google не менее суровы в вопросах фильтрации писем.

2. Рассылка без сегментации, без учета персональных интересов, без стратегии 

По сути, рассылка без сегментации, без учета интересов подписчиков равнозначна спаму — она вызывает только раздражение и желание отписаться. Сегментация базы подписчиков по любым параметрам легко осуществляется с помощью функций профессиональной email-платформы. 

Для первичной сегментации подписчиков можно использовать три источника информации о клиенте: его анкетные данные, которые были получены при регистрации, данные о чтении ваших рассылок и о поведении на сайте. Короткая анкета, присланная после регистрации, не нарушит личного пространства клиента, если вы честно объясните ее цель: мы спрашиваем, чтобы быть максимально полезными и интересными вам. Некоторые предлагают в обмен на информацию скидку или подарок. 

Хотите знать размер обуви, а взамен предлагаете всего лишь новостную рассылку? Лучше подарите щетку для обуви после того, как пришлете первое письмо. 

Нельзя забывать, что много данных вы можете почерпнуть и из поведения получателя при открытии ваших писем. Исходя из аналитики, которую предоставляет платформа для email-маркетинга, можно узнать, на каком устройстве пользователь читает письма, в каком городе и в какое время (на работе или дома вечером), какие товары его больше всего заинтересовали в рассылке и что он делал на вашем сайте, перейдя по ссылке из письма. 

Каждый факт, который вы узнали о пользователе, — повод добавить его в определенный сегмент, что позволит потом послать ему более персонализированную информацию или даже конкретное предложение на заинтересовавший его товар. Огромные возможности для гибридной сегментации открывает интеграция email-платформы с CRM-системой, фиксирующей историю отношений компании с ее клиентами. Можно создавать группы, в которых будут учитываться истории покупок и проявленный новый интерес. 

А чтобы оперативно реагировать на новый интерес клиента, можно автоматизировать создание и рассылку писем с предложениями, которые «цепляют» его и подталкивают к покупке. Кстати, идея такого типа рассылок укладывается в схему алгоритма «если — то», которые в email-маркетинге называются «триггерными». Об их эффективности ходят легенды. 

Судим по кейсам: 

  • триггерные рассылки открываются на 120% чаще, чем новостные, благодаря своей релевантности; 
  • половина подписчиков (48%) открывших триггерные письма, переходят по ссылкам; 
  • число отказов от покупок при переходе на сайт из триггерного письма — менее 15%.

Кстати, самая взрывная по эффекту триггерная рассылка — «Забытая корзина» — еще весьма редко используется e-commerce-проектами в России, несмотря на то, что доля заказов, положенных в корзину, но не оплаченных, например, в сегменте «Электроника» составляет 74%, а в сегменте «Здоровье и красота» — 66%. Потенциал возвращения и конверсии посетителя в покупателя — огромный. Примеры влияния рассылки «Забытая корзина» говорят о росте продаж в 17% и в 14% от незавершенных покупок в этих категориях соответственно.

Интеграция email-платформы с CRM магазина, сегментация и триггерные рассылки также дают возможность успешно работать с модной ныне концепцией жизненного цикла клиента.

3. Массовые рассылки через собственную CRM

Когда размер базы подписчиков становится значительным, в компании встает вопрос: «Как по такой базе разослать?». Отправлять письма о новостях компании, информацию об акциях и т.д. со своего корпоративного сервера и доменного имени опасно тем, что его «забанят», и рассылка вместо того, чтобы приносить доход, парализует работу офиса. 

Тем не менее, чаще всего в целях экономии средств, эту задачу возлагают на корпоративную CRM-систему, если таковая вообще имеется и оснащена рассылочным модулем. Этот дополнительный модуль хоть и мощнее обычной почты, но вряд ли он позволяет реализовать хотя бы одну настоящую результативную email-кампанию. Ведь email-маркетинг — это нечто большее, чем просто череда одноразовых рассылок. 

Для того, чтобы быть результативными, письма должны быть привлекательными, меткими и желанными — попасть в «десятку» по времени и по поводу. Кстати, сегодня актуально использовать адаптивную верстку — тогда на любом устройстве письмо будет отображаться одинаково хорошо, и, главное, будет прочитано, а не удалено.

К сожалению, многие популярные CRM-системы для интернет-магазинов не позволяют детально анализировать поведение подписчиков в рассылках: открыли ли ваше письмо, нажали ли на ссылку, какие ссылки в письме привлекли больше внимания, с каких устройств читали ваши письма, и, например, на кого лучше подействовало письмо — на обладателей iPhone, владельцев планшета на базе Android или на того, кто читал письмо в веб-интерфейсе Mail.Ru. 

Как было бы безопаснее и эффективнее для компании, нуждающейся в email-рассылках? Работая с платформой, компании размещают свои базы почтовых адресов на облачных серверах, оттуда и происходит безопасная рассылка. Это не грозит попаданием доменных имен компании в спам-листы и переносит ответственность за доставляемость писем на профессиональные email-платформы. Если рассылкой компании занимается профессиональный транспорт, появляется еще ряд принципиальных плюсов: 

  • большие объемы писем доставляются и не тормозят работу CRM системы; 
  • срок доставки отправленных тиражей резко сокращается; 
  • практически все письма попадают в папку «Входящие», а не «Спам»; 
  • компании становится доступна глубокая персонализация (не только обращение по имени, но и учет клиентской истории); 
  • массовая автоматизация процесса рассылки (например, реакция на поведение клиента в письме или на сайте); 
  • определение интереса подписчика (по кликам в отправленном письме); 
  • дальнейшая сегментация по проявленному интересу к рассылке, гео, соц-дем портрет и т.д.; 
  • сплит-тестирование различных вариантов письма на малой выборке из базы; 
  • детальная аналитика конверсии после каждой рассылки по каждому (!) получателю. 

Практическое внедрение каждого такого пункта позволяет отправлять писем меньше, но точно в цель. C учетом того, что при использовании профессиональной email-платформы компании не надо поддерживать оборудование, каналы и персонал (включая разработчиков и email-маркетологов), выгода от использования облачных email-сервисов может достигать 200%. Профессиональные email-платформы формируют совершенно новый стиль email-маркетинга: персонифицированный подход к получателю, креативность, интеллект, не достижимый инвентарем CRM.

4. Наличие персонализации, когда она не нужна, и отсутствие персонализации, когда она необходима 

О персонализации в e-commerce говорят буквально все и везде — ведь она должна растить продажи и увеличивать прибыль. Но ее внедрение требует аккуратности и корректности со стороны компании. Как бы вам понравился баннер на сайте, в котором к вам обратились по имени: «Иванов Иван Иванович, вы забыли в нашей корзине "Розовые Валенки"!» Это напугает посетителей, недавно покинувших сайт магазина, да и к сохранению приватности персональных данных появятся вопросы. Хотя современным технологиям ретаргетинга сформировать такой автоматизированный баннер совершенно не сложно. 

В случае с email-маркетингом разумно использованная персонализация увеличивает и открываемость писем (open-rate), и кликабельность письма (click-rate), и целевую конверсию. Например, рассмотрим кейс, когда в коммуникацию с клиентом вступает крупный банк или страховая компания. И мы, и подписчики априори понимаем, что личные данные клиентов (ФИО, телефон, часто еще и email) присутствуют в CRM-системе финансовой организации. 

Для успешной рассылки мы рекомендуем обратиться к клиенту по имени и отчеству, с учетом пола: «Уважаемый Иван Иванович!» или «Уважаемая Анна Ивановна!». Кстати, сделать это лучше не только в поле письма, но и в заголовке. Open-rate в этом случае можно повысить в 3 раза. 

Разумеется, персонализируем не только имя клиента, но и повод: день рождения, просроченный платеж, окончание КАСКО, персональное кредитное предложение, выпуск банковской карты на персональных условиях. Формировать предложение можно, как исходя из хранящейся в CRM истории взаимодействия клиента с банком, так и из истории и глубины просмотра страниц сайта. Письма такого рода очень благоприятно воспринимаются клиентами: они релевантны истории взаимодействия с банком или страховой компанией и получают отличный отклик. 

Однако в попытках всегда отправлять персонализированные письма есть и подводные камни. Во-первых, нужно удостоверится в корректности данных о клиенте, чтобы исключить обращения типа «Уважаемый familia@familia.ru» — это грозит уничтожением лояльности, доверия и конверсии. 

Во-вторых, нужно правильно использовать тон обращения. От «продвинутого» молодежного интернет-сервиса пользователь ожидает более фамильярного обращения, например: «Василий, добрый день», в то время как официальное обращение по имени и отчеству, более уместное для банковской рассылки, может его насторожить. 

И в-третьих, не стоит обращаться персонально, когда вы рассылаете рекламную информацию, совершенно не учитывающую предыдущих интересов клиента. Грубо говоря, если покупателю, регулярно приобретающему у вас книги, вы пришлете персональное извещение, что на склад поступила свежая рыба, — вы получите больше негатива, чем если бы письмо было обезличенным. Хотя, конечно, такое письмо не стоило бы посылать данному человеку вовсе. 

Массовые маркетинговые и информационные рассылки (об открытии нового офиса, изменении ставок по кредитам/депозитам) не требуют избыточной персонализации, в подобных случаях достаточно ограничиваться таргетингами (гео, соц-дем и т.д.) 

Пример удачного применения персонализации в рассылках на примере интернет-магазина. По итогам массовой информационной рассылки о сезонных товарных предложениях магазина в каждом открытом письме были зафиксированы клики по заинтересовавшим каждого получателя товарам. Эти переходы из информационных писем вызывали автоматическое создание нового письма, шаблон которого был приготовлен заранее. В шаблон также автоматически была подставлена информация о товаре (фотография, цена), который заинтересовал получателя первого письма, и слова, призывающие к действию: «Именно для вас до 10 сентября скидка на этот товар 5%!» 

Разрабатывая этот алгоритм и шаблон «двойного удара», email-маркетологи предположили: если получатель письма заинтересовался этим товаром, перешел на сайт, но не купил, вероятно, небольшая скидка подтолкнет его к покупке. Результат такой «двойной» рассылки с учетом персонализации — существенный рост конверсии интернет-магазина в сезонных предложениях.

5. Обман в теме письма 

Эти несколько слов, которые компании пишут в теме письма своему клиенту, являются ключевыми и стоят на вес золота: они побуждают получателя открыть или пропустить ваше сообщение. Фатальная ошибка — обман ожиданий, когда содержание письма не совпадет с заголовком. Тогда письмо отправляется в папку «Спам» — и клиент, считай, потерян. 

Что писать в теме письма? По нашему опыту, заголовок письма должен быть компактным и по существу — самое главное, не давать заведомо невыполнимых обещаний. Если указать имя и фамилию получателя — open-rate увеличится приблизительно в 3 раза. Полезно иметь в виду характерную для России статистику open-rates: 

  • Использование точных цифр в теме письма снижает open-rate на 70%, то есть «снижена цена на iPhone» работает лучше, чем «iPhone всего за 20 тысяч рублей». Подписчик понимает, что указанная цена чаще всего является обманом — как минимум, к ней потом будет добавлена доставка, либо цена окажется только на ограниченное число телефонов, которые кончились еще вчера;
  • Наличие в теме письма слова «бесплатно» резко снижает open-rate, а наличие слова «подарок» повышает. «Бесплатно» — лучшая приманка мошенников, в отличие от «подарков» от компаний, работающих над развитием лояльности клиентов;
  • Слово «спасибо» в теме повышает open-rate вдвое. Благодарность всегда приятна. 

А в принципе, не забывайте про A/B-тестирование заголовков письма и найдете свои «волшебные слова».

При выстраивании массовой индивидуальной online-коммуникации с клиентом релевантное email-сообщение — залог роста продаж и лояльности к бренду, продукту или услуге. Выше перечисленные «5 смертных грехов» уже «оплачены» зря потраченными бюджетами, и у постоянно обучающихся email-маркетологов в будущем есть все шансы делать рассылки эффективнее и больше не грешить.

#электронная_почта #email_рассылки #email_маркетинг_в_стартапах #email_рассылка

Статьи по теме
5 смертных грехов ретаргетинга
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]