[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","\u0440\u0436\u0434","\u043b\u0438\u043d\u0447","\u0441\u0430\u0439\u0442_\u0440\u0436\u0434","\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430_\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d\u0430"], "comments": 62, "likes": 26, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "5280", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
17 641

Редизайн: Каким мог бы быть сайт Российских железных дорог

Совместно с UX-экспертами digital-агентства Uprock ЦП открывает в рубрике «Интерфейсы» цикл материалов, посвященных редизайну сайтов и приложений крупнейших компаний. Первым объектом линча стал сайт РЖД.

Введение

Нередко случается так, что в погоне за повышением продаж и реализацией услуг, компании не уделяют достаточного внимания удобству пользователей, что, в конечном счете, приводит к их потере. Наша цель — напомнить предпринимателям и представителям бизнеса о важности обеспечения комфорта пользователей.

Сайт РЖД, как ресурс любой крупной корпорации (в данном случае государственной), обладает значительным масштабом и заполнен буквально гигабайтами не всегда полезной информации. Тем не менее, если изучить пользователей сайта и типичные сценарии их поведения, то можно определить слабые места интерфейса и заняться их исправлением, грамотно расставив приоритеты.

Пользователи

Для анализа в первую очередь выявляются типы пользователей. В данном случае, можно выделить следующие группы и сценарии использования сайта:

Логично предположить, что подавляющее большинство пользователей на сайте — это пассажиры, которые планируют купить билет на поезд, поэтому мы акцентируем внимание на этой функциональности интерфейса. Данный раздел с периодичностью раз в полгода обновляется, следовательно работы над улучшением ведутся постоянно, поэтому взгляд со стороны может быть полезен специалистам РЖД.

Основные изменения

Главная страница

Первая страница имеет недостаточную функциональность и слабо ориентирована на основную аудиторию, которая приходит на сайт для покупки билетов. Логичнее сделать главной страницу « Пассажирам», и уже в нее добавить функциональные блоки, ориентированные на корпоративный сегмент «Грузовые перевозки», «Структура», «Деятельность».

Обязательная регистрация

Для покупки билета необходима регистрация через email, хотя можно было полностью отказаться от этой утомительной процедуры. Также оптимальнее заменить ее на регистрацию через смс, это практичнее и проще для понимания более взрослой аудитории (больше вероятность, что у них есть телефон, чем email). Также можно упразднить поле «Логин», заменив на почту.

«Лог-аут» при покупке билета

Если пользователь зарегистрируется, а потом начнет выбор билетов, то его «разлогинят» и заставят вводить заново связку логин-пароль.

Нет автозаполнения

Логично, что заполнив один раз свои данные, в большинстве случаев пользователь будет покупать билеты для себя. Поэтому стоит запомнить его данные и в дальнейшем подставлять их при заказе автоматически. К сожалению, в настоящий момент всю необходимую информацию необходимо вводить заново каждый раз.

Электронная регистрация

После покупки билета, пользователь автоматически проходит электронную регистрацию (ЭР), и ему достаточно паспорта, чтобы занять свое место в поезде. Но иногда автоматическая регистрация не проходит (в случае транзита или отсутствия такой возможности на конкретный рейс), такое случается редко, поэтому пользователь может легко не заметить подобный нюанс — все уже привыкли к тому, что этот процесс осуществляется автоматически. В дальнейшем возможно возникновение неприятной ситуации, когда пользователь приходит на вокзал, чтобы сесть на поезд, время стоянки которого не превышает пять минут, а его издевательски просят распечатать билет, что равнозначно опозданию.

Видимо, это случается часто, так как неоднократно встречается упоминание этой проблемы. Однако вероятность того, что люди прочтут замечание и в дальнейшем будут внимательнее при заказе, крайне мала. Также логично выделять именно поезда «без ЭР», так как их меньше, и пропуск подобной информации может стать фатальным для пассажира.

Отсутствие информации об акциях

При покупке билетов на подобных сайтах дают информацию о проходящих акциях или программах лояльности, чтобы повысить количество продаж. На сайте РЖД надо потратить значительное количество времени, чтобы найти их.

Окончание покупки

После завершения покупки пользователя просят распечатать билет (хотя в действительности это не обязательно), а чтобы сделать это, ему нужно зайти в меню «Мои заказы», потом найти билет и только потом распечатать его. Правильнее было бы поставить кнопку «Распечатать билет», а также возможность отправить на почту билет или краткую информацию о заказе на телефон.

Подробный анализ страниц

Выбор поезда

  1. Громоздкая дополнительная информация, оптимально ее разбить и давать ее в том контексте, в котором она нужна;
  2. Фильтрацию по типам мест (сидячий, плацкарт, купе и так далее) можно убрать, поскольку стоимость и условия часто совпадают, а выборка поездов небольшая;
  3. Время отправления и прибытия приоритетнее, чем название поезда;
  4. Сомнительная иконка поезда, создает информационный шум;
  5. Радиокнопку можно убрать и сделать всю строку кликабельной. Это уменьшит количество действий.

Выбор вагона

  1. ЭР можно убрать, так как дублируется и относится ко всему поезду, а не к конкретному вагону;
  2. Пояснять термины «категории вагонов», «класс обслуживания» и «перевозчик» можно сразу — например, добавить звездочку, которая при наведении дает дополнительную информацию;
  3. Услуги и возможности — почти всегда пустые поля, хотя влияют на выбор.

Информация о пассажирах

  1. Вся функциональность страницы ориентирована на покупку билетов для нескольких человек. Есть сомнения в том, что это основной паттерн для пользователей;
  2. Выбор места дублируется тремя вариантами ввода. Возможность покупки конкретного места существует, если определить только его интервал — например, 23-23. Текущая функциональность удобна для случая, когда в определенном интервале покупателю нужно занять пять верхних полок;
  3. Если убрать трех «лишних» человек, то поля ввода можно расположить оптимальнее.
  4. «Оплатить постельное белье» — этот пункт нужно сделать выбранным по умолчанию и отдельно выделить. Сейчас теряется в выборе места. Если забыли нажать, то белье уже приобретается отдельно на месте. Хотя, по слухам, проводники редко вспоминают взять оплату, и вы можете таким образом сэкономить (см. рисунок ниже).
  5. Сомнительная необходимость поля «Место рождения», которое недавно ввели. То же самое касается пункта «Дата рождения».

Окончание покупки

  1. Множество текстовой трудноусваевомой информации. Два раза дублируется информация о ЭР;
  2. Страницу можно значительно оптимизировать и поместить в один экран. Сейчас теряется кнопка «Оплатить»;
  3. Галочка подтверждения незаметна из-за большого текста, поэтому может возникнуть ситуация, когда пользователь, проделав значительное количество манипуляций, не понимает, почему невозможно осуществить оплату.

Редизайн

Анализ был бы не полным, если бы мы не представили свою версию дизайна сайта РЖД. Чтобы избежать споров о выборе цвета и стиля, концепт представлен как функциональный прототип, приближенный к дизайн-макету.

Главная страница

  1. Выделили покупку билета;
  2. Сделали акцент на акциях, дополнительной информации и новостях;
  3. Аккуратнее подверстали меню;
  4. Сайт предполагает наличие адаптивной верстки и мобильной версии дизайна.

Выбор поезда

  1. Уменьшили количество шагов;
  2. Убрали лишние акценты и избавились от информационного шума;
  3. Добавили сортировку по времени и стоимости;
  4. Визуально выделили время и стоимость;
  5. Сделали акцент на скоростных поездах («Сапсан»);
  6. Добавили возможность добавления закладок «Дешево», «Быстро»;
  7. Выделили информацию об услугах, чтобы пользователи могли, к примеру, выбрать себе поезд с вагоном-рестораном, кондиционером и оплатой в ресторане банковской картой;
  8. Акцентировали внимание на поездах без ЭР;
  9. Вся строка с выбором поезда кликабельна.

Выбор вагона

  1. Теперь можно примерно представить расположение вагонов;
  2. При наведении курсора на категорию появляется подробная информация;
  3. Добавили иконки услуг.

Данные пассажира

  1. Выбор места осуществляется на схеме вагона, если выбирается больше одного пассажира, то добавляется соответствующее количество полей ввода личных данных;
  2. Вся информация расположена в более оптимальном соотношении полей;
  3. Выбор пола осуществляется «ползунком»;
  4. Отдельная кнопка «Добавить пассажира»;
  5. Акцентируемая кнопка «Оплатить».

Оплата

  1. Аккуратно сверстанная информация о заказе. Стилистически выполнена в виде билета;
  2. Понятный и удобный выбор способа оплаты;
  3. Сокращенная форма подтверждения условий.

Завершение оформления

  1. Выделена информация о прохождении ЭР;
  2. Можно сразу распечатать билет;
  3. Есть возможность отправить билет на почту или через SMS на телефон.

Вывод

Ключевые изменения интерфейса заключаются в избавлении от информационного шума, расстановке более четких акцентов, добавлении большего количества аккуратно представленной сопутствующей информации, а также использовании адаптивного дизайна. Даже эти стилистические изменения могли бы значительно оптимизировать работу сайта и самой компании РЖД. Например, мобильная версия покупки билета значительно снизила бы очереди на вокзале.

Конечно, перфекционизму нет предела, и текущий сайт также можно доработать. Однако для более глубокого и тщательного анализа требуется статистическая информация по числу посещений и наличие возможности проведения A/B-тестов.

Было бы интересно услышать мнение аудитории ЦП — что еще можно улучшить, и какие еще есть неудобства на сайте РЖД, которые не вошли в данный материал?

#золотойфонд #Интерфейсы #РЖД #интерфейсы #линч #сайт_РЖД #аналитика_дизайна

Статьи по теме
Анатолий Ларин, Touch Instinct: Ошибки в интерфейсе приложения стартапа Easy Ten
Аналитика дизайна: слабые места нового интерфейса Livejournal
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления