[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b","\u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0435","\u043e\u043f\u0446\u0438\u043e\u043d\u044b","\u043f\u043e\u0438\u0441\u043a_\u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432","hr","\u0440\u0435\u043a\u0440\u0443\u0442\u0438\u043d\u0433","\u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435_\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432"], "comments": 12, "likes": 14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "5326", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
5 719

Как привлечь разработчиков-профессионалов в проект без инвестиций

Здравствуйте! Меня зовут Семён, я из проекта Nerd (вкратце — сервис ответит на любой вопрос в установленное время).

На данном этапе проект только готовится к поиску инвестиций и сотрудников. Ядро будет очень сложным, свои силы и возможности уже исчерпываются. Нужна отличная команда разработчиков-профессионалов, фанатов своего дела. Достойно оплатить их труд на данном этапе не представляется возможным.

Вопрос: как привлечь в команду разработчиков-профессионалов до появления возможности достойно оплатить их труд, если свои силы уже на исходе и инвестор, прежде всего, инвестирует в команду, а не в идею?


Мы попросили ответить на этот вопрос Алёну Владимирскую из агентства PRUFFI, технического директора Coub Михаила Табунова, PR-директора LinguaLeo Марию Глазкову, сооснователя Sapfir Capital Александра Журбу, основателя LifePay и MyApps Вячеслава Семенчука и директора по информационным технологиям Mail.Ru Group Александра Горного.
Алёна Владимирскаяоснователь агентства PRUFFI

Скажу честно и грубо, как я люблю — вообще всё меня в этом послании умилило. Переводя на человеческий язык — вы приходите и говорите: «Мама, купи мне восьмикомнатный дом на Рублевке». Мама спрашивает, с чего бы. «Ну понимаешь, мама, когда-нибудь я женюсь, у меня будет четверо детей, и нам надо будет где-то жить».

Мама говорит: «ОК, но девушка-то у тебя есть?»

«Да нет, но когда-нибудь она появится, и дом мне нужен сейчас».

Так вот, вероятность получения инвестиций в проект, в котором нет команды, — ноль. Потому что инвестиции в технологический проект получают уже под сделанную платформу, которая показывает удобство, новшество или заметно растет. Или второй вариант: на посеве деньги получают именно под команду, под сильных спецов с подтвержденными хорошими скиллами, про которых можно понять, что они эту платформу сделают.

Соответственно, давайте забудем ваши эротические фантазии на тему «Я когда-нибудь сделаю проект, а сейчас хочу инвестиции». Порядок такой: делаем проект, показываем его, получаем интерес инвесторов и обратную связь, и потом уже получаем инвестиции. Если, конечно, это не 50-100 тысяч, которые дают просто так. Но на этом этапе, если вы говорите о такой сумме, то вам сильная среда разработчиков и не нужна.

Важный второй момент: каким образом привлекаются начальные кадры в стартапы. 

Их бессмысленно хантить или искать через рекрутинговые ресурсы. Люди, которые идут в стартап — они идут не за стабильностью, а за верой, что вот сейчас я сильно выложусь и на этом получу очень много денег или очень много славы, а лучше и первого, и второго. Поэтому на начальном этапе единственный способ найти качественных сотрудников — это фаундеру проекта самому становиться его евангелистом, везде рассказывать о своем проекте. Существует куча мероприятий, куча площадок — например, ЦП — где нужно постоянно рассказывать о своем проекте. Не забывая при этом, что вы получите кучу флуда, гадостей и комментариев, что «это 500 тысяч раз уже делали» и «это никому не нужно». Не надо обращать на это внимание, надо вычленять оттуда важный качественный фидбэк по продукту и по команде.

Не бывает, чтобы над идеей думали вы один, обязательно есть люди, которые думали над ней или собираются над ней подумать. При этом довольно мало людей, у которых хватает силы воли «прыгнуть» и начать стартап. Поэтому, если у вас есть интересная идея, которую вы качественно евангелируете, вокруг вас обязательно появятся люди, которые захотят помочь вам эту идею воплотить. И их мотивирует не столько зарплата, сколько будущее, — они верят в эту идею. Вам сразу надо определять долю, которую вы им даете, стандартная составляет порядка 10 процентов. Российское законодательство не имеет базы для правильного прописания этой доли, — но это не значит, что вы не должны ее предусмотреть и прогарантировать письмами.

Еще раз повторю — на начальном этапе можно привлекать только тех людей, которые верят в ваш проект. Это делается только евангелистом, никаким хантингом это не сделать.

Есть еще второй путь, по которому можно пойти. Существует много студий, которые занимаются стандартной разработкой, но которые хотят сделать свой продукт и все время ищут стартапы, в которых они могут участвовать своими технологическими компетенциями за долю и дальнейшее участие.

Но если в первом случае я всегда против этого стандартного страха стартапа, что кто-то украдёт идею, то в случае со студией это вполне может быть. И когда студия разработает, то она же и выпустит, потому что нафиг вы там нужны, ведь основная компетенция в случае технологического стартапа лежит именно в разработке.

Михаил Табуновтехнический директор Coub

Я вижу только два варианта: давать разработчикам долю в компании, или учить их самому. Давать долю можно только тем, кто поверит в успех проекта и захочет в нем участвовать. На данном этапе это скорей ответственность, чем бонус, поэтому нужно объяснить все трудности и лишения работы в стартапе. 

Таких разработчиков непросто найти, но те, кто найдется — это самые замотивированные люди. 

Во втором случае в команде уже должен быть хотя бы один разработчик, который сможет всё объяснить и научить. Это очень долгий и сложный путь, но в результате вы получите людей, которые идеально вам подходят и очень лояльны компании.

Мария ГлазковаPR-директор LinguaLeo

Команду разработчиков-профессионалов можно привлечь, заинтересовав их сложными задачами, которые требуют нестандартного решения, опционами и именами инвесторов, поверивших в идею. По своему опыту еще отмечу, что программисты любят порядок; roadmap и понимание конечной цели is a must. 

Только есть ли у вас такие задачи? Или просто работы стало столько, что рук не хватает, а новичкам отдавать страшно? Если второе, то лучше обратиться к друзьям и знакомым, вдохновить их светлым будущим и другими плюшками. Разработчиков-профессионалов же можно найти на том же oDesk или в крупных компаниях. Последние, обычно, они очень хорошо «сидят», поэтому придется постараться.

Александр Журбасооснователь Sapfir Capital

Моя интуиция говорит, что проект обречен, поэтому смысла собирать команду мечты нет. 

Если абстрагироваться от целей и формата проекта, то заинтересовать команду мегапрофессионалов можно либо интересной задачей, где они могут узнать много нового, либо энтузиастом-лидером, который ведет компанию к какой-то цели, и эта цель нужна и команде разработчиков. 

Как в той притче — они будут строить храм, а не просто таскать камни по 16 часов в сутки. 

Но нужно понимать, что без денег команда скорее всего угаснет через три месяца, когда закончится запал. А инвесторы вкладываться в команду, которая с нуля будет пилить Звезду Смерти, не будут, это фантазия. Да, бывает, что опытные люди пилят. Но проблема в том, что если работа ведется за интерес, то делать разрабы будут то, что интересно, а не то, что нужно проекту.

Вячеслав Семенчукоснователь Life-pay.ru, My-Apps.com

Как ни странно, для многих разработчиков нематериальное стимулирование является очень сильным, и если ваш проект действительно крутой, то этого может быть достаточно. 

Но в чем нюанс. Профессиональные разработчики уже получали десятки предложений (а многие из них уже работали в успешных или, что хуже для вас, неуспешных стартапах) и у них выработался иммунитет на пустые слова. Вы должны доказать им, что у вас не очередная сумасшедшая и не реализуемая идея, а гениальное прорывное решение (осторожнее на этом этапе, вы можете разочаровать себя, доказав, что в вашем проекте нет ничего особенного). 

Важно и нужно стимулировать таких людей опционами, но не отщепляйте от себя сразу, давайте KPI, привязанные к общему успеху проекта, и когда они достигаются, уже давайте таким людям акции. А инвесторы — да, вкадывают в команды, но при этом их также очень хорошо можно цепануть идеей (важно, чтобы вы могли доказать, что ваша идея реальна).

Александр Горныйдиректор по информационным технологиям Mail.Ru Group

Обычная рекомендация в таких случаях — делайте прототип, а не сервис. Он может быть не таким сложным, не таким правильным, не таким точным, как его окончательная версия, но он должен демонстрировать, что идея потенциально реализуема и есть люди или компании, которые могли бы пользоваться вашим продуктом. Искать инвестиции с таким прототипом будет гораздо проще. Если же имеющаяся команда не может создать даже прототип — задумайтесь, по зубам ли вам этот проект?

#вопросы #Разное #опционы #поиск_программистов #hr #рекрутинг #привлечение_разработчиков

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления