{ "author_name": "Павел Федоров", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u043a\u0440\u0430\u0443\u0434\u0444\u0430\u043d\u0434\u0438\u043d\u0433","\u043d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0439_\u0431\u0435\u043b\u043e\u0443\u0441\u043e\u0432","\u0436\u0435\u043b\u0435\u0437\u043e","\u0436\u0435\u043b\u0435\u0437\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b"], "comments": 16, "likes": 11, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "5471", "is_wide": "1" }
Павел Федоров
2 998

Жулики и мечтатели: Почему плохая журналистика разрушает краудфандинг

Редактор Pando Daily Джеймс Робинсон написал колонку о том, как журналисты влияют на ход кампаний по сбору денег на очередной умный гаджет.

Сотрудники Madrobots.ru перевели для ЦП материал Робинсона.

«Устройство готово, и мы нуждаемся лишь в небольшой сумме, чтобы начать его производство» — магическая фраза, которую использует каждый второй hardware-стартап, собирающий деньги с помощью краудфандинга. Её достаточно, чтобы медиа написали о твоём продукте, как будто он точно выходит уже завтра. Но это неправда. Совсем.

Получив от сообщества ничтожные $50-100 тысяч, стартапы наивно полагают, что за этим обязательно последует инвестиции от венчурного фонда, и этого будет достаточно для коммерческого релиза своего первого устройства. На деле оказывается, что без опыта и идеально налаженной работы всегда требуется больше миллиона долларов (как правило, намного больше) и дополнительные месяцы работы для решения возникающих в ужасающих масштабах проблем. Запуск даже крайне сложного интернет-сервиса не сравнится по сложности с выпуском своего «железа». Всё всегда идёт не так, как планировалось — здесь это аксиома.

Это обман, чтобы набрать классы

Проблема в том, что у журналистов нет времени и желания разбираться, насколько высока вероятность провала очередных умных часов. Зато они с радостью расскажут, что, профинансировав проект сейчас, уже завтра первые владельцы смогут отслеживать своё настроение в течение дня или избавиться от вредных привычек с помощью встроенного электрошокера — они просто хотят привлечь максимум внимания к своему материалу. Читать каждый день про стартап, чья идея на самом деле не работает, и он скорее всего скоро канет в небытие, никто не хочет.

Нет никакой гарантии, что продукт вообще выйдет, и, тем более, что он окажется действительно крутым. Тем не менее, Kickstarter и Indiegogo до сих пор воспринимаются многими как место, где можно сделать предзаказ и вскоре получить товар. В большинстве случаев, это происходит из-за неправильного освещения краудфандинг-кампаний в медиа.

Смотрите сами:

TechCrunch весной восхвалял технологичную замену полотенцу — The Body Dryer. Благодаря широкому освещению в сети, проект привлек сумму, превышающую запрошенную в шесть раз. Устройство всё ещё не отправлено. Всё это на фоне кардинальных изменений в дизайне и, естественно, многочисленных запросов на возмещение вложенных средств.

Материал Mashable про умные часы Ritot, проецирующие информацию на запястье владельца, был с интересом воспринят читателями, которые в общей сложности поделились им с друзьями и подписчиками 3600 раз. Спустя несколько дней стало известно, что концепт оказался лишь фантазией авторов. Несмотря на это, с помощью Mashable и других изданий было собрано почти полтора миллиона долларов.

Сомнительные интересы журналистов и краудфандеров объединились: все они стараются создать иллюзию совершенного продукта, который нужен каждому. И если ко вторым никаких вопросов нет — для них это нормально, то медиа однозначно не должны вводить в заблуждение свою аудиторию, не различая задумку с одним полу-рабочим прототипом от реального продукта.


Основатель Madrobots.ru Николай Белоусов солидарен с Робинсоном. По его словам, для того, чтобы недобросовестные стартаперы не получили незаслуженной славы, достаточно провести проверку фактов.

Николай Белоусовоснователь Madrobots.ru

В августе я отмечал юбилей — 100 поддержаных проектов на Kickstarter. По этому поводу написал материал примерно того же содержания, что и Джеймс Робинсон из Pando. Посыл поста достаточно простой — нужен аудит проектов со стороны краудфандинг-площадок, чтобы они отсекали дилетантов еще на этапе подготовки кампаний.

Примеров проектов, которые не оправдали ожиданий, я знаю уже десятки. Только на днях Джеймс Робинсон написал разоблачение очередного не оправдавшего ожидания проекта Tellspeck.

Похоже, пока он единственный из всех гаджет-журналистов всерьез относится к анализу происходящего в сфере краудфандинга. Если не образумить журналистов, краудфандингу конец, и мы вновь окажемся во власти корпораций вроде Sony и Samsung.

У меня есть три совета журналистам:

Думайте о читателях

Не гонитесь за трафиком и лайками пользователей, своими текстами вы ставите под угрозу саму концепцию краудфандинга, поощряя проекты с изначально неосуществимыми параметрами и приводя к ним сотни и тысячи людей.

Не ведитесь на превышение необходимой суммы сбора

Не обращайте внимания на суммы и не пишите «собрал в пять раз больше запрошенной суммы», пока порядок сборов не превышает $1 млн.

Большинство «железных» стартапов прекрасно понимают, что краудфандинг для них — возможность собрать прессу и привлечь внимание венчурных инвесторов, то есть, по сути, проверка гипотезы. Мало кто изначально планирует покрыть все свои финансовые потребности исключительно краудфандингом.

Проверяйте факты и собирайте мнения экспертов

Почему-то 99% новостей о новых проектах публикуется без фактчекинга. Никто из журналистов не догадывается спросить у инженеров и людей, близких к «железной» индустрии, реально ли заявленное авторами.

Не стесняйтесь спрашивать. Примеров, когда продукт-утка попал в медиа, десятки. Последний из них — «невидимый зонт» Air Umbrella. Разоблачение о невозможности создания такого продукта было опубликовано еще в 2012 году. Это не помешало большинству изданий написать об этом проекте и таким образом подвергнуть риску потерять свои деньги сотни людей.

#Стартаперы #краудфандинг #николай_белоусов #железо #железные_стартапы

Статьи по теме
Тренера краудфандинга: Как заработать на тех, кто пытается заработать на Kickstarter
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]