[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0432\u0430\u043a\u0430\u043d\u0441\u0438\u0438","\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u043f\u043e\u0438\u0441\u043a_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b","hr","\u043a\u0430\u043a_\u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c_\u0440\u0435\u0437\u044e\u043c\u0435","\u0441\u043e\u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435_\u043f\u0438\u0441\u044c\u043c\u043e","\u043a\u0430\u043a_\u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c_\u0441\u043e\u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435_\u043f\u0438\u0441\u044c\u043c\u043e"], "comments": 65, "likes": 85, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "5474" }
Редакция vc.ru
77 369

Главные ошибки при составлении сопроводительного письма к резюме

На редакционную почту ЦП написала специалист по HR Юлия Рих, работавшая в крупных российских компаниях (по просьбе автора мы не можем их раскрыть). Она рассказала о том, насколько для специалиста по кадрам важно наличие сопроводительного письма при резюме, и каким именно должно быть это письмо, чтобы увеличить шансы на положительную реакцию.

В моей работе всё просто. Проекты делают люди, я подбираю этих людей. И я же, как правило, отвечаю за то, чтобы этим людям в компании было комфортно и хорошо. Важный момент: любой взгляд на HR и вглубь него — всегда авторский. Не существует общих подходов. Нет системы — есть наиболее и наименее эффективные, а также новаторские способы коммуникации, но всегда надо учитывать человеческий фактор и принятые в компании правила игры:

  • вы можете просто не понравиться как человек, но никогда об этом не узнаете;

  • вы можете быть молодой мамой — и всегда будете хуже амбицозного 25 летнего свободного от обязательств юноши;

  • вам 40+, хотя отказ по возрастному признаку и незаконен;

  • вы попадете на гомофоба, а сами из ЛГБТ-сообщества;

  • вы вызываете бессознательные негативные ассоциации — и тут совсем нет шансов;

  • у вас красный лак, или некрасивый костюм, или вызывающие манеры.

Увы и увы. Но на этапе заочного знакомства, пока читают ваше резюме — шанс произвести впечатление более или менее объективное существует, и этим шансом нужно умело воспользоваться.

Я — адепт написания сопроводительных писем. Именно с такого письма начинается ваше знакомство с рекрутером. Зацепили? Щелк — ваше резюме открыто. Не зацепили — открыто, но прочтено за две секунды. Да, лень писать. Да, «не умею», — скажете вы. Да, гораздо легче сделать один вариант для всех вакансий. Но рынок кандидатов — конкурентная среда, придется взять себя в руки и напрячься.

Всё, что будет сказано ниже, имеет отношение как к сугубо бизнес-структурам, так и к творческой индустрии. Конечно, нюансы есть. Нефтяная компания отличается в принципах подбора от рекламного агентства, и западный игрок со своими 11-ю собеседованиями отличается от небольшой российской типографии, но именно на этапе заочного знакомства через резюме и сопроводительное письмо действуют приблизительно одинаковые правила игры.

Сопроводительное письмо вряд ли прочтет ваш непосредственный руководитель, большой начальник или директор по персоналу. Его прочтет рекрутер, скорее всего, с невысокой квалификацией, поэтому оно должно быть:

  1. кратким; 

  2. понятным по стилистике; 

  3. лишенным всяких общих фраз и лирики; 

  4. отвечающим на несколько принципиально важных вопросов.

1. Краткость

Есть разные мнения на тему того, сколько времени тратит рекрутер на прочтение вашего резюме, но в любом случае это время исчисляется минутами, опытные люди просматривают текст по диагонали очень быстро. На сопроводительное письмо тратится совсем мало времени, считанные секунды.

Поэтому двух-трех абзацев содержательного текста будет более чем достаточно. Не больше половины страницы, даже если это — работодатель вашей мечты.

Есть компании и люди, которых можно впечатлить предложением «Возьмите меня на работу, не пожалеете», но в таком случае ваше резюме и портфолио должны бить под дых мгновенно, а позвать вас на встречу должны сразу после получения письма. Не будьте излишне самоуверенны. Составьте адекватный небольшой текст.

2. Понятность

Рекрутер — как правило, человек на начальной ступени карьеры в HR. Не всегда, и это совсем не значит, что первая встреча с ним — ненужный и не заслуживающий вашего внимания этап, но в большинстве случаев — это люди с не самой высокой квалификацией. Вашего письмо должно быть понятным и по форме, и по содержанию.

Избегайте формальностей. Никакого обращения на «ты», никаких «эй, эйчар, приветствую!», совершенно лишнее — рассказывать о своей жизни со времен школы и пускаться в лирические описания вашего жизненного пути в сложноподчиненных предложениях. Это категорически отталкивающая форма.

Сопроводительное письмо — деловая переписка, а не флирт и не разговор по душам. Будьте понятнее, это многое упрощает.

3. Без воды и лирики

Приведу конкретные примеры. Нет ничего страшнее фразы «Я уверен, что мой опыт и профессиональные навыки соответствуют вашим требованиям». Когда рекрутер прочтёт такую фразу в двухсотый раз, у него начнётся нервный тик. С таким тиком ваше резюме обречено на неудачу.

Или: «Добрый день! Меня очень заинтересовала вакансия "Менеджер проектов" в вашей компании. Я считаю, что мой опыт в предыдущих компаниях соответствует предъявляемым требованиям, и я смогу принести пользу вашей компании, работая на данной позиции. Прошу рассмотреть мое резюме как соискателя».

Узнали себя? Оп — резюме в корзине.

А вот лирика: «...Работала много и с раннего возраста: в 9 классе лето провела в должности секретаря, потом преподавала немецкий и математику, работала экскурсоводом, воспитателем, баристой и даже журналистом в одном известном издании...»

Или: «Начнём с хороших новостей: я энергична, если я завожусь, то сношу препятствия и даже не замечаю их, я вечный фантазер и креативщик, при этом я ребенок с детской непосредственностью и открытостью миру. У меня нет авторитетов и зашоренного взгляда. Я живу по принципу "я всё смогу". А ещё у меня есть татуировка». И еще страница текста.

Или: «Но зачем я вам нужен? — спросите вы. На это есть много причин. Я назову две ключевые. Первая — это полное совпадение с вашими требованиями. Вторая — мой опыт, о котором лучше сказать в цифрах, дабы не грузить вас простыней текста». Дальше, как правило, простыня текста.

В приведенных примерах, к сожалению, ноль содержания. Но с избытком — хаотичности мысли и посредственности суждений. Не будьте смешными, будьте нужными, вызывайте своим профессионализмом зависть, даже если не подходите конкретно на эту вакансию.

Пусть рекрутер закроет ваше резюме с сожалением, что сейчас в их компании нет для вас работы. Пусть идет домой и рассказывает, какое классное сегодня у него в руках было резюме, какое отличное сопроводительное письмо.

4. Три ключевых ответа на вопрос

Сопроводительное письмо должно в полной мере (но кратко!) отвечать на три основных вопроса: 

  • что вы умеете делать; 

  • чем вы можете быть полезны компании на этой позиции; 

  • за какие деньги вы готовы в этой компании работать (не объясняйте, почему, цифры или вилки достаточно).

Никто не учит нас в школе писать эссе с началом и логическим концом, а в американской школе ученики владеют этим навыком с раннего детства, но не стоит себя жалеть, стоит учиться. Так вот, после такого эссе у человека на той стороне экрана не должно остаться к вам никаких общих вопросов. Кто вы, сколько вам лет, мальчик вы или девочка, способны ли вы сформулировать свои мысли письменно, сколько вы хотите получать и почему вам интересна эта позиция по существу.

Будьте готовы к тому, что девять из десяти рекрутеров окажутся неспособны оценить ваши усилия, девять из десяти вам не ответят или усмехнутся — все это стоит того, чтобы один из десяти вас услышал. Пусть даже один из двадцати.

Закрепление

Что исключено:

  • Жизнеописание — «родился в интеллигентной семье, учился на пятёрки, искал себя, читаю такие-то книжки, вышиваю крестиком», «закончив школу, я волей случая оказался в творческом вузе и поступил на факультет такого-то мастерства»;

  • Хвастовство и пафос: «сейчас я дошел до того уровня, когда для меня имеют значение не только интересные проекты или солидные финансовые перспективы, но и репутация компании»;

  • Бульварная лексика и отсутствие формальных границ: «зачем я вам нужен? Все просто — я лучший (смайлик)».

Сформируйте для себя список компаний мечты. Пусть там будет тройка лучших. Напишите также, что готовы к общению в будущем. Дайте понять, что вы хотите там работать, пусть не сейчас, но через год. А вдруг там есть кадровый резерв (и ведь он на самом деле есть)?

Если вам ответил рекрутер (даже с отказом), присоедините его в Linkedin — теперь у вас есть живой контакт из еще недавно закрытой для вас компании. Бинго!

И ничего не бойтесь. Поиск работы — труд, причем бесплатный. Пока вы ищете работу, особенно когда у вас её нет, каждый день вы недозарабатываете определенную сумму денег. Отнеситесь к этим упущенным возможностям серьезно. И помните, и в переписке, и при личной встрече — нет ничего прекраснее честного и открытого разговора. Никто не любит чувствовать себя идиотом, даже, как ни странно, HR-менеджер. Исключения, конечно, есть, но, как правило, в очень специфичных и сложных компаниях, где подход к подбору людей совсем иной, и тут не подстроишься. Это — судьба.

Например, однажды мы прочитали такое письмо: «Поздравляю вас (название компании) с тем, что вы приняли на работу лучшего менеджера!» И всё. К письму была приложена фотография с красивым девичьим лицом, но мало ли красивых девушек. Мы позвали её больше из любопытства по поводу такой наглости. Она оказалась одним из лучших наших менеджеров, и делает, насколько я знаю, отличную карьеру в очень амбициозных и ярких проектах.

Смелость, честность и поменьше глупых условностей клерка средней руки. Говорите с HR-ом, он тоже человек.

И вишенка на торте: наличие фотографии очень упрощает нашу жизнь. Главное условие: без моря и дорогих авто на заднем фоне, купальников, ваз с цветами, вызывающих поз, надутых губок и паспортных вариантов. И поменьше креатива — вида в профиль, рожиц, нелепых и смешных аксессуаров. Живой открытый взгляд, качественная портретная съемка, достаточный размер фото, чтобы рассмотреть ваше лицо — большой и жирный плюс к первому шагу навстречу.

#вакансии #работа #поиск_работы #hr #как_писать_резюме #сопроводительное_письмо #как_писать_сопроводительное_письмо

Статьи по теме
Стоит ли упоминать в резюме свои успехи в World of Warсraft
Какой формат резюме наиболее эффективен — обсуждение на Quora
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления