Стартап Smart Start - работа ВКонтакте

Этой весной команда разработчиков запустила новый стартап Smart Start - приложение ВКонтакте для тех, кто ищет работу или стажировку. Вы - молодой, целеустремленный, квалифицированный выпускник/студент престижного ВУЗа? Тогда читайте интервью с фаундером.

Ну, во-первых, приложение уже установили 3 200 человек:

 



 

Интерфейс у Smart Start прост, если не сказать неказист. Есть поиск по ключевым словам, городу, сфере деятельности и заработной плате. Справа топ вакансий.



К сожалению, вакансий для настоящих фаундеров пока немного:



С нами связался CEO Smart Start Александр Свинин , у нас получилась интересная беседа о Сколково, Pruffi Friends, стажировках, реинкарнации Хедхантера и т.д.

Предлагаем вашему вниманию транскрипт разговора.




Александр Пеганов: Александр, добрый день. Скажу честно - про вас и Smart Start я не очень много знаю. Вы в середине июля получили инвестиции от Softline Venture Partners, новостной фон в основном про это. Расскажите - много получили? Не нашел цифр.

Александр Свинин: Да, новостной фон в изданиях IT и стартап тематики в основном про это, но мы стараемся все-таки больше выступать с экспертным мнением о рынке труда молодых специалистов - это наша отрасль, в которой мы работаем. А про размер инвестиций - к сожалению, не могу раскрывать цифры, несколько тысяч долларов США.

АП: Несколько "тысяч"? или "сотен" тысяч?

АС: Сотен тысяч.

АП: А, другое дело. Я уже испугался. Вижу, что у вас в партнерах - АСИ (Агентство Стратегических Инициатив), то есть вы активно общаетесь с государством. Сколково на подходе опять же, наверное?

АС: Мы хотим сделать продукт, полезный большому количеству людей, который сможет в какой-то мере реализовать наши представления о карьерном планировании для молодежи. Без государства здесь никак, но партнерство исключительно профессиональное. В Фонд Сколково мы заявку не подавали, а в Школе Сколково я учусь.

АП: Вижу в профиле, что вы на госслужбе раньше работали. А кем, если не секрет? Откуда возникло желание сделать HR-сервис?

АС: На госслужбе я состоял менее года - Федеральная служба по финансовым рынкам. Писал магистерскую диссертацию по государственному управлению и решил проверить на практике. А по бакалавриату я HR -менеджер, в этой сфере работал 4 года, вот оттуда желание и возникло.

АП: Вы официально запустили сервис 4-го апреля этого года. Долго разрабатывали?

АС: 12-го апреля запустили. Разработка велась с января.

АП: Ок. А расскажите, какая тут бизнес-модель? Ваши продажники подписывают компании, которые платят вам за размещение вакансий? Модель хедхантер.ру?

АС: Наша модель сейчас - триал версия, после которой компании выбирают один из платных тарифов:

1. Безлимитный (компании, которые подбирают достаточное количество молодых специалистов на разные позиции в течение года)

2. Размещение по одной вакансии "На время" (от 2 недель). Также вакансии в разделах "Образовательные стажировки" и "Профессиональные стажировки" всегда можно размещать любое количество предложений бесплатно.

АП: Ну то есть более-менее стандартно все. Где-то видел, как вы озвучивали цены - что-то около 150 тысяч рублей за безлимитный вариант. Это сравнимо с ценами хедхантера - самого раскрученного бренда в России. Вы считаете что у вас конкурентные цены?

АС: 130 000 рублей в год за безлимит. Это примерно в 6 раз ниже рынка стандартных порталов, при том, что у нас нет отдельных цен за размещение вакансий/базы резюме. Могу лишь сказать, что система монетизации инменится, добавится еще один тариф, который позволит закрывать вакансии при бюджете от 5 рублей. Но это ближе к новому бизнес-сезону - осенью.

АП: Ну я вот только что посмотрел - если меня интересует Москва и IT, то это сравнимые с вашими ценами, нет разницы в 6 раз. Мне просто интересно, как вы планируете конкурировать с Хедхантером, чем вы можете быть лучше чем самый известный бренд по работе в России?

АС: 1. Мы ориентируемся только на аудиторию молодых специалистов и соответственно идем только в те компании, которые заинтересованы только в таких специалистах.

2. Мы идем в ту среду, которая молодым людям понятна, где они проводят больше времени, чем на рекрутмент-сайтах. По нашим оценкам база резюме молодых специалистов на Хедхантере составляет около 600 000 резюме, при том, что в России молодых людей гораздо больше и, естественно, все они рано или поздно будут заинтересованы в том, чтобы найти работодателя мечты.

АП: То есть по-вашему молодые специалисты про Хедхантер не слышали? У вас даже в России есть полдюжины конкурентов - Pruffi Friends и другие. А с ними вы как будете конкурировать?

АС: Pruffi Friends работают в социальных сетях, но фокусируются на абсолютном другом рынке, IT, маркетинг, PR, работа с з/п от 100 000 и выше. При этом на этой неделе Pruffi Friends запустили раздел для молодых специалистов - значит мы уже полгода идем в правильном направлении.

Остальные конкуренты - компании, которые оказывают услуги по graduate recruitment, имеют базы кандидатов до 200 000 резюме, с фокусом только на Москву и Санкт-Петербург в лучшем случае. При этом их услуги стоят от 500 рублей за 1 анкету студента, а ведение, например, страницы компании-клиента Вконтакте, ориентированной на поиск талантов (просто страницы, где будут поститься вакансии) у них стоит от 450 000 рублей. В этом случае мы даже с тарифами в 130 000 по цене явно выигрываем (при этом у нас компания получает отклик в виде полноценного резюме).

Еще один фактор - молодые специалисты во всем мире - самая "нетрудоустроенная" часть экономически активного населения (для сравнения: в Испании 55% молодых людей не могут найти работу более года, в ЕС в общем - 25%, в России - около 16%). Так что потребность аудитории налицо.


АП: Ну, про 55% безработных в Испании - тут соцсети и приложения наверное мало помогут, там другие причины. Но я вас понял. Расскажите лучше, почему вы решили пойти в относительно малоизвестный Softline VP, а не пошли в какой-то другой, более известный и раскрученный фонд?

АС: Нас привлекает в Softline VP команда, которая верит в наш проект и поверила в него еще на стадии, когда была только идея. В Фонде работают настоящие профессионалы, раскрученность тут играет меньший фактор. Главное - найти "своего инвестора" по духу и отношению к работе, мы его нашли.

АП: Понятно. А на какие деньги вы делали самую первую версию, прототип?

АС: На свои.

АП: Весь ваш бизнес происходит в приложении ВКонтакте. Наверняка слышали про топ-менеджмент этой соцсети, про их нравы. Ничего плохого сказать не могу, но не будет ли немного недальновидно строить свою компанию, основываясь на API ВКонтакта? Они так непредсказуемы.

АС: ВКонтакте для нас - важный партнер (они, в том числе, поддержали проект информационно). Тем более я 6 лет прожил в Санкт-Петербурге, поэтому то, о чем говорит топ-менеджмент компании (например о том, что город можно изменить к лучшему и сделать его культурной столицей) - мне лично близко.

При этом пользователям других социальных сетей приложение также будет доступно в скором времени. Так же, как и приложение на мобильных устройствах, но оно будет построено по другой логике. Но сделать приложение сначала именно ВКонтакте для нас было важно. В России мало продуктов, которыми мы можем гордиться. ВКонтакте - один из них.

АП: А вы знакомы с Самим (Дуровым)? О какой информационной поддержке вы сейчас говорите?

АС: Нет, не знакомы, но они анонсировали наш релиз, помогают нам с рекламной компанией.

АП: Многие (если не все) стартаперы говорят о том, что они строят "ярдовую историю". Вы на какие деньги рассчитываете здесь? Миллиарды/сотни миллионов?

АС: Мы рассчитываем сделать продукт, который будет полезен "ярдам" молодых людей. Если строить продукт, который решает проблему человека - деньги, в итоге, все равно придут.

АП: А что вы думаете про продукты конкурентов? Тот же Pruffi Friends. Не боитесь?

АС: Нет, не боимся, рынок надо драйвить, развивать его, много идей еще не реализовано на нем - напрмер, решения по карьерному планированию на основе социальных данных. А рынок здесь - огромный, например в UK более 25 000 человек оказывают услуги по карьерному планированию, их сервис можно автоматизировать. У нас отличная команда, мы много работаем и учимся.



АП: А расскажите про ваши планы немного. Так как модель не уникальная, и на рынке уже были конкуренты, у вас же, наверняка, есть цель кому-то продаться? Тому же Хедхантеру? Рассматриваете такой выход?

АС: Пока такой выход мы не рассматриваем. Вот честно - пока хотим много и упорно работать и делать продукт. Делать его уникальным. Когда я ходил по разным стартап тусовкам, которые для меня - в прошлом корпоративного менеджера - были в новинку, мне все говорили: "Где у Вас фишка? Вы не найдете клиентов! Вы не найдете инвестора!". В итоге все нашлось, главное работать много и профессионально. Сейчас у нас долгосрочные планы по развитию продукта.

Мы будем уходить от модели проекта как "доски объявлений о работе", будет более оперативно отвечать запросам пользователей/клиентов. Так что выход не рассматриваем. Хотя, говорят, что это не предпринимательский подход.

АП: Кстати про тусовки. Часто, много ходили? Какое впечатление? 

АС: Редко и мало, но хватило. Завтра еду в Долину (силиконовую. - прим. редактора) - возможно, там будет интереснее и полезней. Хотя опыт российских тусовок тоже был необходим.

АП: О, а зачем в Долину?

АС: Я студент Сколково StartUp Academy, и поездка входит в наш учебный план. Там будут лекции, мастер-классы, нетворкинг, investor day. Когда начал делать стартап - решил, что надо разбираться в теме, чтобы смотреть шире и получать новый опыт. Поэтому пошел учиться.

АП: Ну это прямо круто. Кстати, а на какой машине ездите? 

АС: На метро. Честно.

АП: Ок. Последний вопрос - может быть что-то пожелаете вашим конкурентам? БранчАуту, Pruffi, Хедхантеру?

АС: Желаю им стойкости и сил в честной конкурентной борьбе с нами.

АП: Ух, круто. Спасибо за интервью!




Как считаете, крутой проект? Ярдовая история?