[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b","\u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0435","\u043a\u0430\u043a_\u0438\u0441\u043a\u0430\u0442\u044c_\u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432","\u043a\u0430\u043a_\u043e\u0431\u0449\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f_\u0441_\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441_\u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430"], "comments": 7, "likes": 13, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "5757" }
Редакция vc.ru
4 694

С чего начинать проект: где искать менторов, как распределять доли и общаться с инвесторами

Здравствуйте. Меня зовут Игорь, я основатель сервиса Onliner.io. Как и все начинающие стартаперы, которые шаг за шагом начинают наращивать клиентскую базу и обороты, хотел задать экспертам интересующие вопросы.

1. Реализация, поддержка, финансовые расходы, первые привлеченные клиенты — всё находятся на мне. Однако мало-помалу уже чувствуется надобность привлечения дополнительного персонала. Если я готов работать вообще только лишь за идею, параллельно подрабатывая на фрилансе, то для найма сотрудников все упирается в отсутствие денежных средств для выплат заработной платы. 

При этом уже есть люди, которые готовы и с радостью хотели бы стать частью команды. Поэтому я вижу только один выход: работа за долю. И в связи с этим возникает вопрос, туманный конечно, на который нельзя дать на 100% верный ответ, и все же: на какие типовые этапы разбивается работа после запуска проекта и на какие факторы следует обращать внимание, чтобы грамотно распределить доли между основателем и теми, кто только пришел в проект?

2. Есть какие-либо сообщества менторов, либо уже состоявшихся стартаперов, где можно было бы задать интересующие вопросы?

3. Какие тонкости и нюансы необходимо знать при первичном общении с инвесторами?

4. Какую литературу по вашему совету необходимо прочесть в обязательном порядке стартаперам-«чайникам»? В частности, важно, чтобы затрагивались такие темы: расчет рыночной стоимости, расчет долей инвесторов и партнеров, расчет необходимого инвестирования, прогнозирование и аналитика.

Александр Журбавенчурный инвестор, сооснователь Sapfir Capital

1. Однозначного ответа о том, какие будут этапы, нет, это специфично для каждой отрасли, стадии, рынка, страны. Доли распределяются так, чтобы у одного остался контроль, и у технарей было не более 25%. Точные цифры зависят от создаваемой каждым человеком ценности и взаимными оценками этой ценности. Главный принип — не жадничайте. 

2. Нет. Это ваша личная задача — искать себе советников 

3. Инвесторов интересует прибыль проекта. Текущая, не будущая. Если вы не прибыльны — идите к семье или друзьям, а лучше займитесь чем-то более простым и быстроокупаемым. 

4. Стартаперам-чайникам нужно читать книги по маркетингу и lean-методикам. Скорее всего, ваш проект закроется в течение года, поэтому учитесь делать дело, а не деньги привлекать. Ключевые слова для вас — СРА, каналы, конверсии, средний чек и ретеншен.

Гайдар Магдануровдиректор по инвестциям Runa Capital, советник генерального директора Acronis

1) Важно рассмотреть функции, которые привлекаемые люди будут нести в бизнесе. В зависимости от того, какое количество времени они будут уделять проекту и какую пользу приносить, можно определиться с долей в проекте. Хотя чем бы они не занимались — разработкой, поддержкой, маркетингом, продажами, административными вопросами — конкретный размер доли субъективен и определяется в процессе переговоров. 

Для уменьшения рисков при выделении долей, имеет смысл придумать схему «вестинга» (vesting) акций проекта, при которой акции выдаются не сразу, а частями в определенный интервал времени. При этом, на случай быстрой потери интереса человека к участию в проекте, важно определить и «клиф» (cliff) — период через который начнется выделение акций. 

Например, вы выдаете сотруднику 100 акций с вестингом в течение 12 месяцев с клифом в год и выделением долей равными частями каждый квартал. Значит, что через год и три месяца у сотрудника будет 25 акций, через полтора года 50 акций, а через два года — 100 акций. При этом вы можете договориться об условиях того, что произойдет, если сотрудник решит покинуть компанию или же будет уволен руководством. При таком подходе долю в проекте получат только те, кто будет в течение длительного времени приносить пользу. Также имеет смысл заранее обсудить денежную компенсацию, которая появится, когда проект будет иметь финансирование или генерировать прибыль. 

2) Если же есть интерес пообщаться в онлайн-сообществе, можно, например, вступить в группу StartupHub на Facebook. Однако, я рекомендую как следует изучить веб-сайты стартап-конференций, инкубаторов и акселераторов, чтобы узнать про людей, выступающих менторами. Определившись с теми, у кого есть соответствующая экспертиза, обратитесь к этим людям напрямую. Если ваш проект интересен, вы можете получить дельный совет, а может быть, еще и партнера или инвестора. Крайне важно подготовиться к общению с экспертами. Времени у них мало, поэтому, чтобы ваш проект привлек внимание, письмо-презентация должно быть хорошо оформлено, кратко и по существу представлять суть и обладать достаточным количеством подтверждающих деталей. 

3) Важно иметь четкую презентацию проекта, проработанную бизнес-модель и подготовиться к возможным вопросам по проекту. Инвестору будет интересно узнать о вас, вашей биографии, вашей команде, деталях вашего проекта, наличии конкурентов и спроса на рынке. Чем лучше вы изучили рынок и чем больше экспериментов провели по изучению аудитории, тем с большим уважением инвестор отнесется к вашему бизнесу. Лучше всего, конечно, иметь прибыль, показывать стабильный рост и приходить уже за инвестициями на развитие под проверенную вами же бизнес-модель.

4) Пожалуй, небольшая, приятная в чтении и достаточно хорошая книга для начала — «High Tech Start Up». Крепко рекомендую «Преодоление пропасти» Джеффри Мура — подходит для любого бизнеса, не только в ИТ. Еще одна хорошая книга про бизнес в целом — «My Years in General Motors» Альфреда Слоуна. Также рекомендую искать бизнес-планы состоявшихся компаний и учиться на их примере. Например, посмотрите презентацию LinkedIn, с которой они приходили в Greylock. Кстати, если хочется совсем краткого обзора технологического предпринимательства «по верхам», то рекомендую посмотреть методичку к курсу «Технологическое предпринимательство» в Открытом университете Сколково.

#вопросы #Разное #как_искать_сотрудников #как_общаться_с_инвестором #бизнес_литература

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления