[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Vladimir Belyaev", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0431\u0435\u0440\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f_\u043a\u043e\u043d\u0432\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f","\u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439_\u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0442"], "comments": 39, "likes": 35, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "5905", "is_wide": "1" }
Vladimir Belyaev
25 710

Пользователи соцсетей пытаются защитить себя не имеющим силы заявлением об авторских правах

Несколько лет назад среди пользователей «ВКонтакте» и Facebook стало распространяться «заявление о защите авторских прав», якобы защищающее их от «новой политики соцсети» и ссылающееся на Бернскую конвенцию и Римский Статут. Слухи о нарушениях приватности в Facebook вызвали в конце ноября новую волну подобных записей. 

Владимир Беляев, координатор «Центра управления законом», оказывающего юридические услуги стартапам, проанализировал текст и объяснил, почему он не несёт в себе никакого смысла.

Эта статья для тех, кто хоть раз видел запись об «объектах авторского права» в своей ленте во «ВКонтакте» или в Facebook:

Сегодня я сыграю роль разоблачителя юридических мифов, надену маску Капитана Очевидность, расскажу об авторских правах и персональных данных и, традиционно, не процитирую ни одну статью из закона или кодекса.

Ошибка № 1

Начнём с того, что юридический смысл в посте начисто отсутствует. Авторские права возникают с момента создания произведения. Совсем не важно, как, где и при каких обстоятельствах оно создано: хокку на салфетке охраняется авторским правом так же, как пост в Facebook или селфи в Instagram.

Закон охраняет любые произведения, независимо от того, указан автор или нет. Автор вправе решить, будет он публиковаться под своим ФИО, псевдонимом или анонимно. Закону пофиг, что охранять, холиварный пост на «Дваче» или вежливую дискуссию в Facebook.

При этом тот же Facebook или Instagram неплохо заботятся об авторских правах: опубликовав пост в соцсети, по сути, вы опубликовали пост под своим псевдонимом. При совершении репоста всегда виден автор первоначальной публикации, что помогает соблюсти требования закона к свободному, и, соответственно, бесплатному использованию чужих произведений.

Автор всегда будет защищён законом, копировать для этого странный псевдоюридический, зато устрашающий текст, совершенно не нужно. Поэтому любое «уведомление об авторских правах» излишне само по себе. Если уж так хочется поиграть в юриста, используйте знак ©, ставьте своё ФИО и год создания произведения.

Ошибка № 2

Персональные данные и объекты авторских прав — совсем не одно и то же. Персональные данные — это любая информация, при ознакомлении с которой можно хотя бы косвенно определить, кому они принадлежат. Номер и серия паспорта, ИНН, группа крови — это как раз персональные данные.

Объекты авторских прав — всё, что создано творческим трудом автора, независимо от формы выражения и художественной ценности. Картинки, рисунки, комиксы, фотографии, видеоролики — как правило, объекты авторских прав. Персональные данные и объекты авторских прав соотносятся друг с другом примерно так же, как уровень смертности от передозировки плавленых сырков с коэффициентом полезного действия варп-двигателя корабля «Энтерпрайз». Иными словами — никак.

Превратить нечто, не имеющее отношение к творческому труду, в объект авторских прав, сравнительно легко. Голая запись с видеорегистратора не является результатом творческой деятельности, но она же, порезанная, смонтированная и с наложенным звуком — уже вполне себе результат творческой деятельности.

Проблема в том, что такой подход не сработает с персональными данными: серию и номер паспорта вам подарил паспортный стол, ИНН — налоговая, а группу крови — природа. Вы обладатель персональных данных и вы вправе распоряжаться ими, но придумать их вы никогда не сможете, а если и сможете — они сразу же перестанут быть персональными данными: выдуманный номер и серия паспорта никак не помогут вас идентифицировать.

Ошибка № 3

Письменное разрешение для использования чужого контента совсем не обязательно. Чужой контент может не иметь никакого отношения к результатам творческой деятельности. Вспомним о прописанных в законе исключениях: флаги, гимны, тексты законов или сообщения новостей.

Кроме того, закон разрешает свободное использование контента в информационных, научных, учебных и культурных целях. Никаких разрешений для этого не требуется. Платить вознаграждение тоже не нужно. Ограничения — следует обязательно указать автора и прописать источник цитирования, а объём цитаты должен быть оправдан целью цитирования. В законе есть ограничения, но если вы не злобный пират с Pirate Bay, всё ОК.

Свободное использование в информационных и культурных целях — не то же самое, что использование в личных целях. Современные авторы с удовольствием цитируют друг друга, не спрашивая разрешения, при этом зарабатывая на своих книгах неплохие деньги.

Ошибка № 4

Социальная сеть не будет красть ваш контент или использовать его так, как вы не разрешали. Причина не в «коммюнике», а в объективной реальности. Всё проще, чем кажется: зарегистрировавшись на сайте соцсети, вы заключили договор на условиях оферты, которую вы, несомненно, прочитали и поняли.

Юридическая конструкция «оферта плюс акцепт равно договор» не позволяет вам согласиться частично или поиграть в согласование формулировок. Раз уж зарегистрировались — то согласились, а если хотите расторгнуть договор — прекрасно, но тогда вам придётся прекратить использовать соцсеть.

Кстати, «коммюнике о защите авторских прав», послужившее поводом для статьи, офертой никоим образом не является. Можно, конечно, сослаться на Гражданский кодекс, рассказать о существенных условиях и акцептах, но вместо этого я приведу аналогичный по юридической силе и бессмысленности пример.

Пожалуйста, отсканируйте QR-код и напишите о своих впечатлениях комментарий, не раскрывая содержание для тех, кто его не отсканировал (честное юридическое — там нет вирусов):

Вывод

Прежде, чем что репостить — подумайте тысячу раз. Вдруг за красивыми формулировками скрывается жуткая фигня?


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

#Колонка #бернская_конвенция #римский_статут

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления