[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Павел Федоров", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","leta_capital","remoto","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442_\u0432\u0435\u0449\u0435\u0439","bright_box"], "comments": 18, "likes": 11, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "5983", "is_wide": "1" }
Павел Федоров
2 775

Сергей Топоров, LETA Capital: Четыре вопроса инвестора к интернету вещей

Старший менеджер по инвестициям фонда LETA Capital Сергей Топоров написал колонку про интернет вещей — взгляд на тренд со стороны инвестора. На примере стартапа для удалённого управления автомобилем Remoto он объяснил, как нужно презентовать подобный проект фондам.

Тема интернета вещей и умных девайсов сейчас сильно перегрета. «Смарт что угодно», мультиварки с Wi-Fi и сковородки переполняют рынок. Фитнес-трекеры вроде Jawbone и Fitbit дают кучу статистики, но 90% людей через 2-3 месяца перестают ими пользоваться, так и не поняв, что с этой статистикой делать. При этом количество подключенных к интернету девайсов (сейчас, по данным ABI Research, их более 16 млрд) и рост цен на них говорят о безусловной перспективности темы интернета вещей. 

Три проблемы интернета вещей

Еще недавно основной проблемой интернета вещей было исчерпание IPv4-адресов. С разработкой протокола IPv6 этот барьер удалось преодолеть. Но остаются вопросы энергоэффективности, синхронизации и безопасности, которые явно тормозят интернет вещей и инвестиции в него.

Первая проблема для развития интернета вещей — это энергоэффективность. Попадая в зависимость от подключенных устройств, мы должны быть уверены, что в определенный момент не окажемся в ловушке. Например, что из-за севшего мобильного телефона не заглохнет машина и не захлопнется навсегда холодильник.

В данном направлении перспективными будут проекты по повышению энергоэффективности девайсов, меток, модулей. Окажутся востребованными проекты, предлагающие увеличение срока жизни батареи, ускорение ее заряда или создание инфраструктуры зарядных станций. К примеру, израильский проект StoreDot уже предлагает полную зарядку батареи за несколько секунд.

Вопрос синхронизации также остается открытым. Для комфортной работы и повышения спроса на интернет вещей данные подключенных устройств должны быстро и качественно синхронизироваться. В этом случае классическая архитектура хранения данных начнет уступать распределенной.

Проекты в этой сфере уже набирают популярность. В конце октября компания Google купила облачный сервис Firebase, который умеет в реальном времени обновлять данные на всех подключенных клиентах. У Facebook есть Parse, облачная BaaS-платформа для мобильных разработчиков. В России развивается хороший проект по синхронизации данных Swarm.

Огромный вопрос стоит к безопасности интернета вещей. С одной стороны, интернет вещей несет много преимуществ и интересных кейсов, с другой — может затронуть приватность жизни пользователя.

Никто не обрадуется несанкционированному доступу от микроволновки, которая станет прослушивающим устройством, или ботнету в стиральной машине. Привлекательное решение «умного замка» вскоре сможет заменить обычные ключи, а пока к нему есть вопросы по безопасности: попасть в помещение, прикоснувшись к замку, может любой посторонний, имеющий доступ к приложению.

Но надо понимать, что эти проблемы порождают массу возможностей, и решения могут сильно повлиять на ее развитие.

Четыре вопроса от инвестора

Несмотря на всю привлекательность будущего с подключенными устройствами, тема интернета вещей все еще остается очень высокорисковой и капиталоёмкой. Зачем инвестировать сейчас в железо, когда софт гораздо маржинальнее и гибче? Производство — дорогое удовольствие и несет много дополнительных проблем с логистикой, сертификацией, таможней. Будучи стартапом, который ищет инвестиции, нужно знать ответ на этот вопрос.

Недавно мы инвестировали 1,5 млн долларов в bright box — разработчика решения по удаленному управлению функциями автомобиля Remoto. Когда мы смотрим на подобные компании, основными факторами принятия инвестиционного решения становятся ответы на четыре вопроса.

Какую проблему решает проект в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

Инвестору важно понимать, что есть у компании на данный момент, и видели ли, к примеру, прототип продукта клиенты, готовые за него заплатить. Естественно, если проект сырой — привлечь деньги сложнее. Как пользователю и инвестору мне нужно, чтобы устройство решало проблемы, а не подкидывало новые. Интернет вещей должен быть там, где он реально востребован. Например, в таких отраслях, как логистика, автотранспорт, пищевая промышленность.

Remoto провели опрос среди автовладельцев и выяснили, что им необходимо от продукта, а после предложили им нужные возможности.

Сколько реальных клиентов у продукта сейчас и сколько будет в будущем?

На этом пункте часто спотыкаются B2C-проекты. К примеру, техночайник нужен только гикам — платить лишние 30 долларов просто за то, чтобы не отрываться от дивана, хотят не все. Фитнес-трекер – игрушка для увлеченных спортом пользователей, которые знают, зачем замерять данные и как их использовать, а не просто дань моде.

Remoto уже сейчас пользуются тысячи автомобилистов. Для массового сегмента автомобилей подобные предложения практически отсутствуют, поэтому компания приняла решение сфокусироваться именно на нем и предложила автомобилистам доступную по цене технологию. Как инвесторы, при принятии решения мы учитывали, что проект принят официальным импортером KIA в России — «Киа Моторс Рус» — в качестве оригинального дополнительного оборудования для автомобилей бренда и предлагается к установке во всех дилерских центрах KIA.

Как заработать денег в краткосрочной перспективе и как использовать решение сейчас для окупаемости бизнеса?

Нужно иметь план, как дойти до клиентов и встать на каждую полку магазина. Краудфандинг, кстати — хороший тест спроса. Но самое главное — попасть в поле зрения ритейлеров и продавать свой продукт сразу на Запад.

Ответом на этот вопрос у Remoto были текущие продажи в сотрудничестве с KIA, планы по сотрудничеству с другими автомобильными брендами массового сегмента и укреплению лидирующей позиции на рынке мобильных приложений для автодилеров (сейчас у Dealer Mobility более 90 000 скачиваний).

В чем большая история проекта?

Ещё один важный вопрос. Убедите инвестора, что ваше решение широко распространится и станет стандартом в интернете вещей, и тогда он удесятерит свои вложения.

В случае с Remoto, нужно было просто представить, что будет когда все авто подключатся к интернету и смогут общаться с пользователями и между собой. Планов и идей в этом направлении очень много, и мы надеемся, что когда-нибудь этот день наступит.

Если фонды вам отказывают, не переживайте. Причин может быть много: в вас и идею просто не верят, не готовы нести долгосрочные риски, идея реально говно. Но то, что вы что-то начали, уже достойно уважения, и никогда не поздно доказать инвестору, как он был неправ. Когда-то никто не верил в Cisco с его сетевым оборудованием, сейчас они строят город будущего в Южной Корее. В Сонгдо к интернету будет подключено практически все — окружающая среда, строения, транспорт, предметы.

#Колонка #leta_capital #remoto #интернет_вещей #bright_box

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления