[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","prostor_capital"], "comments": 49, "likes": 15, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "6030" }
Philipp Kontsarenko
6 345

В какие направления готовы сегодня вкладывать деньги инвесторы

Управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев написал для ЦП колонку о наиболее и наименее перспективных направлениях интернет-проектов по мнению инвесторов.

В ноябре того года мы провели исследование Venture Barometer, в рамках которого опросили около 50 экспертов рынка — инвесторов, управляющих директоров, бизнес-ангелов. Выясняли все, кроме цифр: влияние кризиса на отрасль, ключевые барьеры развития, изменения стратегий. 

В том числе, задали вопрос о том, какие ниши они считают привлекательными для инвестирования, и наоборот: куда сейчас инвестировать невыгодно. Каждый эксперт мог указать три наиболее перспективные с его точки зрения ниши, и три самые бесперспективные. Варианты не предлагали – каждый писал сам. Чем большее число экспертов указало ту или иную нишу, тем выше ее место в рейтинге. Результат перед вами. 

Топ-7 наиболее перспективных для инвестиций ниш интернет-проектов

Рыночная ниша  Ранг
1 Финансовые технологии 31
2 Big Data 30
3 Мобильные технологии 24
4 Интернет вещей 23
5-6 Рекламные технологии 18
5-6 Облачные технологии, SaaS 18
7 E-learning 17

Топ-7 наименее перспективных для инвестиций ниш интернет-проектов

Рыночная ниша Ранг
1 E-commerce 65
2 Социальные сети 22
3 Online Travel 20
4 Медиапроекты 17
5 Игры 11
6 Копии существующих проектов 7
7 Мессенджеры 6

Разберемся с обоими списками. Остановимся на первых пяти «номинантах» в каждом. Начнем с первого – позитивного. 

Наиболее перспективные направления

Финансовые технологии

Их нарастающая популярность у потребителей, особенно в сегментах P2P и микрокредитования, во многом связана с отсутствием ограничений, присущих традиционным банковским продуктам, — низкой скоростью доставки, большим количеством посредников, ограниченной доступностью. Онлайн-сервисы микрокредитования типа британской Wonga или российской Platiza дают возможность получить деньги, минуя банковский офис вообще. 

В России это потенциально колоссальный рынок: у нас половина населения живет от зарплаты до зарплаты, одалживая ежемесячно от 1 до 5 тысяч рублей. Опыт западных коллег показывает, что при правильной экономике доходность подобных сервисов обеспечивается даже при 30-40% невозвратов. А такие бизнес-модели не остаются незамеченными у инвесторов.

Big Data

В потенциале этих технологий тоже не приходится сомневаться. Объемы данных во всех сферах жизни — медицина, медиа — постоянно растут, а значит требуется их высокоскоростная обработка. Big Data становятся мейнстримом на международном венчурном рынке, но есть одна особенность: инвестиции в этот сегмент (как показывают зарубежные сделки последних лет) — это обычно не единицы и даже не десятки, а сотни миллионов долларов. Такие технологии слишком сложны для реализации, здесь ключевое слово не обработка, а ее скорость. Не думаю, что в ближайшее время вероятность массовых инвестиций в этот сегмент в России велика. 

Мобильные технологии и сервисы

Сегодня среднестатистический пользователь проводит «в экране» своего мобильного телефона около двух часов в день. А через несколько лет границы между мобильным и немобильным интернетом вообще сотрутся, а значит выиграют те бизнесы, которые используют саму суть мобильности и все преимущества, которые с ней связанны. 

В недалеком будущем именно экран смартфона станет для нас основным окном в мир сервисов и социальной жизни. Потому что он всегда рядом. И потому что он позволяет жить в удобной для современного пользователя парадигме «хочу прямо здесь и сейчас». Сюда же, в мобильный онлайн, в силу растущих возможностей персонализации, будут постепенно перетекать и рекламные бюджеты. 

Интернет вещей

Логичное продолжение темы мобильных сервисов. Персональные носимые устройства существенно расширяют «органы чувств» смартфонов и позволяют делать для пользователей на порядок большее — заботиться о здоровье, оплачивать парковки, вызывать такси.

Согласно прогнозам, к 2015 году к интернету будет подключено 25 млрд, а к 2020 году — 50 млрд устройств. Сегодня Internet of Things объединяет множество легко подключающихся к интернету бытовых девайсов, которые делают жизнь проще и удобнее, — измеряют давление, подсчитывают потребляемые калории, определяют допустимую нагрузку. 

Одной из болевых точек этого сегмента является проблема информационной безопасности, начиная от приватности данных и заканчивая сохранностью информации. Технологических барьеров практически нет. 

Новые рекламные технологии

Речь идет об онлайн-таргетинге и персонализации информации. На основании персональных данных строится высоко-таргетированная, а значит эффективная реклама, которая позволяет рекламодателю в онлайне максимально точно выбирать подходящую целевую аудиторию. 

На уровне технологий речь идет о таких моделях как лидогенерация (CPA), арбитраж (RTB), которые приобретают все большую популярность. Сегодня, например, уже более 50% от всех заявок на кредиты поступают в банки в онлайне — через интернет-сайты, лидогенераторы, контекстную рекламу. И со временем эти технологии будут «отъедать» все большую долю у традиционных рекламных моделей.  

Наименее перспективные направления

А теперь об аутсайдерах. 

В списке оказавшихся «за бортом» с трехкратным отрывом от преследователей побеждают проекты e-commerce, пользовавшаяся завидной популярностью у инвесторов в последние годы. Их «антирейтинг» более чем вдвое превысил максимальный положительный рейтинг проектов Big Data. 

При этом, если мы вернемся в 2012 год, то обнаружим, что еще пару лет назад электронная коммерция была на «коне». По данным Money Tree от РВК и PwC на него пришлась 21 сделка на общую сумму около $315,7 млн, что в 6 раз больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (14 сделок, $48,9 млн.). 

Проекты, связанные с социальными сетями (второй по списку аутсайдер), в том же году привлекли $24,7 млн в рамках 17 сделок, а онлайн туризм (№3) — $47,2 млн. Медийные и новостные проекты, монетизирующиеся по рекламной модели, — на четвертом месте, отставая от лидера в пять раз. Следом за ними идут игры — любимчики инвесторов 2007 - 2010 годов.

С чем связано разочарование инвесторов? Анамнез сильно разнится от сегмента к сегменту. 

Электронная коммерция

Для e-commerce основным «демотиватором» является низкая маржинальность плюс высокая конкуренция. Порог входа в сегмент достаточно высокий: наберите в интернете любой возможный товар или сервис, который можно купить или заказать в онлайне, и обнаружите десятки, а то и сотни мало отличающихся друг от друга предложений, даже казалось бы в «узких» сегментах. 

Желающих продавать корма для животных или предоставлять услугу бронирования столиков в ресторане порой гораздо больше, чем потенциальных желающих ею воспользоваться. Даже многие корифеи этого рынка, объемы инвестиций в которые исчисляются миллионами, много лет не могут обеспечить своему бизнесу прибыль.

Социальные сети

С социальными сетями другая история. Здесь просто нет свободных ниш, в рамках которых можно найти достаточно большую для хорошей монетизации аудиторию. Все, что были, — уже заняты, а все остальные забрала себе тройка международных и российских гигантов — Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», которые позволяют создавать специализированные сообщества по интересам внутри себя. 

Онлайн-туризм

Этот сегмент, на мой взгляд, сильно перестарался со своим пиаром. Чрезмерная раскрученность сыграла с ним злую шутку. Любое позитивное событие подавалось ньюсмейкерами и воспринималось аудиторией как неопровержимое доказательство грядущего рая на земле. Все хотели занять там пусть маленький, но своей участок земли. 

Деньги инвесторов текли рекой. Будучи в прожекторе рынка, онлайн-тревел не мог себе позволить даже небольшой сбой, а когда он все-таки случился, степень негативности этого события тоже вознесли до небес. В итоге этот рынок был внесен в список бесперспективных, что может быть несколько опрометчиво: его потенциал еще далек от насыщения. 

Если брать, например, только онлайн-агентства, продающие пакетные туры, то это не более 1% от рынка туристических услуг в целом, то есть, $150 млн от $15 млрд. В этом сегменте практически нет конкуренции между игроками, их основной «противник» — это офлайн, и рано или поздно они с ним справятся, оттянув на себя немалую долю туристической аудитории.

Медиапроекты

Основной бич медиапроектов — модель монетизации. В большинстве случаев она основана на доходах от рекламы, а с контекстом и баннерами дела обстоят сегодня не очень. Желающих исчислять эффективность рекламных кампаний количеством показов и кликов становится все меньше, всех все больше интересует таргетинг. 

Да и с объемами аудиторий у таких проектов не всегда все образцово показательно. К тому же — удивительное рядом — российские медиа-проекты не могут стать резидентами «Сколково» и получить все вытекающие отсюда блага, так как, по правилам этой уважаемой структуры, компании с рекламной моделью монетизации... не признаются инновационными.

Игры

Коллизия этого сегмента в его массовости. Игры — неиссякаемый венчурный кладезь, но при одном условии — нужно правильно угадать «счастливчика» еще задолго до того, как он им окажется. Инвестиции в игры — это лотерея. Таких сюжетов, как у Angry Birds — тысячи, а выстрелила и стала хитом только она. 

Это скорее магия, чем расчет. И далеко не все среди нас — инвесторов — способны угадать будущего фаворита на основании вторичных признаков — уровня команды, продвинутости дизайна, потенциала аудитории. Мы еще не волшебники, но усердно учимся.  

Размышляя над обоими списками, я думаю, что, приложив определенные интеллектуальные усилия, можно придумать аргументы в пользу как лидеров, так и аутсайдеров инвесторских предпочтений. Необходимо отметить, что несмотря на логичность и очевидные аргументы в пользу первого списка, перечисленные направления кажутся все-таки скорее «данью моде», нежели рациональным, обусловленным эффективной экономикой выбором: за последний год публичных сделок в этих сегментах наблюдалось не так уж и много. 

Складывается впечатление, что игроки рынка выбирают в качестве перспективных те категории, которые в большей степени на слуху, и в которых в России еще не было инвестиционного бума, а значит и массовых разочарований. А это значит, что через пару лет мы можем получить ровно противоположную картину, в которой номинанты из одного рейтинга плавно переместятся в другой.

#Колонка #prostor_capital

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления