{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a_\u043d\u0430\u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c_\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0435_\u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435","\u043b\u0438\u0446\u0435\u043d\u0437\u0438\u044f","\u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435_\u0430\u0441\u043f\u0435\u043a\u0442\u044b_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432"], "comments": 18, "likes": 10, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "6253", "is_wide": "1" }
Konstantin Panphilov
1 279

Письмо в редакцию: Как подружить покупателя и продавца при помощи шаблонных лицензий

Создатель планировщика финансов Nyze Андрей Селин написал в редакцию письмо, в котором рассмотрел сложности юридического регулирования деятельности онлайн-сервисов и предложил способ для упрощения жизни пользователей и поставщиков услуг при помощи набора заранее прописанных базовых договорённостей.

В нашу жизнь незаметно входит понятие пользовательского соглашения. Наверное, уже совсем редкий человек не читал условия использования сайтов-купонаторов или условий покупки бриллиантов в игре для планшета. 

Появились и такие, кто читал Конституцию, и кто с уверенностью цитирует регламент общения с дорожными полицейскими. Юридические аспекты предпринимательства становятся все более актуальными, а ситуации — более массовыми. Практика регулирования прав и обязанностей — прекрасная новость, однако однажды столкнувшиеся с ней вам скажут, что сколь бы четко сформулированным ни было ваше пользовательское соглашение, стресс гарантирован. Его можно лишь приуменьшить.

Я бы хотел познакомить вас с разными примерами такого стресса и кардинально новым подходом к его снижению.

Пример 1

Однажды я стоял в очереди в отделении одного из банков новой волны, позиционирующих себя как быстрых и более клиентоориентированных. Причиной задержки был парень, который уже, как минимум, полчаса занимал все внимание одной из операционисток — и делал это без особого удовольствия. 

Из его периодических нервных выкриков постепенно складывалась прозаическая картина: однажды он взял кредитную карту и использовал её в соответствующих целях, потом не без труда погасил кредит и забыл на время. Но, в соответствии с условиями, описанными где-то внутри пятисотстраничного договора, ему следовало бы попросить заверенное уведомление об успешном окончании расчетов, так как без этого документа возможные издержки несовершенной банковской отчетности ложились на него — что и произошло.

Достаточно сложно уже написать один абзац, описывающий ситуацию из этой области, чтобы не спровоцировать у читателя порыв побыстрее перейти дальше, отдалиться от этой трясины. От всего, подстерегающего нас за фасадом красивых объявлений на высококонкурентных рынках, где все средства хороши и истинное лицо клиентоориентированности, как бы громко это ни звучало, обнаруживается уже постфактум.

Пример 2

Одним из толчков к написанию этого текста выступило, вероятно, обновление пользовательского соглашения Facebook, весть о котором не обошла ни одну живую душу и которое, при этом, уверен, не открывал никто. Возможно, в силу пролетарской инертности и доверчивости мы не считаем возможные изменения достаточно принципиальными и думаем, что вряд ли кто-то (а тем более, Facebook) решит обусловить в договоре прямое по отношению к нам бесстыдство. Возможно, в силу опыта множества установок нелицензионных Windows и других нелицензионных программных продуктов, подарившего нам понимание о словоохотливости американцев по части написания договоров и соглашений, мы просто оптимизируем свое время по этой части.

Сколько сайтов мы посещаем ежедневно? Если мы — разработчик или маркетолог, наш ареал ёмок и невелик, мы редко выходим за его пределы. Но метко — так, что месяцами терпим установленный вкупе с чем-то мистически возобновляемый с каждым включением плагин поиска, прекрасно адаптированный для раздражения во всех браузерах. 

И ведь мы с чем-то согласились, установив его — иначе на второй же день его AdSense-аккаунт был бы закрыт. В итоге в своих мучениях приходим к тому, что проще переустановить систему со всеми настройками, чем одолеть этот прекрасный «клиентоориентированный» продукт. А если мы — мама разработчика или маркетолога, что тогда? Со сколькими тысячами оферт мы успели согласиться своим неуходом с сайта? Сколько кнопок и ссылок на них понажимали? Сколько негативного опыта и издержек по времени понесли по вине ловкой манипуляции словами?

Пример 3

Заканчивая рисовать картину процветающей энтропии в сферах, важность которых мы не в состоянии оценить до поры до времени, обратимся к более понятным и осязаемым примерам. Допустим, вы задержались в гостях и вызываете такси в три часа ночи. Предполагается, что вы с таксистом имеете общее мнение о том что такое поездка на такси, но на деле эти мнения часто расходятся. Как выглядит ваша идеальная поездка, чего вы ожидаете от неё:

  1. Я ожидаю, что это будет чья-то вишневая девятка с засаленными сиденьями; 
  2. Чтобы от дверей дуло, а с потолка капало; 
  3. Ожидаю вони в салоне; 
  4. Песню про человека в телогрейке; 
  5. Скорости и маневров; 
  6. Опасности и острых ощущений; 
  7. Нравоучений; 
  8. Политики; 
  9. Каких-нибудь людей на подсадку; 
  10. Богатого на образы монолога о нелегком бытии водителя;
  11. Планирую отдать побольше денег в виду внезапно выяснившихся условий ночных поездок; 
  12. Отдать побольше денег по причине внезапно выяснившихся условий выезда за МКАД; 
  13. Отдать побольше денег, потому что у водителя нет сдачи, а вы уже сдались и просто хотите побыстрее от него отделаться.

И так далее. Вот тот составленный на скорую руку список того, от чего не застрахован ни один из нас. Водитель не замечает, что всё это — не услуга, а настоящее испытание. Для него услуга — это:

  1. Перевозка из пункта А в пункт В. 
  2. Profit.

Обсуждать, сколько мы готовы заплатить за поездку в прокуренной машине, и уточнять, куда везет водитель своего уже имеющегося пассажира — несподручно, да и всего не упомнишь, и мы опять оптимизируем, соглашаемся — это ведь не смертельно. И, таким образом, плохое качество и обман находят себе дорогу в нашу ежедневную практику.

Теперь самое время перейти к тому, о чем на самом деле эта статья. Представьте себе, что вы вызываете такси и при обсуждении условий перевозки говорите вместо оглашения полного списка условий, по которым вы хотите ехать, одну фразу: «Лицензия Такси 100500». Водитель или диспетчер говорит вам: «Хорошо», вы садитесь и дальше всё (с пониманием обеими сторонами) происходит следующим образом, описанным в этой лицензии, а именно:

  1. Вы не платите никаких надбавок связанных с выездом или въездом в город, на другие территории. 
  2. Надбавка за ночное время (при посадке с полуночи до 5 утра) — 10% к общей стоимости посадки и поездки. 
  3. В случае отсутствия сдачи у водителя стоимость поездки округляется в меньшую сторону. 
  4. Возраст автомобиля — до 10 лет. 
  5. В нем: 
    1. Чисто; 
    2. Не дует; 
    3. Не накурено; 
    4. Нет запаха перегара; 
    5. Нет запаха недавно забитого мелкого рогатого скота; 
    6. Нет иных запахов; 
    7. Не капает; 
    8. Не лежит; 
    9. Ничего не гремит; 
    10. Все колеса — одинаковые; 
    11. Есть POS-терминал 
    12. Никакого русского и узбекского шансона, водитель по просьбе пассажира обязуется поставить желаемую радиостанцию. 
    13. Водитель молчит и не инициирует беседу после односложных вопросов 
  6. Скорость передвижения — до 90 километров в час. 
  7. В поездке водитель не останавливается ни по одному отличающемуся от требуемых правилами дорожного движения случаю. 
  8. Стоимость посадки — такая, километра — такая, минимальной поездки — такая. Длина минимальной поездки — 5 километров. 
  9. Расчет производится по наглядному километражу, измеренному независимым приложением. 
  10. Отклонения от маршрута (например, по незнанию) не оплачиваются. 
  11. За каждое несоответствие этому списку — скидка 10%.

Остановимся на десяти пунктах, хотя их может набраться порядка 25 — включая интересы водителя. Достаточно много, чтобы заставить себя прочитать, но есть один огромный плюс: это надо сделать один раз, и согласиться с этим или не согласиться.

Теперь подробнее о том, что я имею в виду, употребляя слово «лицензия». Это — общие правила и принципы взаимодействия физических и юридических лиц, объединяющие best practices в той или иной области. Идея взята из практики лицензий использования программных продуктов — и ее простоты. Мы все знаем, что GNU — это нечто безболезненное. Хоть и её мало кто читал, пользователи знают, чего ждать от нее. Пользователи знают, чего ждать от Inapp-purchases. А вот чего именно ждать от сайтов-файлообменников, например, пользователи не знают.

Так почему бы тогда не сформировать в области интернета несколько базовых лицензий, на основании которых будут действовать тысячи сайтов и бизнесов. И миллионы людей будут знать, чего ждать от этой мерцающей массы. Они могут составлять базовую часть договоров и обретать юридическую силу через это, и могут быть самостоятельными документами, не имеющими прямой юридической силы, но при этом приводить покупателя и продавца под один знаменатель и снимать все известные недопонимания.

Лицензии могут дробиться на составляющие, отображающие коротко и ясно в виде иконок в футере страницы политику сайта в отношении тех или иных сторон пользования. Это может быть, например, градация политик хранения пользовательской личной информации и обмена этой информацией с третьими сторонами и государством. Таким образом, свидетельство канарейки, например, может иметь более ясный канал выражения, чем ежегодная отчетность.

Предлагаю обсудить то, что вы хотели бы конкретизировать во взаимоотношениях с посетителем и что могло бы сделать их более прозрачными и простыми и скомпилировать из всего этого первую версию лицензии «Суперсайт 3000». Начать можно с неких общих принципов и ограничений. Например, мне видится разумным принцип отказа от обогащения за счет неочевидных сопутствующих трат и спрятанных в договоре нюансов.

Важные области помимо этого — это безопасность, приватность, рекламная политика, мера спама, установка хлама вместе с желаемым приложением или плагином, удобство отказа от сервиса или его составляющей и многое, многое другое, что нужно, наконец, разложить по полочкам.

Составленная по итогам обсуждения лицензия будет мною помещена на специальном сайте и изо всех сил выталкиваема в массы. Ожидается, что однажды она станет одним из основных стандартов интернет-проектов. Пользуясь сайтами и приложениями, отмеченными ей, посетитель будет уверен в совершении тех или иных действий без неприятных последствий.

#как_написать_пользовательское_соглашение #лицензия #юридические_аспекты_работы_стартапов

Статьи по теме
Как написать пользовательское соглашение для проекта
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]