[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Andrey Zagoruiko", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u0446\u043f","\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435_\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438","\u043a\u043e\u043c\u0438\u0442\u0435\u0442","\u0430\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439_\u0437\u0430\u0433\u043e\u0440\u0443\u0439\u043a\u043e","tj"], "comments": 28, "likes": 16, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "6325" }
Andrey Zagoruiko
7 229

Год стартапера: плюсы, минусы, подводные камни

Сооснователь ИД «Комитет» Андрей Загоруйко написал колонку о том, чему можно научиться и к чему необходимо привыкнуть за год работы в стартапе.

С тех пор, как в апреле прошлого года проекты TJournal и ЦП объединились, прошло почти девять месяцев. Впрочем, подготовительные работы и обсуждения длились еще какое-то время, поэтому можно с уверенностью сказать, что в текущем виде издательский дом «Комитет» работает примерно год. Я хотел бы немного рассказать про то, чему научился за этот год, что узнал нового, возможно, кому-то это пригодится или просто будет интересно.

До объединения руководитель каждого из проектов (Влад Цыплухин — в TJ и я — в ЦП) занимался всем — от работы с редакцией, общения с рекламодателями, партнерами, прессой, до каких-то совершенно на первый взгляд не важных, но критичных вещей, таких как поиск офиса, оплата серверов и правка опечаток в материалах. После слияния стало ясно, что так дальше жить нельзя, и мы разделили сферы обязанностей — Влад теперь полностью отвечает за продукт и редакции, я занимаюсь коммерческими размещениями, то есть рекламой, и в целом монетизацией проектов.

Ниже — несколько пунктов про то, чему я научился или чему хотел бы научиться, применительно к работе в стартапе.

Забудьте про выходные и праздники

Как у кофаундера стартапа, у вас не будет свободного времени в полном понимании этого слова. Да, вы наверняка сможете выкроить час-другой на спортзал или выйти на выходных поужинать с друзьями. Но почти наверняка в это время в голове будут крутиться мысли о проекте, и с друзьями вы будете обсуждать не автомобили, а монетизацию, рынок и планы на будущее.

Постоянный стресс — это нормально

Пока ваш стартап не вышел на самоокупаемость, не набрал свои сотни миллионов пользователей и не закрыл вопрос с финансированием развития на пять лет вперед, стресс будет преследовать вас всегда. Кассовые разрывы, отвалившиеся партнеры, увольнения ключевых сотрудников — вот краткий список того, с чем вам придется регулярно сталкиваться. Способ борьбы со стрессом каждый выбирает для себя сам — спорт, семья, стритрейстинг, спонтанные путешествия, все это может облегчить ситуацию, но не избавит вас от перманентного психологического давления.

Если вы чего-то не умеете, то быстро научитесь

Стартап — лучшая школа жизни. Где еще вы научитесь ведению переговоров, выбиванию скидки на офис, увольнению (и найму) людей на работу, финансовому планированию и десятку других навыков? Если вы не умеете продавать, работать в «Экселе» или презентовать свой проект перед дюжиной топ-менеджеров транснациональной компании, будьте уверены, что все это вам предстоит делать, и вариантов отказаться не будет.

Процессы сами себя не построят

Любой стартап начинается с хаоса. Идеальная коммуникация и скорость обмена информацией — в стартапе из одного человека. К сожалению, в одиночку ярдовые истории не строятся. По мере развития компании и появления новых людей, процессы будут усложняться, и люди будут терять понимание происходящего. Тут на сцену вступаете вы — как основатель, тщательно объясняя и скрупулезно описывая задачи каждого сотрудника. Когда все члены команды понимают, что именно и в каком объеме они должны выполнять, неприятных эксцессов практически не бывает. Дополнительное чтение по теме.

Учитесь разбираться в людях

Как основателю стартапа, вам придется общаться с невероятным количеством людей. Потенциальные сотрудники, партнеры, клиенты, пользователи и так далее. Принятие верных решений будет напрямую зависеть от того, насколько вы смогли понять истинные мотивы собеседника и донести свои аргументы. Ваше умение разбираться в людях неизбежно будет улучшаться. Когда вы подумаете, что «ну вот, теперь-то я всех насквозь вижу», непременно случится катастрофа, которая вас в этом разубедит. И все начнется сначала.

Продажи — это всё

Ок, если не всё, то очень многое. Идеального продукта в вакууме, про который пользователи должны сами узнать и принести вам за него денег, не существует. Если вы слишком глубоко зароетесь в создание идеального продукта и забудете про основы бизнеса («деятельность, направленная на получение прибыли»), случится непоправимое. Не забывайте про продажи и монетизацию, и ваши сотрудники будут счастливы вместе с вами.

Выявляйте проблемы и выносите их на обсуждение

Если вы видите недовольных сотрудников или клиентов, которые чем-то разочарованы, не стесняйтесь спрашивать, в чем дело, и выносите проблемы на обсуждение. Лучше решить проблему в зародыше, чем подписывать заявление об увольнении или потерять важного клиента из-за пустяка. Постоянные и откровенные дискуссии пойдут на пользу вам и вашему стартапу. Если вы будете делать вид, что ничего не происходит, при том, что компания превращается в бомбу замедленного действия, никому от этого пользы не будет.

Принимайте решения быстро и двигайтесь вперед

Мнения — это замечательно, и часть вашей работы, как основателя, заключается в том, чтобы интересоваться мнением других людей. Но как только дело доходит до принятия решений, все, что вам нужно сделать — это выложить на стол всю информацию от заинтересованных сторон, принять окончательное решение самостоятельно и двигаться дальше. Сколько бы экспертов и умных людей вы ни выслушали, компания ваша, и ответственность будет лежать только на вас.

Отчетность — это суперважно

У вас, как у основателя стартапа, наверняка есть акционеры, инвесторы, партнеры или другие лица, заинтересованные в успешном развитии компании. Возьмите себе за привычку ставить их в известность о работе компании. Регулярно, раз в месяц или в квартал, присылайте отчеты с ключевыми метриками, планами на будущее и вопросами на рассмотрение. Во-первых, это ставит всех на один уровень понимания ситуации, во-вторых, это вас систематизирует и организует, в-третьих, на растущие графики просто приятно смотреть.

80/20 применительно к разговорам

Основатель стартапа — это не бизнес-тренер и не телеведущий, который болтает 100% своего времени. В идеале, вы будете проводить большую часть времени, выслушивая других людей. Будь то сотрудники, клиенты или партнеры, настоящую ценность для вас представляют отзывы и мнения других людей, а не поток сознания про то, как ваш гео-клауд-дейтинг со встроенным екоммерсом перевернет рынок и заработает кучу денег.

Показывайте пример

Вы можете сколько угодно рассказывать сотрудникам про то, как важно писать грамотные письма, приходить в офис к 9 или усердно работать для достижения общей цели, но если вы не показываете все это на себе, то грош цена этим инструкциям. Lead by example — избитое выражение, но в стартапе, когда от людей ожидаешь сверхусилий, не прикладывая при этом их сам, это невероятно важно.

Вы — не дружбан

Никто не говорит, что вы должны закрыться в кабинете и перестать общаться с сотрудниками. Но и слишком усердствовать с дружескими отношениями не стоит. Особенно критично не заводить себе любимчиков в компании и не поощрять фаворитизм. Применительно к компании профессионализм должен цениться выше любых дружеских отношений. Когда вам придется увольнять своего товарища или ставить на его место того, кто лучше работает, скажете мне спасибо.

Важный баланс

Work-life balance важен, если вы играете вдолгую. А так как за год-два стартапы не делаются, наверняка у вас впереди 4-5 лет упорного труда. Постарайтесь не забывать про отдых, свое физическое состояние и интеллектуальное развитие. Да, невероятно сложно выделить несколько часов в неделю на новую книгу или на тренировку, но в долгосрочной перспективе это такая же инвестиция в компанию, как и деньги от фонда.

По многим вышеперечисленным пунктам мне еще предстоит много работать, но я думаю, что мы на правильном пути. Мнения экспертов традиционно приветствуются.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

#Колонка #Стартаперы #ЦП #управление_проектами #Комитет #Андрей_Загоруйко #TJ

Статьи по теме
И с головой, и много
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления