[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0442\u0443\u0440\u0438\u0437\u043c","\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430","\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","similarweb","\u0432\u0435\u0431_\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430","\u043d\u0435\u0432\u0430","\u043b\u0430\u0431\u0438\u0440\u0438\u043d\u0442","\u0442\u0443\u0440\u0430\u0433\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430","\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441_\u0432_\u0442\u0443\u0440\u0438\u0437\u043c\u0435","\u0442\u0443\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f_\u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u043b\u044c","\u0441\u043e\u043b\u0432\u0435\u043a\u0441","\u043f\u0430\u0432\u0435\u043b_\u0442\u0443\u0447\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439"], "comments": 22, "likes": 15, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "6752" }
Daria Khokhlova
6 288

Исследование кризиса в туризме с точки зрения посещаемости сайтов

Павел Тучинский, аналитик отдела маркетинга компании SimilarWeb, написал для ЦП колонку, в которой взглянул на кризис в туристической отрасли с точки зрения посещаемости сайтов.

Тучинский считает, что проблемы можно было спрогнозировать задолго до банкротства крупнейших операторов и что теперь отрасль ждут перемены в сторону самостоятельной организации отдыха россиянами.

Начало конца

2014 год стал роковым для туристического бизнеса в России. После многообещающего подъема сразу после Олимпиады в Сочи, уже весной обозначился кризис небывалого масштаба. Лето принесло разочарование и финансовые потери тысячам туристов, пострадавшим от крупных туроператоров, деятельность которых базировалась на принципе финансовых пирамид.

Как следствие, осень ознаменовалась рядом громких банкротств ведущих, казалось бы, твердо стоящих на ногах туроператоров. К концу года Ростуризм исключил из своего реестра 200 участников рынка. Потери российской туристической индустрии по итогам года составили порядка $4 млрд.

Причин тому немало. Эксперты выделяют ряд факторов, таких как ухудшение отношений страны на международной арене; санкции Евросоюза и США; девальвация рубля, вызванная падением курса нефти; ожидание кризиса; запрет государственным служащим и силовикам на выезд за границу; но, прежде всего, резко возросшее недоверие людей к туристическим фирмам. Никогда еще комбинация негативных обстоятельств не была столь неблагоприятной в истории российского туристического бизнеса.

По прогнозам специалистов, в 2015 году спрос на выездной туризм упадет еще как минимум на 50% и, как следствие, порядка 30% туристических компаний прекратят свое существование.

Я предлагаю взглянуть на туристический бизнес в России с точки зрения веб-измерения.

Карточная пирамида

Летом туристическая отрасль содрогнулась от череды громких банкротств. Одним из самых заметных стало закрытие фирмы «Нева», входящей в неофициальный топ-5 ведущих туроператоров России. Но банкротство «Невы» можно было спрогнозировать по анализу посещаемости сайта, где спад наблюдался задолго до высокого сезона. Разница между пиковыми значениями июля 2013 и июня 2014 года составила 23%.

«Нева Тревел»

Компании, работающей за счет постоянного роста оборотных средств (по принципу финансовой пирамиды), оказалось не под силу справиться с падением спроса. В разгар сезона авиаперевозчик, который является бизнес-партнером «Невы», не сумел вывезти российских туристов из Болгарии. 1800 туристам, купившим путевки у туроператора, понадобилась помощь государства, чтобы вернуться в Россию. Не смогли уехать отдыхать по уже оплаченным путевкам порядка 17 тысяч человек.

В результате туристическая компания «Нева», которая пережила все кризисы, начиная с 1990 года, и которая в год обслуживала порядка 300 тысяч туристов, 16 июля 2014 года прекратила свое существование. Долг перед клиентами и партнерами компании следствием оценивается в 450 млн рублей.

Следом один за другим закрылись не менее крупные туроператоры из топ-реестра с финансовым обеспечением в 100 и более млн рублей.

«Лабиринт Тревел», которая работает на рынке с 1995 года, объявила о банкротстве 2 августа. В суд подано 87 исков на общую сумму 17,5 млн рублей.

«Солвекс Тревел» работала с 1995 года. 11 сентября компания объявила о банкротстве. На этот момент за рубежом оставались более девяти тысяч клиентов. Сумма кредиторской задолженности компании составила 325 млн рублей. Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере».

В новогодние праздники тенденция к снижению спроса продолжилась. Так, объем праздничных бронирований снизился примерно на 50%. Массовых отказов от забронированных путевок не было, потому что все туры оплачиваются заранее и на отказ от новогодних турпакетов действуют большие штрафы, вплоть до полной потери стоимости путевки. Но многие клиенты старались сэкономить и снижали требования к условиям, меняли дорогие морские курорты на более бюджетные — например, Доминикану на Египет. А также сократили количество дней пребывания на отдыхе.

Смена ориентиров

Крупнейшие туроператоры начали масштабную оптимизацию — закрывают филиалы по регионам, сокращают количество предоставляемых услуг. Одной из тенденций 2015 года станет сокращение числа туристических компаний и агентств, как минимум, на треть, считают эксперты рынка. Уйдут преимущественно компании, работающие в сфере выездного туризма. И здесь в авангард выходят операторы внутреннего рынка страны, который в 2014 году уже вырос на 30%, до 41,5 миллионов человек.

В 2015 году операторы рынка прогнозируют распространение тренда на отдых внутри Российской Федерации. Анализируя популярные веб-страницы авиаперевозчиков, уже можно утверждать, что эта тенденция растет.

Вот так выглядит изменение ориентиров в выборе направлений перелетов на сайте Aviasales. Уже к концу предыдущего года перелеты внутри страны вышли на лидерские позиции. И нет оснований полагать, что в текущем году эти тенденции не сохранятся.

Большие игроки начали движение в сторону организации бизнеса на внутреннем рынке. Ожидается, что крупные туроператоры уже с 2015 года начнут предлагать пакетные туры по России и, возможно, будут делать весь продукт полностью сами — от отелей до авиа- и автобусных перевозок и реализации собственных предложений. По некоторым оценкам экспертов, рост внутреннего рынка в 2015 году может достичь 50%.

Но в тоже время путевки на отечественные курорты также дорожают. Увеличение стоимости турпутевок на Черноморское побережье на 10-20% туроператоры связывают с инфляцией, повышением стоимости продуктов питания, подорожанием персонала и резким увеличением внутреннего турпотока.

Одним из ожидаемых результатов падения доверия к туроператорам может стать стремление людей самостоятельно организовывать себе отдых. Уже сегодня о развитии этого направления говорят показатели посещения сервиса для бронирования жилья Airbnb. Влияние кризиса турбизнеса здесь практически не заметно, особенно в сравнении с общими тенденциями рынка.

airbnb table

Конечно, туристический рынок в России не умрет. Но структура его, очевидно, радикально изменится. Возрастет спрос на бюджетный, менее дорогой отдых. Выездной туризм частично заменится внутренним. Большинство людей могут заняться самостоятельной организацией своего отдыха.

Возможно, в ближайшем будущем в России начнется монополизация туристического рынка, появятся новые влиятельные игроки со своими правилами игры. Возможно, появятся новые перспективы для развития принципиально иных моделей оказания услуг в сфере туризма. В любом случае, кризис обнажил и ликвидировал слабые места в туристической отрасли страны и решение накопившихся проблем неизбежно приведет к открытию новых возможностей.

Хорошей иллюстрацией передела туристического рынка может служить сравнительная таблица, отражающая изменения состава топ-сайтов туроператоров России в 2014 году по сравнению с 2013 годом.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

#Колонка #Туризм #аналитика #кризис #similarweb #веб_аналитика #нева #лабиринт #турагенства #кризис_в_туризме #туристическая_отрасль #солвекс #павел_тучинский

Статьи по теме
SimilarWeb: Что изменится в сферах электронной коммерции и мобильных приложений в 2015 году
Какие сайты чаще всего посещали россияне в 2014 году — исследование
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления