Andrey Zagoruiko
4 092

Все, что вы хотели знать про инкубатор Ингрия, но боялись спросить



 

Саша Пеганов: Ингрия - питерский инкубатор стартапов, откуда вышли такие гранды как ItMozg, КупонГид и KwikPik (про последних я знаю что это такси и они получили грант в $25K от Дурова/Мильнера). В каком качестве ты участвовал в Ингрии?

Ромил Чумаков: Я работал в Ингрии координатором проектов и консультировал проекты конкретно по вопросам онлайн маркетинга.

СП: А можешь немного про Ингрию рассказать для тех, кто не в курсе? Кем она поддерживается, на чьи деньги?

РЧ: Конечно, Ингрия есть бизнес инкубатор, который поддерживается Правительством Санкт-Петербурга и является частью общей программы поддержки малого предпринимательства. Существует полностью на деньги государства.

Зачем стартапу Ингрия? Если стартап понимает что ему нужна помощь в поиске инвесторов, кадров, понимании как продвигаться в онлайне и оффлайне - то ему прямой пусть в Ингрию. В рамках инкубатора основной боевой единицей являются координаторы и консультанты, у каждого есть своя специализация, соответственно: инвестиции, онлайн/оффлайн маркетинг, работа с кадрами - это основные. При этом каждый из консультантов ведет с десяток проектов и консультирует их по общим вопросам. Также проводятся различные мероприятия в форматах конференций, общения с представителями успешных стартапов, инвестиционных сессий. Короче Ингрия never sleeps!

СП: Ингрия ищет стартапы? У них есть скауты какие-то? Или они ограничиваются организацией мероприятий и промо на сайте?

РЧ: Проекты для резиденства Ингрия черпает из двух потоков: это входящие и найденные стартапы. Входящие это те, кто уже знает об Ингрии, читал о ней, был на мероприятии, слышал, друзья посоветовали и так далее - этот поток проектов достаточно разношерстен и изрядно экстравагантен. Найденные же проекты это те, которых увидели на каком либо мероприятии, прочитали в интернете, познакомились на семинаре и так далее, тут как правило скауты, которыми являются все те же координаторы и консультанты, исходят из двух вещей: проект должен быть инновационным и перспективным, чтобы это не был пятый Фейсбук или третий Инстаграм.

После того как проект проявляет интерес к инкубатору с ним подписывается договор и начинается работа консультантов в зависимости от потребностей стартапа: поиск инвестиций, маркетинг и/или подбор/работа с кадрами. Так как инкубатор субсидируется государством для стартапов месячная стоимость резиденства в инкубаторе составляет символическую сумму в 3000 рублей максимум, в зависимости от программы, в то время как они получает намного более ценную информацию от инкубатора и всех кто в нем тусуется.

СП: Стартап получает какие-то гранты/инвестиции, или Ингрия предоставляет только офис и консультантов?

РЧ: Ингрия предоставляет офис и дает право сидеть в помещении коворкинга. Офис, по потребности проекта, оплачивается отдельно. По поводу грантов/инвестиций - Ингрия не является гарантом того что будучи ее резидентом стартап получит инвестиции. Это кстати одно из основных заблуждений стартаперов, считающих что инкубатор это как милицейская корочка, дающая проход всегда и везде. Нет, максимум делает инкубатор это помогает в составлении документов на гранты и инвестиции, ну и периодически проводит сами инвестиционные сессии с представителями различных фондов в различных форматах: от elevator pitch'а для большого колва стартапов одновременно до 10ти минутного питча для более узкого количества проектов.

Кроме этого важно отметить что Ингрия сама не инвестирует и не забирает доли проектов, просто помогает стартапам за умеренную абонентскую плату.



СП: Я смотрю на истории "успеха" - и не могу отделаться от параллелей с московским Сколково. Денег у Ингрии, очевидно, меньше, но за те 3 года, которые инкубатор существует там нет ни одной толковой истории настоящего успеха. Может быть это тяжелый след поддержки правительства, который отпугивает по-настоящему инновационные команды? Как думаешь?

РЧ: Тут можно долго и бурно обсуждать сложившуюся ситуацию. Можно например сказать что рынок стартапов и венчурных инвестиций в России только начинает формироваться и ему еще нужно лет 5 до того чтобы сложиться и стать таким же как в США, на это влияет множество факторов: недостаточное проникновение интернета в регионах, более 50% доли пользователей от общего количества приходится на Москву и Петербург, недоверие населения к новым сервисам и так далее.

Кроме этого можно подумать что наиболее сильные стартапы практически всегда создаются не для, а вопреки, те же Google, Facebook, многострадальный Groupon создавались не под надзором консультантов, а сами по себе и стали великими лишь благодаря симбиозу идеи, ее реализации, веры инвесторов и силы воли создателей. В России похожая ситуация, Яндекс изначально создавался как поисковик по фразам в Библии, Мейл ру создавался как сервис бесплатной почты, а Одноклассники и Вконтакте создали люди вообще на тот момент новички в интернете. Ясно только одно, что любой стартап на с вероятностью 90% может провалиться, забота инкубатора же, возможно снижает этот риск на несколько процентов, помогает проекту не напороться на подводные камни, о которых знают консультанты, не более того. Как правило реальные проекты и таланты возникают вне искусственной среды, но могут быть ей поддержаны и выведены на высокий уровень.

СП: Слушай, ну такой, обтекаемый ответ. А какой уровень консультантов в Ингрии? Недавно на Западе был кейс, когда какой-то мутный тип ходил по стартапам и предлагал их познакомить с инвесторами, за какие-то деньги, десятки тысяч долларов или что-то около этого. Причем эта модель "устроиться ментором в несколько стартапов за %% или за солидную сумму и давать им советики, а может и вообще ничего не делать" - она, к сожалению, довольно популярна и в России тоже. Я пытаюсь понять - какой уровень консультантов должен быть, чтобы какой-то вменяемый инженер, стартапер пришел в инкубатор? Топ-менеджеры из Мейл.ру, Яндекса, ведущие раработчики и люди, которые сколотили сотни миллионов на интернете? Или какие-то мрачные подозрительные типы, НЛП консультанты, тренеры личностного роста и подобные жулики?

РЧ: Хаха, да, к сожалению на формирующиемся венчурном рынке пока еще есть подобные шарлатаны, но в принципе это и есть один из критериев именно формирующегося рынка, потом я думаю они отвалятся, потому что уже будет известен их отрицательный track record. В Ингрии работают консультанты, которые через "или": участвовали в развитии какого либо стартапа, имеют опыт от 3х лет в своем направлении (маркетинг, инвестиции, HR), работали в крупных российских интернет компаниях.

Так например инвестиционный консультант Ингрии раньше работал в Yota, а консультант по HR работала в игровой индустрии, по сути стояла у ее истоков в России. Важно понимать, что Ингрия это государственная организация и зарплата там несколько ниже чем в PriceWaterHouseCoopers и других консалтинговых компаниях с мировым именем, но с другой стороны и стоимость услуг для стартапов на порядки меньше!

Кстати, я имею опыт общения с теми кто говорил что "за долю проекта познакомит с крутыми инвесторами" - не советую иметь с такими дело, мы же в России живем, надо это понимать и меньше верить людям.

СП: Ну это понятно, нормальным стартапам не нужно никого искать, их сами находят. У нас на Цукерберг Позвонит как минимум полдюжины стартапов получили деньги от фондов либо от частных инвесторов, мне после постов про стартапы пишут или звонят заинтересованные люди, мол представьте нас тем или иным стартаперам, при том, что и контакты ребят никто не скрывает - ну мы сводим их между собой, о каких деньгах тут может идти речь - непонятно. То есть ты согласен что постановка вопроса стартапам "Мы вам даем советы и приводим к инвесторам и забираем за это %% или денег" это какая-то странная практика в общем случае? Ингрия кстати, входит в стартапы как-то?

РЧ: Это нормальная ситуация для нашей страны, спекулянты есть на любом рынке, будь то Савеловский или рынок инвестиций в стартапы. Уверен что ситуация будет исправляться. Ингрия не входит в стартапы, так как это госпредприятие и это инкубатору просто запрещено законом.

СП: А сколько ты проработал в Ингрии?

РЧ: Чуть больше чем полгода.

СП: Почему решил уйти? Кстати, как так получилось что твой стартап КупонГид числится в историях успехи Ингрии?

РЧ: Уйти решил потому что дозревает мой новый стартап, которому скоро нужно будет уделять все свободное ото сна время.
Стартап Купонгид был резидентом Ингрии, причем нашим консультантом был Женя Барулин, который сейчас является фаундером проекта ResumUP, которого ты тоже интервьюировал. Питер вообще очень маленький город, тем более его стартап тусовка.

СП: О! Кстати, ResumUP - один из немногих симпатичных российских стартапов, которые я видел. Есть в Ингрии еще какие-то звезды, по-твоему?

РЧ: ResumUP конечно уникальный проект, поэтому и очень сложный для продвижения. Кроме него можно отметить ITMozg, Body Nova, Zenmoney, eLama - команды этих проектов реально работяги, подняли стартапы с нуля - они определенно достойны уважения.

СП: Работяги работягами, но никто из перечисленных тобой стартапов даже не пытался выйти на западный рынок (кроме ResumUP). Ингрия готовит стартапы russia-only style?

РЧ: Да ты знаешь у ВКонтакте тоже не сильно получается откусить аудиторию у Фейсбука в не-русскоговорящих сегментах. Да, по этой части 99% стартапов ориентированы на рынок России, максимум бывшей СНГ.

СП: Известный питерский стартап-евангелист Юрий Лифшиц имеет какое-то отношение к Ингрии?

РЧ: Насколько я знаю он каким то образом партнерится с Ингрией на некоторых мероприятиях.

СП: Что ты думаешь про его активность в Питере? Он помогает развитию индустрии?

РЧ: Я не посещал его мероприятия, но уверен что популяризация IT предпринимательства это 100% благородное дело.

СП: Может быть у тебя есть какие-то интересные истории про стартаперов, которые приходили в Ингрию? Ну там изобретатели поисковика, создатели очередной соцсети или что-то такое?

РЧ: Да, ну помимо стандартного "у меня есть идея, под нее нужно 1 лям долларов, но идею я не скажу, а то вы ее украдете" приходил проект, который по аналогии с Инстарграмом предлагал пользователям делать фотки, но не более 3х штук в день! Такой самурайский Инстаграм, тренирующий силу воли и терпение.

Каждый месяц приходят гибридные проекты, которые в лабораторных условиях скрещивали Foursquare, Facebook, Instagram в разных пропорциях и нацеливались сразу на рынок США, этакие Кулибины, которые скрещвают крокодилов с мотоциклами. Один парень замутил социальную сеть для дачников, где можно было обмениваться инновационными методами выращивания картошки. Ну я так во всяком случае предполагаю, что она именно для этого.

Некоторые приходили просто попросить денег на производство плюшевых мишек, а че, тоже инновационный бизнес видимо. Один паренек пришел, описал новый бизнес - это сайт рецептов + тут же доставка всех ингридиентов блюда на дом, этакая смесь Eda.ru и Утконоса в одном флаконе и просто попросил под это 20 млн рублей. Короче консультанты инкубатора частенько тренируют терпение и навыки классического русского языка, чтобы сразу не обидеть начинающих стартаперов жесткой оценкой их гениальных идей.

А вот еще кстати один проект, который был подан на конкурс Web Ready



СП: 100 миллиардов - отличная капитализация, отчего ж не взяли в работу?

РЧ: Согласен, тупанули.

СП: Будем заканчивать. Какие-то заключительные комментарии по поводу инкубаторов?

РЧ: Резюмируя про бизнес инкубаторы можно сказать, что инкубатор это не панацея и не сделает вашу псевдогениальную идею жизнеспособной. Придется работать самому много и усердно, но консультанты помогут избежать ошибок, о которых вы не догадываетесь и смогут дать грамотный опытный фидбек по вашему проекту. Функция инкубаторов - поддерживающая, это как функция рук родителей ребенка, который учится ходить. Ваш успех на 95% зависит от вас, господа стартаперы.

#инкубатор #ингрия

{ "author_name": "Andrey Zagoruiko", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u043d\u043a\u0443\u0431\u0430\u0442\u043e\u0440","\u0438\u043d\u0433\u0440\u0438\u044f"], "comments": 0, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "677", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]