[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430","\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430_\u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439","\u043d\u0435\u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435_\u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u044b","\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0441\u0442\u0432\u0430","\u043f\u043b\u043e\u0445\u0438\u0435_\u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u044b","\u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0438\u0442\u0435_\u0441\u0435\u0431\u044f"], "comments": 52, "likes": 16, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "6876", "is_wide": "1" }
Daria Khokhlova
7 603

Как вести себя с заказчиком, который мешает проекту — опыт агентства «Дело в сайте»

Основатель петербургского интернет-агентства «Дело в сайте» Денис Левченко рассказал ЦП о процессе работы с одним из худших клиентов студии — о том, как заказчик всеми силами мешал работе и какие уроки вынесла из общения с ним команда проекта.

«Дело в сайте» — устойчивая веб-студия полного цикла с отработанным механизмом работы. Мы из тех ребят, что не первый год замужем: хорошо шаблонизируем работу, умеем оценивать сроки и выдерживать их, понимаем как удержаться в графике, где нагнать, а где срезать стоимость. Но иногда наш студийный внедорожник крепко потряхивает. Это значит, что мы наехали на заковыристого клиента.

Хотим рассказать вам об опыте работы с компанией, которая сделала всё возможное для того, чтобы мы не сделали им сайт.

Мы познакомились тёплым и солнечным ноябрьским утром. Клиент (для простоты будем называть его «Компания “Джессика”») прислал нам письмо с просьбой оценить сайт. «Джессика» производит, к примеру, бани, и продаёт их с помощью дилерской сети. У всех людей бани разные, поэтому дилеру нужно детально рассчитать заказ, выбрать компоненты, даже нарисовать несложный чертёжик.

В «Джессике» хотели всё это автоматизировать могучими силами интернета — создать закрытый сайт с калькулятором. Мы прикинули время, стоимость и выслали будущему клиенту письмо с примерным рассчётом. Смеркалось.

Тёплым и солнечным февральским днём наш представитель поехал в гости к «Джессике», договариваться о цене и сроках детальнее. В процессе обсуждения мы решили заложить в проекты дополнительные риски и увеличили первоначальную оценку на треть. В «Джессике» подумали и согласились.

Тёплым и солнечным мартовским вечером мы заключили договор с кучей различных приложений. Мы внимательно прочитали приложения и удивились — в них «Калькулятор Бань» обрастал новой функциональностью. Это, очевидно, прибавило бы нам работы, но договор мы всё же подписали.

Урок 1. Прежде чем заключать договор с клиентом, узнайте о его предыдущем опыте разработки. В случае с «Джессикой» до нас доходили слухи о том, что расставание с предыдущими парнями было тяжелым. Но мы не придали этому значения.

Урок 2. Даже крупный и сочный клиент не стоит того, чтобы в порыве охотничьей страсти бежать за ним в тёмный лес дополнительных соглашений. Оценка стоимости и сроков всегда базируется на последней версии функциональности, а не на предпоследней с оговорками. Оценка сроков и стоимости должна автоматически перегружаться, словно хорошая веб-страница.

Урок 3. Перед подписанием договора нужно понять и отдельно зафиксировать материалы, которые есть у заказчика. В нашем случае у «Джессики» было только туманное представление о том, какой калькулятор нужен и что он должен делать. В результате клиент тратил наше время на то, чтобы сделать свою работу — придумать, что же должен делать калькулятор.

Сразу после подписания договора мы с охотой принялись за работу. Как часто бывает в делах, взяться хотелось за самую сложную часть — калькулятор. Вёрстка сайта, тестирование заняли бы совсем немного времени.

Урок 4. Разработчик должен строго следовать прописанному в договоре порядку работы. Если разработка сайта состоит из прототипирования, дизайна, программирования и вёрстки, то не смейте начинать с программирования. Нужно либо отдельно прописывать свободный порядок работы, либо сразу расставлять этапы в правильном порядке.

Бани — это сложная штука, поэтому нам пришлось самим превратиться в конструкторов бань и немало попариться над этой задачей. Мы ездили на встречи к «Джессике», обсуждали особенности рассчёта печей, предбанников и берёзовых веников. Казалось, что «Джессика» погружается в особенности своей работы вместе с нами. Часто задачи придумывались на ходу. Сложность калькулятора увеличивалась — он обрастал всё новой и новой функциональностью.

Урок 5. Иногда бывает так, что для заказчика результатом является не сайт, а понимание того, чего они хотят. Вы в этой ситуации выступаете консультантом: помогаете клиенту разобраться, ходите с ним за ручку (как мы с «Джессикой»). При этом вы сами не понимаете своей роли. Это неприятная ситуация, которой нужно избегать — клиент бесплатно изучает свой проект, а вы тратите своё бесценное время. 

Работу мы вели на своём тестовом сервере, обновляли его ежедневно, наращивали возможности калькулятора. Однако это не двигало нас к цели. Представители «Джессики» на встречах, как могли, играли роль глупого и злого полицейских.

Время от времени они подбрасывали в печь нашей работы над калькулятором всё новые и новые поленья, мы проглатывали это, придумывая дополнительные алгоритмы. Код усложнялся, время шло. К концу августа стало понятно, что дальше так работать нельзя — безумное усложнение калькулятора бань почти не оставило нам времени на остальную разработку.

Урок 6. Работа должна разбиваться на осязаемые этапы, каждый этап подкрепляться актом. Нет акта — нет работы, доказать ничего не получится. Не соглашайтесь на ужимки заказчика подписать все акты потом, скопом. Потом только суп с котом бывает.

Урок 7. Как только заказчик ощутимо затягивает сроки, нужно сразу же переводить отношения из телефонно-почтовых в формат официальных писем с уведомлением о вручении и описью вложения. Это не попытка напугать, а способ предупредить клиентскую похоть.

Наконец с прототипом калькулятора было покончено, и мы принялись за сайт. С сайтом история повторилась — клиент на ходу надевал сковороду и придумывал всё новую функциональность. Новости трансформировались в живую ленту сообщений, окошко службы поддержки преобразилось в бизнес-чат с функцией документооборота.

«Джессика» и дальше хотела вытаскивать новые фишечки, словно фокусник вытаскивает кроликов из шляпы. Но тут, кажется, мы все устали.

Мы посетовали на значительное количество не оговорённой ранее функциональности и предложили изменить изначальные сроки и стоимость. Клиент отказался.

Урок 8. Следуйте принципу «ФФФ»: сначала запускаем работоспособный прототип, а потом дорабатываем его. Никаких попыток строить космическую ракету из банной печи и досок от забора! Разумеется, не соглашайтесь просто так делать что-то, что не входит в договор. Новая функциональность закрепляется дополнительным соглашением. И новым счётом. 

Последним гвоздём в истории наших улыбчивых встреч стала невозможность утвердить техническое задание. Милая представительница «Джессики» упрекала нас в том, что наше ТЗ какое-то «нетзшное», что нужно составлять его красивее и лучше. Мы начали тянуть ТЗ на себя, словно одеяло, и на этом наши отношения с «Джессикой» окончательно испортились.

Представители «Джессики» нашли нового исполнителя на сайт прямо на курсах по «Битриксу» и предложили нам расторгнуть договор. «Джессика» хотела выкупить у нас прототип калькулятора для бань за совсем небольшие деньги. Подумав, мы отказались. Мы выслали им письмо-обоснование повышения стоимости, а в ответ получили претензию.

Урок 9. В нашем случае оказалось, что сроки, указанные в претензиях, мало что значат. «Джессика» настаивала на исполнении своих требований в чётко указанные сроки, что мы успешно делали. В ответ серьёзно нарушала сроки наших претензий. Иногда это используется как способ давления на исполнителя.

На сегодняшний день наши отношения с «Джессикой» вошли в стадию воинственной комы. Заказчик требует от нас вернуть предоплату и завершить отношения, мы уверены в своей оценке проекта и готовы отстаивать свою точку зрения в суде. Мы обязательно расскажем об окончании этой истории. Надеемся, что наш опыт окажется для вас полезным — берегите умные лбы от глупых заказчиков и юридических грабель.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

#Колонка #разработка #Разработка_приложений #недовольные_клиенты #агентства #плохие_клиенты #берегите_себя

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления