Andrey Zagoruiko
2 976

Этюд в темных тонах

Колумнист Геннадий Заволокин написал нам статью про IT бизнесс в Санкт-Петербурге.



 




Посыпать голову пеплом – традиция вековая. Посыпать голову пеплом с интернет-страницы, - традиция не столь древняя, но уже снискавшая адептов во всех кругах ада социальных сетях.

Случайно набрел на пост Зои Мишуниной. Пост прилагается:
Очередное "На смерть Рунета". На этот раз про Питер - именно его провозгласили русской Силиконовой долиной. Пока получается только Долина смерти.

За прошедший год у нас не появилось ни одного хорошего стартапа, ни одной вменяемой конференции, ни одного нового лица. Хотя нет, одна конференция была - Digitale, по интернет, простите, диджитал-маркетингу, сделанная почему-то агентством, занимающимся SEO. Основная масса докладчиков была приглашена из Москвы. Потому что у нас, не поверите, нету, а если есть, то они просто не хотят выступать (после тотального успеха Павла Перца на СПИКе, отмеченного аж в бутиковом блоге ЦП, я понимаю, почему).

У нас есть профессионалы, но нет спикеров. Да и первых единицы. Если вам потребуется найти специалиста к себе в компанию, используйте только рекомендации, а то получите пачку резюме двадцатипятилетних и выше людей, озаглавленных "Молодой специалист". У нас нет специалистов. Но это нестрашно и поправимо. Намного хуже, что у нас нет запроса на специалистов. 80% интернет-рынка СПб - это интернет-магазины, треть из них имеют реальный бизнес той же тематики. Им нужно закупать контекст и наполнять сайт. И все. Оставшиеся - это 10% корпоративных сайтов, которым не нужен даже контекст, и 10% - это стартапы, чуть менее, чем все гнездящиеся в Ингрии, и занятые беготней по стартап-тусовкам и извечными размышлениями о том, сколько стоит идея.

На самом деле скажу страшное - у нас нет интернет, простите, диджитал рынка. Единственный живой заметный проект с хорошим потенциалом, встреченный за последние год-два - это ResumUp. Но его создатель, обладающий хорошим опытом и образованием, категорически не хочет развивать его в России. (@Eugene Barulin подумай еще раз, пожалуйста!). Плюс мы страдаем всеми болезнями рынка одновременно - нет толкового образования (специальность интернет, простите, диджитал маркетинг появилась около 4-х лет назад. Через год ждите море людей, у которых в дипломе написано "интернет-маркетолог", и которых обучали по программе, составленной 5 лет назад). Работодатели не вкладываются в сотрудников и не ценят их (простите, дорогие, но это так - "я CEO, я не хочу работать, я хочу платить 30 тысяч рублей пиарщику и получить премию рунета и звонок Цукерберга"). Развиваться негде - поверьте, найти работодателя, который не убьет ваши зачатки, непросто. У нас востребованы только аналитики. У нас нет брендинга, стратегий и прочих планов порабощения мира, у нас нет компаний, которым это нужно. У нас есть контекст и тридцатитысячные пиарщики, все это в интернет-магазинах или seo-агентствах. И не появится. Почему-то весь новый бизнес в основном в реальном секторе. И я понимаю, почему - это быстрые деньги.

Я всегда говорила, что торговать колбасой прибыльнее, чем делать интернет-проекты. Но прошел год, или даже два, и для отрасли это много - Алёна Владимирская за этот срок вырастила компанию из модной игрушки до оценки в 4+ ляма (говорить и думать можно разное, но это все-таки факт). А в бизнес-инкубаторы так и приходят с проектами соцсетей для любителей ежиков, ищущие 50 тысяч долларов инвестиций. А мы так и пишем в вакансиях "наполнение сайта", и ставим зп "от 20000+премии". Так и торгуем колбасой... Мне очень грустно это видеть. И уже почти невыносимо объяснять, почему так нельзя. Поэтому вечером пятницы я пишу эту фигню про питерский интернет, простите, диджитал рынок. Нет, я знаю, что все мои стенания - это полная ерунда, и оно вырастет. Но пусть растет уже быстрее, и вырастет большое и здоровое :)

Заметим в скобках – неудовлетворенность ситуацией возникает только тогда, когда ожидания и реальность не совпадают. Спорить о том, чем там является Петербург можно бесконечно – однако, не стоит забывать, что речь должна идти не только о об интернет-стартапах и прочей диджитальности, но и о научном центре, работающем над технологиями.

 



 

Легендарный петербургский сплин (где ты, Онегин?) – лишь фон главного посыла Зои Мишуниной: Cеверной столице мучительно не хватает кадров, нет потребности в кадрах, клиентам не нужны качественные дорогие кейсы, и колбасой торговать проще. 

О кадровых проблемах в диджитал-сфере говорят с того самого момента, когда она появилась. Алена Владимирская из Pruffi еще год назад описала рынок труда SMM, например, в формуле «люди переходят из агентства в агентство каждые полгода на зарплату в два раза больше» (I-comference 2011). И Алена – не единственная.

 При этом сложно отрицать, что «диджитал-стартап-тусовочка» в Петербурге достаточно узкая, и свежей крови ощутимо не хватает.

[caption id="" align="aligncenter" width="512"] Картинка из интернета по запросу "бизнес-тренинг"[/caption]

Все более или менее перспективные стартапы России на слуху и на виду. Их основатели успели отхватить грант там, дать интервью сям и даже пройти первое ТО со своим Land Cruiser. Стряхните толстый слой пыли с последнего списка призеров StartFellows – фонда, который раздает гранты перспективным отечественным проектам. В основном, там крепкие середняки, которые не порвут мир. О них уже знали до вручения грантов Мильнера-Дурова.

При всем при этом, объявлять Петербург «Долиной смерти» - преувеличение. Помимо истории ВКонтакте, которая снится стартаперам всей страны в эротических снах, есть, как минимум, стартаперская «Зона Действия» Юры Лифшица. Что дают рынку подобные проекты? Слой благодатной почвы поверх песчаника и вечной мерзлоты. А на ней обязательно будут всходить новые кадры, новые идеи, новые системы. 

Можно сколько угодно быть недовольным текущим положением дел, но рынок продолжит диктовать помимо чьего-то там недовольства. Можно решать проблему, - а можно ныть в Фэйсбуке (мы ни на кого не намекаем, - ред.). Еще, кстати, можно сходить в «Зону действия» и сварить там суп. Тоже вклад в развитие рынка.

P.S. Алена Владимирская, кстати, вежливо отписалась в комментах: «Я бы очень не хотела (сорри), чтобы неконструктивные депрессии тегировали мной. Извините».

#стартапы #синтагма_модерн_постмодерн

{ "author_name": "Andrey Zagoruiko", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0441\u0438\u043d\u0442\u0430\u0433\u043c\u0430_\u043c\u043e\u0434\u0435\u0440\u043d_\u043f\u043e\u0441\u0442\u043c\u043e\u0434\u0435\u0440\u043d"], "comments": 0, "likes": 11, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "726", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]