Перспективы релоканта начать бизнес в Португалии

Помимо наемной работы, о которой писал ранее, для релокантов доступна работа на себя, как в качестве ИП, так и путем открытия компании.
Намереваясь открыть любой бизнес, очевидно, надо понимать особенности рынка. А португальский рынок очень отличается от российского.
С этого и начну.

  1. Португалия страна достаточно небогатая и менталитет населения здесь соответствующий. В конце дня в супермаркетах пустеют полки с самыми низкими ценниками. Популярны распродажи, бонусные и скидочные системы.
    Здесь нет дурного бабла, как когда-то в России или в Эмиратах, и мало люксового потребления. Португальцы достаточно скромно одеваются, ездят на недорогих машинах и не склонны тратить на роскошь.
    Здесь есть обеспеченный high-middle класс, но какого-то демонстративного потребления я не вижу. Как пример, у нас в саду есть семья, ездящая на Тесле. Но жена утром привозит ребенка на велосипеде.
    Заходить на рынок с любыми предложениями в высоком ценовом сегменте лично я бы не рискнул. А вот варианты, позволяющие сэкономить, могут быть успешны.
  2. Локальный рынок Португалии узкий (всего 10 млн населения). А Португальцы достаточно консервативны и ориентированы на отношения. Чаще предпочтут проверенного партнера и привычные товары/услуги новому предложению.
    Относительно низкий уровень потребительского сервиса тоже является здесь привычным. Предлагать что-то ультра-новое, современное и инновационное следует с большой оглядкой и пониманием реальной ценности. Маловероятно, что новинка "выстрелит" только потому что это новинка. Скорее стоит присмотреться к более традиционным нишам и предлагать в них небольшие улучшения.
  3. Рынок в достаточной степени насыщен как товарами, так и услугами. Здесь более низкий уровень потребительского сервиса и менее агрессивное продвижение, чем мы привыкли. Поэтому сходу бывает сложно найти нужное, что создает ощущение дефицита конкретной услуги на рынке. Но немного разобравшись, обнаруживаешь, что очень многое или почти все есть, нужно только поискать.
    Относительно низкий уровень сервиса компенсируется личными отношениями.
    А менее активное, чем мы привыкли, рекламное продвижение компенсируется более активным "сарафанным радио".
  4. Деловая культура, как и жизнь в целом, существенно медленнее, чем мы привыкли у себя. После ритма Мск или даже СПб это бывает тяжело. Попытки поторопить и ускорить скорее всего еще сильнее затруднят процесс, потому что будут восприняты как давление.

Перспективы есть в следующих нишах:

- Все, что ориентировано на туристов.
Массовый туризм воскрес после пандемии, Португалия по европейским меркам недорогое направление, и народу сюда едет очень много. Да, будет сезонность. Но, по моим наблюдениям, выпадает только самая зима, декабрь-февраль. С марта уже оживление. Плюс рождественские каникулы. В туристических регионах все, что можно предложить туристу, может быть интересным.

- Услуги ориентированные на русскоязычных релокантов.
За прошлый год здесь очень выросло русскоязычное коммьюнити. Причем люди приезжают молодые, активные, зарабатывающие и привыкшие к хорошему сервису, уровню услуг и ассортимента. Услуги, ориентированные на русскоязычных, сейчас тоже являются интересной нишей.

- Услуги ориентированные на иностранных экспатов.
Европейских экспатов здесь много больше чем русскоязычных. За недорогой жизнью и теплым климатом активно приезжают англичане, американцы, французы. Безусловно, у каждой группы есть свои предпочтения. Но сервисы, ориентированные на релокантов, будут еще более интересны, если смогут что-то предложить и этим клиентам.

Подводя итог: рынок достаточно сложный, и заходить на него сходу, тем более с уникальными предложениями я бы не рискнул. Ориентироваться мне кажется целесообразным в большей степени на туристов и экспатов, потребительское поведение которых более привычно, нежели на местных покупателей. Если все же выходить на местных - тщательно анализировать интересующую нишу, модель продвижения и поведение потребителя в ней отличаются от привычных нам.

Если есть что добавить, поделитесь своими наблюдениями. Надеюсь, обзор был полезен )
Далее напишу подробнее про открытие ИП и компании.
Больше наблюдений, впечатлений, идей и обзоров публикую у себя в ТГ канале. Кому интересна Португалия как страна доля переезда, заходите, буду рад.

11
2 комментария

Вино в Португалии самое добротное. Можно организовывать туры для туристов русскоязычных.

1
Ответить

Изучала этот вопрос и сделала вывод, что также услуги для детей могут быть востребованы (досуг, обучение, присмотр). Есть спрос опять же среди релокантов.

Ответить