[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "self", "tags": ["facebook","whatsapp","\u043c\u043e\u043d\u0435\u0442\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f","viber","telegram","\u043c\u0435\u0441\u0441\u0435\u043d\u0434\u0436\u0435\u0440\u044b","snapchat","line","\u043c\u043e\u043d\u0435\u0442\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f_\u043c\u0435\u0441\u0441\u0435\u043d\u0434\u0436\u0435\u0440\u043e\u0432"], "comments": 44, "likes": 40, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "7452" }
Philipp Kontsarenko
31 764

Деньги из сообщений: На чём зарабатывают и как развиваются популярные мессенджеры

Популярные мессенджеры отличаются большой аудиторией, высокой активностью пользователей и разными ключевыми преимуществами. Однако в своем развитии они сталкиваются с общей проблемой — монетизацией. Здесь их пути расходятся — одни пробуют платную подписку, другие строят платформу, третьи считают, что над монетизацией нужно думать в последнюю очередь.

ЦП проследил историю развития популярных мессенджеров и их поиски путей монетизации.

Мессенджеры — это миллионы пользователей, которые активно пользуются сервисом каждый день. Чаще них владельцы смартфонов используют только Facebook и игры:

Данные statista.com

Рост мессенджеров продолжается. WhatsApp в январе отчитался о 700 млн активных пользователей в месяц. Telegram зафиксировал рост на 2,5 миллиона пользователей за одни сутки.

Общение, которое происходило в соцсетях, сейчас уходит в мессенджеры.

— Игорь Магазиник, основатель Viber

Однако, в отличие от тех же социальных сетей, которые превратились в «комбайны всего», мессенджеры ограничены одной функциональностью — обмен сообщениями в том или ином виде. Основной экран здесь — беседа с пользователем (или пользователями, если речь идет о групповом чате).

По этой причине в мессенджерах не работает стандартная рекламная модель. Если в социальных сетях реклама в ленте новостей может восприниматься пользователями адекватно — она находится в той части сервиса, в которой привыкли потреблять контент. В мессенджерах же практически нет места для маневров: маленький экран смартфона, неподходящий контекст и отсутствие таргетинга.

Безопасный обмен сообщениями должен быть бесплатным для всех. Показывать рекламу рядом с частной беседой кажется неуместным, и даже безнравственным.

— Павел Дуров, основатель Telegram в интервью Wired

Тем интереснее наблюдать за поиском работающей модели монетизации мессенджеров. Пока она не найдена, разработчики концентрируются на росте аудитории. «Мы всегда считали более важным давать как можно лучший сервис и за счёт этого привлечь как можно больше пользователей. Монетизировать потом этих пользователей — это, конечно, тоже проблема, но, как правило, гораздо меньшая», — рассказал Игорь Магазиник в интервью «Секреты фирмы».

Сначала рост — монетизация потом.

Подписка

Никто не хочет видеть больше рекламы, никто не ложится спать с мыслью о рекламных объявлениях, которые он увидит завтра.

— основатель WhatsApp Ян Кум

Разработчики WhatsApp попробовали несколько моделей монетизации для разных платформ. Изначально iOS-приложение WhatsApp продавалось по цене в $0,99. После покупки пользователь получал право бессрочного бесплатного доступа к сервису. Одновременно с этим пользователи Android могли скачать WhatsApp бесплатно. Со второго года у них появлялась абонентская плата.

Основатель WhatsApp Ян Кум

Летом 2013 года основатель компании Ян Кум решил оставить подписную модель как основную для всех платформ. С этого момента приложения для iPhone, Android, BlackBerry, Windows Phone, Nokia стали бесплатны для скачивания и использования в течение первого года. Далее требуется ежегодный платеж в $0,99. При этом пользователи, которые успели приобрести платное приложение для iOS, продолжили пользоваться сервисом бесплатно.

После сделки с Facebook на $19 млрд (а учитывая изменения в стоимости акций Facebook, сервис обошёлся соцсети в $22 млрд) аналитики принялись рассчитывать целесообразность покупки. Учитывая, что ежемесячная аудитория мессенджера сейчас достигает 700 млн пользователей, WhatsApp понадобится больше 20 лет на то, чтобы окупить вложения. Однако большим плюсом является то, что затраты на поддержку команды минимальны — один технический специалист WhatsApp в среднем обслуживает 14 млн активных пользователей.

Впрочем, Цукерберг и сам признается в том, что до сих пор не придумал способа монетизации WhatsApp. Кроме того, руководство Facebook не планирует даже предпринимать шаги в этом направлении. По словам Цукерберга, о монетизации WhatsApp следует задумываться тогда, когда пользовательская база достигнет нескольких миллиардов человек. «В следующие несколько лет на планете будет 5 миллиардов владельцев смартфонов, которые потенциально заплатят нам деньги», — считает Ян Кум.

По информации источников, компания всё-таки рассматривает дополнительные модели монетизации. В марте 2014 года Forbes со ссылкой на источники сообщило, что команда WhatsApp намерена к 2017 году достичь выручки в $1 млрд в год, исходя из роста сервиса и появления биллинга. Инсайдеры говорят, что приложение планирует начать брать плату с авиаперевозчиков и компаний вроде Uber за право отправлять сообщения пользователям WhatsApp с их согласия.

Платные стикеры и игровая платформа

Так как поместить рекламу в окно беседы не получается, разработчики попробовали внедрить платный контекст. Таким контекстом стали стикеры — они передают конкретную эмоцию и являются частью беседы.

Особенно культура обмена стикерами популярна в Японии, Тайване, Таиланде и Индонезии. Директор по маркетингу японского мессенджера Line (181 млн ежемесячных пользователей) считает, что причиной является переход от текстовых форм коммуникации к мультимедийным: «Сейчас вместо SMS или простых текстовых сообщений в мессенджерах первого поколения мы все чаще отправляем разные фотографии, видео, стикеры, голосовые сообщения и многое другое».

На этом Line и сделал основной акцент. Ежедневно пользователи Line отправляют и получают более 1,8 млрд стикеров. В 2013 году компания заявляла, что в месяц зарабатывает около $10 млн на продаже стикеров. В апреле 2014 года команда Line запустила платформу для создания стикеров. Благодаря ей пользователи могут самостоятельно создавать наборы и продавать их через Line.

Другим направлением монетизации японского мессенджера стала игровая платформа. С ее помощью пользователи iOS и Android соревнуются друг с другом, а компания зарабатывает на продаже внутриигровых покупок. Стикеры и игровая платформа принесли Line в четвертом квартале 2014 года 26,1 млрд йен (50,9 млн долларов — ред.).

По аналогичной модели развивается Viber (согласно информации Techinasia, 608 млн зарегистрированных пользователей). Например, в октябре 2013 года в мессенджере появились платные стикеры, а в декабре 2014 года — игровая платформа. Однако для Viber они не стали основным источником дохода.

В интервью изданию «Секрет фирмы» основатель Viber Игорь Магазиник рассказал, что больше всего компания зарабатывает на звонках.

Платные стикеры тоже покупают хорошо. Сейчас появились игры, это новый для нас канал. Мы пытаемся использовать Viber как игровую платформу, через которую даём пользователям доступ к игрушкам, сделанным специально для Viber. Они могут порекомендовать их своим друзьям, послать подарки через них. Производители этих игрушек делятся с нами частью прибыли. Мы будем вводить ещё какие-то вещи для монетизации в течение года.

— Игорь Магазиник

В перспективе рекламной моделью могут стать публичные чаты. Компания регистрирует официальные аккаунты брендов и звезд, в которых они ведут публичную переписку, а пользователи могут читать ее.

Неигровая платформа

Компания Facebook, владеющая мессенджером WhatsApp, активно развивает мессенджер соцсети как отдельный продукт. В 2014 году соцсеть вывела функцию обмена сообщениями в отдельное приложение. 17 марта социальная сеть анонсировала внедрение в Messenger функции микроплатежей. Пользователи (пока только США) могут привязывать к своему аккаунту карту Visa или MasterCard и отправлять деньги друзьям без какой-либо комиссии. По словам представителей Facebook, компания пока что не намерена монетизировать новый сервис: платежи не будут приносить ей никакой прибыли.

Спустя неделю, 25 марта 2015 года компания представила Messenger Platform — платформу для интеграции мессенджера со сторонними приложениями. Её цель — сделать так, чтобы пользователю не пришлось отвлекаться от беседы. Если у него вдруг возникло желание снять фото или видео для друга или поделиться новостью из конкретного приложения — Facebook предоставит ему такую возможность. Пользователям платформы уже доступно около 40 приложений, интегрированных с Messenger — в том числе, новостные приложения ESPN, Weather Channel, инструмент для создания GIF-анимаций Giphy и другие.

Частью Messenger Platform является Messenger for Business — инструменты для интеграции бизнес-приложений с мессенджером. Издание Macworld пишет, что таким образом мессенджер может стать полноценной платформой для интернет-магазинов. Предполагается, что компании смогут общаться с клиентами через Facebook Messenger. Например, оформлять заказ и отслеживать его местоположение, получать уведомления о поступивших на склад товарах или доступных ему бонусах.

Пока не ясно, собирается ли соцсеть зарабатывать на этом. В случае успешного запуска платформы, многие компании вероятно согласятся оплачивать услуги Facebook Messenger — сервис дает доступ к широкой аудитории и более быструю коммуникацию с клиентами.

Однако Facebook известен своим плохим портфолио. Компания уже несколько раз пыталась запускать «громкие» продукты. Например, Home, Places или встроенную в сообщения электронную почту. Поэтому многие эксперты не спешат делать прогнозы.

Платформа для бизнеса

Мессенджер с исчезающими сообщениями Snapchat также пошел по пути создания из сервиса платформы для бизнеса. В отличие от Facebook, команда не стала замахиваться на весь рынок, а ограничилась медиа-компаниями.

В конце 2014 года Snapchat запустил платформу Discover. С ее помощью представители медиа могут регистрировать свой «канал» и размещать краткие новости — как и обычные сообщения, на следующий день они исчезают.

Сервисом уже пользуются CNN, Vice и ESPN. Издания в свою очередь могут продавать рекламу третьим лицам. Доход от рекламы в Discover зависит от того, кто продал рекламное место. В случае, если это сделала медиа-площадка, сумма делится поровну. Если рекламное место продала команда Snapchat, сервис получает 70%, а изданию достаётся 30%. Согласно информации Re/code, каждый просмотр рекламного объявления стоит примерно $0,10.

С учетом объема показов — от 500 тысяч до 1 млн просмотров в сутки — ежедневная выручка компании оценивается в $50-100 тысяч. Re/code пишет, что популярному американскому изданию ESPN удаётся продавать рекламы в Snapchat больше чем на $100 тысяч в день.

Мессенджер для бизнеса

Еще одна сфера, в которой развиваются мессенджеры — корпоративный сегмент. Здесь особый успех получил командный чат Slack, созданный основателями Flickr. За несколько лет он обрёл широкую известность, несколько сотен тысяч пользователей и оценку стоимости в миллиард долларов.

Сервис призван заменить все сервисы коммуникации разом: Slack интегрирует в диалоги сообщения из других приложений для общения и работы (включая Dropbox, Google Docs, GitHub). Это позволяет пользователям отслеживать прогресс в работе над различными проектами с помощью одной платформы, а также снизить информационную перегрузку, которая возникает при необходимости общаться с множеством людей в разных мессенджерах и почте.

Монетизируется мессенджер через платную подписку. Команды могут использовать до пяти интеграций и поиск по 10 тысячам сообщений бесплатно. За большие возможности придется заплатить минимум $6 за одного сотрудника. Techcrunch пишет, что именно доступ к архиву является самой востребованной у корпоративных пользователей функцией.

В конце октября 2014 года Slack привлёк $120 млн инвестиций. После закрытия раунда вся компания оценивается в $1,12 млрд.

Однако Slack нельзя назвать защищенным мессенджером, несмотря на его бизнес-ориентированность. Например, в начале октября 2014 года в сервисе обнаружили ошибку безопасности, которая позволяла просматривать проекты, над которыми работает любая использующая сервис компания — в том числе Apple, Microsoft или Facebook. В начале февраля 2015 года злоумышленники на несколько дней получили доступ ко всей базе пользователей Slack.

Безопасный мессенджер

Упоминание «безопасности» автоматически отсылает к мессенджеру Павла Дурова Telegram со слоганом Taking back our right to privacy.

В Telegram нет и не будет рекламы. По словам представителей компании, это прописано в её «ДНК». Кроме того, согласно сообщениям официального аккаунта Telegram в Twitter, компании не требуются дополнительные внешние вливания. В будущем проект собирается работать по модели пожертвований, что в целом характерно для открытого программного обеспечения. Если пожертвования не будут покрывать расходы на приложение, в нём могут появиться «необязательные» платные функции, но какие именно, пока неизвестно. В Telegram уверены, что модель пожертвований сработает.

19 марта 2015 года приложения Telegram для iOS, OS X, Android, а также веб-версия сервиса получили обновленную версию групповых чатов — с возможностью отвечать на отдельные сообщения, упоминать собеседников и использовать хештеги, наподобие того, что есть в Slack. Издание Roem.ru предположило, что Дуров таким образом «замахнулся на рынок мессенджеров для командной работы».

Впрочем, попытки превратить Telegram в корпоративный мессенджер предпринимают сторонние разработчики. Так Дуров в своем Twitter отметил сервис Integram — простой робот для Telegram, позволяющий добавлять в мессенджер уведомления от сторонних сервисов — GitHub, BitBucket и Trello.

Ранее схожую интеграцию реализовали российские разработчики Jaconda. Сервис позволяет подключать уведомления различных сервисов в командный чат, построенный на технологиях Telegram. Однако, по мнению основателя Jaconda Антона Миронова, Telegram не стоит двигаться в этом же направлении: «Я считаю нативным приложениям Telegram следует продолжать работать над тем, что они уже хорошо делают — создавать лучший experience для пользователей. Например если пришла ссылка на картинку, то было бы здорово ее сразу разворачивать. В сторону интеграций с Github, Twitter или поиском Google смысла им двигаться не вижу».

#Facebook #WhatsApp #монетизация #viber #Telegram #мессенджеры #snapchat #line #монетизация_мессенджеров

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления