[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0430\u043d\u0442\u0438\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0430\u0440\u043a\u0430\u0434\u0438\u0439_\u043c\u043e\u0440\u0435\u0439\u043d\u0438\u0441"], "comments": 126, "likes": 32, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Редакция vc.ru
23 315

Потому что мы не в Америке — книга Морейниса, глава 1

Первая статья, написанная инвестором Аркадием Морейнисом в рамках совместного с ЦП проекта «Антистартап», материалы из которого вместе с комментариями читателей будут собраны в одноименную книгу.

Бытует мнение, что стартапы — это забавный квест, в ходе которого ты придумываешь великую идею, под которую посторонние дяди-инвесторы дают тебе огромные деньги, чтобы твоя компания выросла, а ты стал знаменитым. Такое мнение, как ни странно, имеет право на существование. Но есть нюансы, давайте попробуем в них разобраться.

Понятие «стартапы» и связанная с этим истерия пришла к нам из США. В чем же заключается «американская мечта» стартапера? Как раз в прохождении того самого квеста — создать компанию, получать инвестиции, которые помогут твоей компании расти, чтобы эту компанию кто-то купил за бешеные деньги. Этот вожделенный для многих момент называется «exit» (или «выход»).

Как правило, для основателей и инвесторов это самый главный момент, когда они зарабывают деньги «себе на карман». «Выход на биржу» или IPO (Initial Public Offering) — это тоже продажа, стартап просто берет часть своих акций и продает их на бирже многим покупателям, а не всю компанию одному покупателю, как в случае с полным поглощением. Заметим на полях, что в общем объеме «выходов», 90% по объему и по количеству — это все-таки полные продажи, а только 10% — IPO.

Такой путь от создания компании до ее продажи — и есть модель «американской мечты». Так как основная цель — продажа компании, значит, основателям и инвесторам надо приложить все усилия для того, чтобы её купили дороже. Этот подход сразу вызывает смещение приоритета развития компании с получения прибыли на повышение своей стоимости.

Тут вы можете сразу воскликнуть: «ну так ведь больше должна стоить та компания, которая зарабатывает больше денег», на что я тихо скажу в ответ: «вовсе не обязательно». Больше будет стоить та компания, которую можно будет дороже продать. Продается и покупается на самом деле не текущая прибыль компании, а ожидание того, за сколько тебя можно будет продать через некоторое время.

Стремление получать прибыль заменяется на умение генерировать правильные ожидания, увеличивающие твою стоимость. Самое интересное, что ожидания обычно стоят дороже, чем текущая прибыль, поэтому гораздо выгоднее «надувать» компанию, чем получать прибыль от её работы. Есть такое биржевое соотношение P/E (price-earnings ratio), отношение цены акции к заработку на одну акцию — для некоторых компаний это соотношение может составлять десятки, а может быть и сотни единиц.

Что это значит? Это значит, что я могу продать акцию компании за цену, эквивалентную 10 или даже 100 годам получения заработка на эту акцию. Другими словами, стоимость компании может составить 10 или 100 ежегодных её прибылей. Что в результате становится приоритетом и ориентиром для создателей стартапов? Вот то-то и оно.

Причем зачастую возникает даже обратный эффект — чем больше чистой прибыли показывает компания, тем меньше соотношение P/E, чем меньше прибыли у компании — тем больше может оказаться P/E. Почему? Потому что если компания уже зарабатывает существенные деньги, тем меньше вероятность и ожидание того, что компания может вырасти еще в 10 или 100 раз. А если компания еще не зарабатывает денег, то есть какая-то вероятность того, что она вдруг и резко взлетит, и ее стоимость вырастет до небес — и именно в разогревании таких ожиданий и состоит путь классического американского стартапа.

Американский рынок стартапов — это обычная спекулятивная игра, в которую можно выиграть 10, 100 или тысячу раз на вложенные деньги. Эта игра, в которую играют основатели многих стартапов, эта игра, в которую играют инвесторы, вкладывающие миллионы долларов в незарабатывающие компании. Это классическая американская мечта, которая работает, потому что есть большие компании, которые готовы покупать стартапы. Зачем? Потому что эти большие компании играют в ту же саму игру, у них есть стоимость, на которой их инвесторы и акционеры могут заработать больше денег, чем от получения дивидендов. Они покупают стартапы, чтобы продолжать генерировать ожидания каких-то новых путей развития, которые позволят и дальше увеличивать их стоимость.

Эта модель хороша тем, что в случае успеха позволяет в десятки и сотни раз увеличить свои вложения. Но у нее есть один недостаток — она не работает в России, потому что в России, как правило, стартапы не покупают. Большие российские компании не покупают стартапы, потому что в России так и не сложилась работающая биржевая система, где акционеры и инвесторы больших компаний зарабатывали бы больше денег на росте своих акций, чем на выведении текущей прибыли «на карман»».

Можно долго рассуждать о том, почему такая схема не сложилась — то ли потому, что привычка к рискованным спекуляциям не в нашей крови, то ли у большей части нашего населения попросту нет денег на эти спекуляции, то ли потому что мы так и не научились верить в ожидания в надежде на светлое будущее. Но я не буду об этом рассуждать, поэтому давайте просто воспримем это как данность — рынка покупателей стартапов в России нет. Поэтому нет и рынка инвесторов, готового вкладывать деньги в надувание пузырей, которые можно было бы потом кому-нибудь продать — инвесторы понимают, что продавать эти пузыри потом будет некому.

Нет рынка инвесторов — значит, стартапы, ориентированные на американскую модель «рост-продажа», умирают. Эти стартапы просто не могут заработать себе денег на жизнь, они по-прежнему надеются на то, что прилетят инвесторы в голубых вертолетах и бесплатно дадут им денег на жизнь и на рост. А инвесторы не прилетают, стартапам становится не на что жить, и они умирают. Это и есть крах американской мечты в наших суровых российских реалиях. Те, кому интересны исторические параллели, могут почитать про « карго-культ».

Я не говорю, что исключений не бывает. Иногда покупают. Даже у меня такое было: Price.ru, который я сделал и которым руководил 10 лет, был куплен «Рамблером», стартап Podorozhniki.com, в который я инвестировал в самом начале пути, купила европейская компания BlaBlaCar и открыла на базе него свое российское представительство. Но на это нельзя рассчитывать как на систему. Можно и нужно рассчитывать только на то, что мы придумали идею нового бизнеса, начали его делать и на этом начали зарабатывать деньги. Всё. Точка. Добро пожаловать на темную сторону!

Эта книга как раз и посвящена тому, как начинать новый проект, который сможет зарабатывать деньги. Я не хочу называть такие проекты «стартапами», слишком уж сильно слово «стартап» ассоциируется с американской моделью развития. Я не могу их называть уже «бизнесом», потому что эти проекты еще не стали бизнесом, они еще ищут свой путь и свою модель зарабатывания денег.

Поэтому я буду называть эти проекты «антистартапами». «Антистартап» — это новый проект, который ищет свой путь и бизнес-модель для того, чтобы в конечном итоге стать бизнесом, цель которого — получение прибыли. Как ни странно, многие методы, которые используются классическими стартапами, растущими по американской модели, применимы и в нашем случае — просто применять их нужно с другими целями, но сами пути поиска бизнес-модели во многом похожи.

Иногда говорят, что таким путем можно построить только ларёк с шаурмой, ну или аналог этого ларька в интернете. Во-первых, если вы построите ларек и сможете жить на зарабатываемые на нем деньги — это лишь подтверждает вашу способность быть предпринимателем. Cоздать работающий бизнес, который не умирает и приносит доход, – это непросто и почетно. Во-вторых, для многих из вас ваш стартап — это первый опыт в бизнесе, так добейтесь в нём хоть какого-то положительного результата. Это даст вам опыт и репутацию, необходимую для того, чтобы сделать следующий бизнес, который сможет стать больше предыдущего. В-третьих, а кто сказал, что большой бизнес не получается из малого? Apple начинался с продажи комплектов «сделай компьютер сам», Facebook — с фотоальбома гарвардских студентов, Coca-Cola — с лекарственного средства от нервных расстройств с выручкой $50 за весь первой год.

Так что пора бы уже осознать, что мы живем в России и надеяться на чудо не стоит. Что большие бизнесы у нас начинаются с малых бизнесов, а не стартапов.


Следующая, вторая глава: «А ты кто такой?»

Из каких частей состоит бизнес? Он состоит не из компьютеров, менеджеров, секретарш или кофе-машин. В каждом бизнесе есть три важнейших уровня:

  1. Основатели — с их амбициями, желаниями и возможностями.
  2. Идея — большая, простая и понятная мысль, вокруг которой и строится бизнес.
  3. Продукты — их может быть несколько, они реализуются основателями в рамках общей идеи. Продукты — это видимая часть айсберга, то практическое, что приносит деньги в бизнес, живущий идеей и подкармливаемый идеологически и денежно основателями.

Поэтому на вопрос «С чего начинается бизнес?» мы можем с уверенностью ответить — с человека, с его основателя. Во второй главе попробуем понять, кто же такой этот самый основатель, какими качествами и ресурсами он должен обладать, чтобы хотя бы попытаться добиться успеха.

#Антистартап #Аркадий_Морейнис #Антистартап

Статьи по теме
Новая рубрика на ЦП: «Антистартап» с Аркадием Морейнисом
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления