7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Привет! Мы — команда экосистемы Vitamin.tools, возвращаем до 16% с пополнения рекламы. В прошлый раз мы рассказывали об управленческих ошибках, которые допускают маркетологи при запуске своего агентства. Сегодня поговорим про финансы на примере кейсов трёх digital-агентств: Digital Science Team, Digital Man и «Нефтетрафик».

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Кейс 1: Что будет, если сделать ставку на одного клиента? Если справитесь — начнёте больше зарабатывать

Агентство работает с 2022 года

Штат: до 10 человек

До определённого момента я не задумывался о том сколько реально зарабатывает агентство. Казалось, что всё отлично:

— есть несколько постоянных заказчиков;

— периодически появляются новые проекты;

— проседания по деньгам нет, даже если кто-то прекратил сотрудничество.

Скорее наоборот, от месяца к месяцу выручка агентства растёт. Достаточно сделать несколько звонков и новый заказчик готов подписывать договор. Вполне обычная рабочая ситуация для молодого агентства.

Проблемы начались, когда сразу два ключевых заказчика решили урезать расходы на маркетинг в декабре 2022 года.

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Эти два заказчика были финансово образующими — они приносили агентству большую часть прибыли. И в момент, когда они приостановили сотрудничество, выручка агентства просела.

❗ Проблема возникла из-за того, что я не считал юнит-экономику. Опыта ведения бизнеса у меня было немного и некоторые моменты я не просчитывал. Например, я не оценивал заказчиков с точки зрения LTV. То есть для своего агентства я не сделал то, что реализовывал в проектах заказчика.

Мне казалось, что если агентство от месяца к месяцу показывает стабильно высокие результаты и достигает поставленных в проектах целей, деньги будут. Но формула «Поток денег + эффективность = стабильный рост агентства» дала сбой, когда ушли два крупных заказчика. Пришлось разбираться по факту.

Чтобы исправить ситуацию, я:

  • Составил финансовую модель агентства: посчитал сколько денег приносит каждый заказчик, сколько человеко-часов нужно для реализации одного проекта, сколько заказчиков нужно привлечь, чтобы сначала выйти на точку безубыточности, а затем нарастить прибыль.
  • Составил портрет идеального заказчика: прописал его цели, период работы, желаемый LTV и, разумеется, комфортный для агентства бюджет. Разделения по нишам или размеру бизнеса нет — эти параметры в плане я не прописывал.
  • Расписал стратегию диверсификации и план продаж. Нужно было не просто найти новых заказчиков, а не допустить повторения ситуации. Сделать так, чтобы на каждого заказчика приходилось не больше 15% от совокупного бюджета агентства.
  • Создал специальную таблицу оценки заказчиков.

А затем, всё это внедрил. Рабочая система получилась не сразу. Такую схему расчёта KPI я внедрил на старте:

После внедрения маркетинговой стратегии и медиаплана усовершенствовал систему расчёта:

Результат на графике — чистая прибыль выросла больше чем в 2 раза:

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Кейс 2: Что будет, если вынимать из оборота больше, чем заработал? Если справитесь — со временем можете научиться привлекать заказчиков с доходом в $11 000 000 000 € в год

А это история Никиты Скрипченко, создавшего агентство Digital Man. Он сосредоточился на привлечении заказчиков и моментальном заработке, но забыл об управленческом учёте.

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Проблема 1 — нет финансового учёта

Изначально у нас не было финансового учета: мы не видели окупаемость проектов, не понимали сколько приносит тот или иной сотрудник. Мы в принципе не могли сказать сколько заработали и хватит ли этой суммы для нормальной работы агентства. Мы не могли сопоставить собственные ожидания с реальными цифрами.

Никита Скрипченко, руководитель агентства Digital Man

Ставить менеджерам завышенные планы я не видел смысла — они всё равно не сойдутся. А вот фиксировать предстоящие платежи по договорам, — да. Когда понимаешь, сколько агентство гарантированно получит денег, проще выстраивать собственные процессы и отслеживать кассовые разрывы.

Также важно фиксировать те деньги, которые вам уже перевели, и не просто как доход, а иметь ряд параметров. Мы учитываем поступления в обычном экселе:

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Строгий учёт финансов позволяет ориентироваться в ценообразовании продуктов. Я, как руководитель, понимаю сколько реально денег мы тратим на проекты, которые делаем. И могу спрогнозировать будущую маржинальность проектов.

На основе этой информации мы строим дашборд в Google Sheets. Для нас это самый удобный способ составлять прогнозы, так как можно оценивать ситуацию по конкретному отделу или периоду.

Вот пример за предыдущий период:

  • В приходах учитываем все средства, поступившие на счёт агентства.
  • В расходах — траты и дивиденды.

Чистая прибыль 152 000 рублей как раз из-за того, что мы уже успели вывести дивиденды на счёт.

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Аналогично выглядят графики по отделам:

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Анализировать результаты и составлять прогнозы по таким диаграммам удобно. Я могу посмотреть сколько денег пришло в конкретном проекте и рассчитать их окупаемость:

Пример учёта поступлений по отдельному проекту:

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

В планах: до конца года ввести ROI для специалиста. Так мы сможем оценить вклад каждого сотрудника и продумать систему мотивации для отделов.

Проблема 2 — не считали рентабельность проектов

С этой проблемой мы тоже столкнулись в самом начале. Мы не понимали, как считать рентабельность своих коммерческих предложений. Как итог, периодически брались за проекты, которые с точки зрения прибыли, нас не интересовали.

Выявить проблему помог финансовый учёт. Мы проанализировали всё, что делали для этого, и разработали таблицу расчёта. В ней мы ведём учёт трудочасов, учитываем трудозатраты каждого работника и множество других метрик.

Таблица помогает рассчитывать прибыльность проектов и учитывать сторонние платежи. По факту, с помощью таблицы мы можем разбить стоимость каждого этапа работы и затем перенести его в КП.

Кейс 3. Что будет, если собрать флеш рояль ошибок? Если справитесь — можете выйти на оборот в 35 000 000 рублей в месяц за 3 года

А этой историей поделился Андрей Анцибор, основатель агентства «Нефтетрафик».

По большому счету, у нас весь путь развития агентства состоит из таких проблем, и решая каждый раз вот такие проблемы, мы, по сути, развиваемся и растём, выходим на какую-то новую ступень.

Агентство работает 2019 года

Штат: более 50 человек

Проблема 1 — не понимали, как собрать сильную команду

Первая сложность возникла сразу после открытия агентства — я не знал по каким параметрам выбирать людей в команду. Не было понимания какой специалист мне нужен, поэтому сначала ориентировался исключительно на профессиональные качества.

Взял крутого таргетолога с кучей кейсов, отдал ему проект, а потом понял, что он не справляется. Человек наплевал на все наши методики и действовал по-своему. Он даже не был готов признать, что его методы не работают.

Завалил проект и ушёл. А мы остались с вопросом: как искать людей дальше?

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Решили, что проще учить специалистов с нуля. Разработали курс обучения и поставили на него смешную цену. Нужно было найти команду, а не зарабатывать на учениках. Задачу закрыли в первый же поток — часть сотрудников работает в команде до сих пор.

Пока агентство небольшое и бренд не раскачан, обучение — хорошая возможность найти мотивированных, увлечённых людей с горящими глазами.

Плюсы такого подхода:

  • воспитали лояльную аудиторию,
  • собрали команду, готовую работать по нашим правилами,
  • во время обучения отсеяли людей с короной на голове.

Проблема 2 — не выстроил финансовый учёт

Первые 2,5 года я вообще не занимался этим вопросом. Прибыль агентства и размер дивидендов оценивал на глаз. Вот только цифры не сходились и периодически я выводил больше, чем нужно.

Финансовый директор не помог. Мне попался не совсем компетентный человек, который не понимал особенности отчётности у агентств. Пришлось учиться самому.

Многие рекламные агентства сталкиваются с проблемами финучёта. Они принимают рекламные бюджеты заказчиков, проводят их через свои рекламные кабинеты и за это получают процент с рекламных площадок. Выручка за месяц может составлять миллионы, а прибыль — тысячи. Чтобы не было финансовых просадок, этот момент нужно учитывать с самого начала.

Регистрируйтесь в Vitamin.tools: получайте возврат до 16% от всех пополнений рекламного бюджета и используйте еще 8 преимуществ от постоплаты с овердрафтом до бесплатных инструментов

Я полез разбираться и узнал много нового. Например, что оказывается есть два вида отчётности — бухгалтерская и управленческая. Вторую я никогда не брал в расчёт, поэтому цифры не сходились.

Сложность в том, что ни одна готовая система управленческого учёта не учитывает эти особенности. Мы попробовали, наверное, все из них, и в итоге сделали свою.

После внедрения и обкатки новой системы чистая прибыль выросла вдвое. Если на старте мы получали 12-14%, то после внедрения 20%+.

Проблема 3 — сделал чрезмерно высокую мотивацию для команды

Небольшому агентству плюс-минус 5% к зарплате не критично, но крупное агентство из-за такого может и закрыться. По мере роста агентства выяснилось, что пропускная способность одного специалиста гораздо выше, чем можно было поставить.

Какие проблемы спровоцировала эта ошибка:

  • Упала прибыль. Получилось так, что с ростом выручки кратно увеличились расходы, а такого быть не должно. Если бы мы платили по схеме Fix-Flex, чистая прибыль и рентабельность проектов были бы выше. У нас же вышло наоборот.
  • Сотрудники зарабатывали так много, что у некоторых стало сносить крышу. Классные специалисты начали искать смысл жизни и уходить в никуда, а агентству пришлось искать новые кадры.
  • Некоторые сотрудники открылись с неприятной стороны. Они считали, что высокий доход — исключительно их результат. Команда к нему непричастна. Работать с такими людьми было сложно и частью пришлось расстаться.

Как решили проблему?

Порезали проценты и перестроили систему мотивации. Роста увольнений мы не боялись — даже с изменёнными условиями сотрудниками могли по-прежнему нормально зарабатывать.

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Материальная мотивация — это только один из инструментов, который мы используем для повышения лояльности наших сотрудников. Мы делаем ставку на создание комфортной рабочей атмосферы.

Вот каких принципов мы придерживаемся:

  • Уважение и поддержка. Мы уважаем каждого нашего сотрудника и готовы поддержать его в любой ситуации. Стараемся создать условия, в которых каждый может реализовывать свой потенциал и достигать личных и профессиональных целей.
  • Командный дух. Стараемся создавать атмосферу, в которой люди могут доверять и помогать друг другу, работать вместе на общий результат.
  • Развитие и обучение. Вкладываемся в развитие сотрудников, организуем для них тренинги и семинары, помогаем расти профессионально.
  • Баланс работы и личной жизни. Мы стараемся помогать своим сотрудникам сохранять баланс между работой и личной жизнью. Работаем удалённо и учитываем индивидуальные потребности каждого сотрудника.

Если хотите, чтобы сотрудники не уходили из команды, предоставьте им комфортные условия работы. Сделайте так, чтобы они могли работать так, как им удобно. В нашей системе учёта сотрудник всегда видит сколько он получит денег за конкретный проект.

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Проблема 4 — не выстроил систему лидогенерации

Не выстроенный финансовый учёт спровоцировал ещё одну проблему — мы не увидели, что неравномерно распределили собственные ресурсы. Не развивали всех заказчиков, а вложили все силы в прокачку одного, самого крупного. За год мы помогли ему увеличить месячную выручку с 1 500 000 миллионов рублей до 50 000 000 рублей, но сами оказались в сложной ситуации.

Агентство генерировало выручку неравномерно — примерно 40-60% доходов поступало от этого заказчика. И если заказчик уйдёт, агентство просядет по деньгам в 2 раза. Это недопустимо.

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Чтобы такой ситуации не возникало, нужно диверсифицировать базу и не допускать перекосов по выручке. Стараться делать так, чтобы в агентстве не было заказчиков, генерирующих большую часть выручки.

Диверсифицировать базу лучше в несколько этапов. Сначала довести долю одного заказчика до 40%, а затем постепенно наращивать базу и снижать цифры.

7 ошибок, из-за которых маркетинговые агентства мало зарабатывают

Мы сделали так:

  • Провели ребалансировку. Проанализировали всех заказчиков, работающих с агентством → выделили перспективных, долю которых можно нарастить.
  • Поставили новые цели перед отделом маркетинга. Фокус на поиск новых заказчиков и удержание существующих.

“Выстроить систему лидогенерации в агентстве не просто. Нельзя просто запустить рекламу и лить трафик на квиз-лендинг, нужно наработать репутацию.

Что делаем мы: развиваем соцсети, участвуем в конференциях и нетворкингах, запускаем рекламу на всех популярных площадках, проводим свою конференцию для маркетологов.

Результат: сократили долю выручкообразующего заказчика до 15%, увеличили выручку и каждый день получаем заявки по новым проектам. Сейчас работаем над тем, чтобы увеличить поток заявок и нарастить выручку.

Резюмируем, что нельзя/можно делать:

  • Нельзя делать ставку на одного заказчика. Важно диверсифицировать базу контактов и настроить систему привлечения лидов. Запомните правило: не больше 15% прибыли с одного заказчика.
  • Нельзя забивать на финансовый учёт. Чтобы от месяца к месяцу увеличивать прибыль, вам нужно разобраться в финансовых потоках, научиться считать рентабельность проектов и ожидаемую выручку.
  • Нужно искать способы увеличения дохода: запускать свои партнёрские программы, возвращать через Vitamin.tools процент с пополнения рекламы.
  • Нужно прокачивать личный бренд: участвовать в отраслевых мероприятиях, развивать соцсети, запускать рекламу.

О каких ошибках мы ещё не рассказали?

6868
24 комментария

Авторам статьи ставлю большой ЛАЙК👍🏻! Статья на самом деле годная. Вообще хотелось бы еще отметить 1 ошибку, которую совершают наверное каждое агентство, а это "клиентоориентированность". Есть ты работаешь над проектом, то обязательно должен выстроить коммуникацию с заказчиком, так чтобы клиент оставался доволен не только хорошим результатами, но и отличной коммуникацией. Если все будет окей, то будет расширение ЧЕКА проекта в Любом случае, а это доп.прибыль рекламному агентству.

4
Ответить

Даже интересно и как вы работаете с клиентами?

Ответить

Прочитал статью, теперь готов зарабатывать миллионы

2
Ответить

😆

Ответить

Кейс #1

1. А можно раскрыть подробнее:
- сколько человеко-часов нужно для реализации одного проекта - как это в принципе можно посчитать или какой расчет ведется?
- сколько заказчиков нужно привлечь, чтобы сначала выйти на точку безубыточности, а затем нарастить прибыль - интересно посмотреть пример прям

2. Момент с диверсификацией прям в точку. После февраля 2022 «ушло» 80% денег, когда отвалилось 2 проекта. В июле 2023 плавно начали «уходить» сезонные проекты, а выручка просела на 5-10%, а КПД увеличился.

Кейс #2

3. А расход и приход в 8 миллионов рублей - это с учетом рекламного бюджета?

4. Классно, что посчитали рентабельность, но тут вопрос ко всем руководителям, которые раньше были специалистами. Мы же растили всех своих жирных клиентов с «малых лет», то есть по-настоящему хорошие деньги к нам стали приходить не с первого месяца, возможно, даже и не с 6ого, а через год-два. Рентабльность на малом периоде времени была низкой, но в долгосрок гигантской. У кого какое мнение на этот счет?

Кейс #3

5. В скриншоте «Кого брать в команду?» вижу пункт "Дорого стоят". Общаясь с другими руководителями агентств, складывается впечатление, что руководители зарабатывают исключительно на том, что платят своим сотрудникам мизер денег, 5-8 тысяч за проект на постоянном ведении. Да, есть те, кто платит от 10 на тесте и от 15к на постоянке (мы как минимум), но в среднем по больнице все используют своих сотрудников на полную катушку.

Хочется понять, это типовая ситуация или мне попадались вот такие агенства, которые вот так выжимают своих людей?

6. А записывали обучение только по таргету или ещё каких-то сотрудников учили по курсам таким образом?

7. Фишка в фин учёте, которую сам использую. При подсчете оборота, я просто не включаю рекламный бюджет, но включаю саму комиссию, получаемую кешбеком.

8. Вы внедрили 2 вида отчетности и у вас по факту выросла чистая прибыль до 20%+? Не очень понятно какие практические действия были сделаны, типа перестали тратить? или досчитали деньги, которые раньше не считали?

9. А разве плохо платить «много» своим специалистам?

10. А можете поподробнее раскрыть тему «сколько он получит денег за конкретный проект»?

Ответить

5. Не совсем так. Проблема профи с короной в наличии короны, а не в том, что им нужно много платить. Если специалист просит много денег, но за это принесёт компании соразмерный профит, ему заплатят да ещё и придумают другие стимулы. Лишь бы он не ушёл. А если человек хочет много денег, просто потому что хочет... зачем с такими работать?

1
Ответить

О, первый кейс — это мой кейс. Чтобы ответить на ваш вопрос, то я раскрою немного контекста:

Сейчас этапы реализации проекта такие:
1. Пилим бренд-стратегию месяц. Собираем, так сказать, маркетинговую аптечку первой помощи. Мы называем это FMK — First Marketing Kit — то оммаж на First Aid Kit.

Это ряд маркетинговых исследование и изысканий, которые, как общие анализы в больнице — статистически перекрывают большинство проблем бизнеса в маркетинге и продвижении.

Штука не статичная, мы эту аптечку периодически пересматриваем.

2. В конце первого месяца у бренда есть описанная бренд-стратегия.
Она касается внутренних и внешних аспектов реализации бизнеса, вот пример такой стратегии, где мы описали и нужду проработки продукта на сотрудников внутри бренда: https://vk.com/@bo_target-psihologi-onlain-strategiya-vyvoda-brenda-easylife-na-rynok

3. Дальше все зависит от обкатки стратегии на созданной воронке по этой же стратегии воронке конверсий и unit-экономике, которую мы для них посчитали. А считали мы ее тоже на протяжении месяца, стараясь сделать более реалистичные цифры из примеров рыночных ситуаций, которые можно встретить и изучить, а не фантазийные и желаемые из «влажных мечт».

Сколько это в людях:

В текущей стадии развития бизнеса над стратегией работают 4 человека:
1. Интернет-маркетолог
2. Траффик-менеджер
3. Проджект-менеджер
4. Я, как курирующий все это и тоже маркетолог.

Сколько это в человекочасах:
Посчитать в человекочасах пока не вижу возможным. У одних брендов приходится пилить продираясь через авгиевы конюшни бардака.
У других собрать, причесать, осмыслить, улучшить, укрепить и тогда стратегия получится качественно иная.

По сути — это такое длительное и емкое брифование в течении месяца. Где не просто собирается инфа, но и осмысляется.

Потому, тут по проектная оплата зарплата, чтобы они друг-друга плюс-минус уравновешивали.

Сколько это в точке безубыточности и количестве заказчиков:

А вот тут я сколько не мучился с сущностью price из маркетингово фреймворка 4p, все никак не получалось это просчитать.
Я понял, что прайс, как сущность, должен давать точку безубыточности не вообще, а на текущем этапе развития бизнеса. Чтобы ты как вышел на нее, то посчитал новые задачи бренда, осознал новые горизонты роста и убытки с точки зрения этого горизонта.

На ткущий момент у меня рассчитано так:
Если придет минимум 6 проектов на прайс в 57120 рублей за сборку такой маркетинговой стратегии, то:
64% ФОТ дадут всем достаточно рыночные позиции заработных плат.
От 8-ми проектов начинается заработок выше зарплат обещанных на HH тому же проджект-аккаунт-менеджеру.

36% оставшихся процента надо будет раскидывать на налоги, собственный маркетинг и трафик, бух/юр сопровождение и покупку креативных инструментов.

На текущий момент — ЭТО точка безубыточности, которую надо достичь.

После нее появится опыт, который позволит внятно переосмыслить горизонты, будет очень хорошо обкатана методология и проапгрейжен сам продукт. Он станет, и еще, и еще, и еще конкурентоспособнее.
Тогда будет переработка сущности price и «убыток» будет иметь другое значение.

У меня получилось дать ответы на вопросы?

Ответить