[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0441\u043a\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u043e","aviasales","\u0440\u0443\u0431\u0440\u0438\u043a\u0430_\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043f\u0440\u0430\u0437\u0434\u043d\u0438\u043a\u0438","leta_capital","\u043b\u0430\u0431\u043e\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u043a\u0430\u0441\u043f\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e","crocotime","maps_me","traffic_inspector","\u0431\u0438\u043f\u043b\u0430\u043d","\u0430\u043c\u043f\u043b\u0438\u0444\u0435\u0440","calltouch","rockin_robin","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f_\u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439","brownie_software","rush_agency"], "comments": 40, "likes": 19, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Daria Khokhlova
10 899

Российские ИТ-предприниматели о пользе и вреде майских праздников для бизнеса

С 1 по 11 мая российские граждане отдыхают целых семь дней: с 1 по 4 мая и с 9 по 11 мая. ЦП решил узнать у руководителей российских ИТ-компаний и стартапов, как они относятся к затянувшимся выходным и как незапланированные каникулы отражаются на их бизнесе.

Своим мнением поделились представители LETA Capital, Aviasales, «Лаборатории Касперского», «Сколково», MAPS.ME и других организаций.

Кирилл Ширяевруководитель отдела подбора персонала «Лаборатории Касперского»

Большое количество весенних праздников давно уже стало нормой для российского бизнеса, и «Лаборатория Касперского» — не исключение. Многие сотрудники московского офиса берут отпуск на эти укороченные рабочие недели, даже несмотря на то, что из-за большого количества праздников май считается самым невыгодным месяцем для отпуска.

Расслабленность сотрудников после праздников сродни первому рабочему дню после отпуска — нужно вспомнить о многих задачах, погрузиться во многие рабочие процессы. Но, на наш взгляд, майские праздники (как, впрочем, и обычный отпуск) несут за собой больше положительного. После таких «удлинённых» выходных сотрудники приходят более отдохнувшими, а, следовательно, и более уверенными в себе — если до праздников уверенность в собственном успехе вдруг ослабла. Более счастливыми, если хотите, ведь май — это уже почти лето.

При этом столь, казалось бы, длительное отсутствие сотрудника не влияет на выполнении рабочих задач потому что, во-первых, вся работа уже давно распланирована и все сроки скорректированы с учётом праздников (будь то майские, новогодние или любые другие). А во-вторых, всегда есть поддержка со стороны коллег, которые при возникновении любого форс-мажора смогут подстраховать или, в крайнем случае, связаться с «отдыхающим», чтобы получить всю необходимую информацию.

Андрей Давидовичуправляющий партнер проекта Traffic Inspector

Если говорить о бизнесменах, то я уверен, что человек, способный руководить, будет негативно относиться к длительным выходным.

Дело в том, что это выбивает команду из привычного рабочего ритма. Такие выходные случаются у нас несколько раз в году, одни из них — это майские праздники. Руководитель думает о том, как вовремя и сполна выплатить ежемесячную зарплату всем сотрудникам компании. Когда у вас из тарелки забирают половину еды, как в этом случае у руководителя лишают половины месяца, а зарплату за этот месяц надо выплатить целиком, то ни один руководитель доволен не будет.

Можно сколько угодно говорить, что выходные мотивируют команду и так далее, но в свое время майские праздники были придуманы отчасти для того, чтобы люди могли не сбегать с заводов, а посадить на своих шести сотках картошку, овощи и фрукты. Сейчас мало тех, кто сажает картошку и овощи, а свободное время используется как упавшее на голову случайно. Как это влияет на работу? Негативно. Сейчас 5 мая и никто особо не работает, после праздников 12-го числа люди тоже будут еще раскачиваться два-три дня. Итого, полмесяца потерянного времени для компании.

Я сам не отдыхаю, стараюсь просто работать в другой обстановке. Думаю, это оптимальное решение.

Илья Грошиковгенеральный директор маркетингового агентства «Биплан»

Майские праздники — это прекрасная пора для любого сотрудника, но далеко не всегда они доставляют такую же радость руководителю. Бороться с ними просто бесполезно, поэтому я воспринимаю их как данность, к которой нужно немного подготовиться. Если всё пустить на самотек, то вам точно не удастся избежать сложностей, поэтому лучше сделать некоторые заготовки заранее.

Все уже привыкли, что в середине майских праздников можно взять несколько отпускных дней и организовать себе полноценную неделю отдыха, а то и больше. Мы стараемся узнать у всех наших сотрудников ещё в марте, будут ли они пользоваться этой приятной опцией. Если да, то просим их доделать все основные дела и подготовить несколько шаблонов для решения срочных задач. По опыту я знаю, что дергать человека в отпуске неправильно, продуктивности от него вы вряд ли дождетесь, а отдых ему точно испортите. Поэтому соберите всю информацию до «майских» и спокойно отпустите вашего специалиста восстанавливать силы.

Ещё одним важным минусом являются форс-мажоры у сотрудников, которые не взяли отпуск, но хорошо погуляли в первых числах мая. Они неожиданно заболевают или придумывают другие любопытные истории. В этой ситуации лучше просто сделать выводы, а разобраться во всём уже после майских праздников. Конечно, мы отлично понимаем, что отдыхает вся страна, в том числе и наши клиенты. Поэтому даже в случае отсутствия некоторых кадров, нам хватает резерва, чтобы восполнить эти потери и не оставлять без ответа клиентов, которые выбрали работу вместо отдыха.

Но, на мой взгляд, у майских праздников есть один весомый плюс. Все наши сотрудники находятся в прекрасном настроении, обмениваются впечатлениями и радуются солнцу. Нужно уметь не только хорошо работать, но и отдыхать, главное — правильно расставить приоритеты и распределить своё время.

Нат Гаджибалаевсооснователь сервиса для работы с соцсетями «Амплифер»

Так, я сейчас очень постараюсь без мата. Стартап (бутстрап) невозможно вырастить без экстра-усилий. Очень сложно получить быстрый рост бизнеса, не жертвуя личным временем, вниманием к близким, отпусками и отдыхом.

Половину января никто не работает, строить продажи в это время бесполезно. Потом в середине февраля и в марте тоже по паре лишних выходных. Если задуматься, у нас не 30% выходных, больше. В мае — снова никто не хочет работать — все едут в отпуск недели на три.

Это бесит. Для продаж это плохо. Вся команда считает, что я тиранизирую и заставляю работать на праздниках и игнорирую календарь.

Для меня и команды, эгоистично, это может быть и хорошо: во-первых, нормально отдохнуть в год, когда мы пытаемся вырастить бизнес, у нас не получится, и паузу в продажах можно использовать для отдыха. Во-вторых, те, кому хочется работать, могут поработать над продуктом, починить старые баги, сделать пару новых фич, пока никто не отвлекает.

Каникулы не в календаре, они в голове. Отдыхать надо тогда, когда чувствуешь, что нужен отдых, а не тогда, когда в календаре написано.

Александр Лашковкреативный директор студии Rockin'Robin

Исторически так сложилось, что для нашей компании май — довольно спокойный месяц. Новые клиенты появляются редко, обсуждения разных проектов редко заканчиваются чем-то конкретным, даже июнь как-то активнее. Поэтому лично у меня май всегда ассоциировался не только с началом настоящей весны, но и с чувством определенного раздражения медлительностью и нежеланием работать, которым страдают все вокруг.

Однако в этом году всё несколько иначе — причиной тому стало появление первых иностранных клиентов (в частности, из США) — за границей российскую склонность к большому количеству праздников не разделяют, поэтому в этот раз на майских мы работали (вели проекты и общались с потенциальными клиентами), хоть и не так активно, как в обычные дни.

Поскольку мы стартап, и у нас мало штатных сотрудников, а в основном сотрудничество ведется с удаленными членами команды, то и вопросов вида «а по закону у меня выходной» пока как-то не возникает. Правда в ближайшем будущем ситуация изменится — штатная численность компании по плану будет расти.

Так что нам придется или смириться с простоем большого количества членов команды, либо просто заплатить тем, чья активность нужна здесь и сейчас, по двойной ставке за работу в официальный выходной — если того будет требовать проект нашего клиента, мы конечно пойдем на второй вариант, даже в ущерб доходу основателей.

Юрий Гурскийментор картографического проекта MAPS.ME

У майских выходных и праздников есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, почти на две недели в России всё замирает: уже за несколько дней до 1 мая люди разъезжаются в отпуска, решение вопросов откладывают на вторую половину месяца, происходит рассинхронизация с другими странами, которые или не отдыхают, или отдыхают не так долго. С другой стороны, как мы это почувствовали на себе после Минска, в России более тяжёлая зима, и долгие праздники помогают людям набраться сил.

Для нашей команды подобные каникулы случились впервые, и мы к ним подготовились: в середине апреля мы сделали недельный выездной хакатон, где ежедневно по 16 часов в режиме нон-стоп команда работала над улучшением MAPS.ME и созданием новых фич, которые тут же реализовывались и проходили тестирование. Такая концентрация усилий позволила нам в кратчайшие сроки запустить в разработку ряд новых решений, и тем самым восполнить потерю рабочих дней.

Что касается проекта в целом — приложением MAPS.ME активно пользуются в самых разных странах, поэтому мы не можем позволить себе просто взять и отключиться от процессов, сославшись на праздники в России. Решение вопросов не останавливается в праздничные дни, также продолжает работать саппорт.

Александр Бочкиноснователь системы контроля времени CrocoTime

Мы специализируемся на контроле рабочего времени и, естественно, задавались вопросом, как влияют долгие праздники на продуктивность сотрудников. Проанализировав статистику нескольких крупных клиентов, выяснили, что продуктивность сотрудников падает не только после праздников, но и за день-два до них. Наши данные подтверждают исследование Минздравсоцразвития, которое еще в 2012 году предоставило документы, наглядно свидетельствующие о том, что в первый день после праздников производительность труда всегда ниже в два-три раза.

Многие работодатели считают, что праздники «крадут» рабочие часы у бизнеса и просят некоторых сотрудников выходить на работу. Такую ситуацию мы также анализировали на примере статистики клиентов: соотношение продуктивного и непродуктивного времени, если люди работают в праздники, составляет в среднем 60% на 40% — почти половина дня работника уходит на личные дела. При этом согласно ст. 153 ТК РФ «Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее, чем в двойном размере». Потому нужно ли руководителю настаивать на работе в праздничные дни, большой вопрос.

Что касается моего личного отношения к «длинным праздничным выходным», то я считаю, что лишний день отдыха ни бизнесу, ни команде не повредит. Но это должен быть именно день, а не три или неделя. Если бы, например, майские праздники не выбивали из месяца фактически две рабочие недели, бизнес бы не ощущал проблем. Возможно, дополнительные выходные стоило бы больше распределять по времени. А то у нас получается три месяца «пусто», в один «густо».

Александр Чачавауправляющий партнёр венчурного фонда LETA Capital

Стартапы и более зрелые ИТ-компании зачастую не могут себе позволить роскошь отдыха почти 40 рабочих дней в году. Особенно если речь идет о создании конкурентоспособного продукта мирового уровня — нельзя позволять себе расслабляться и терять темп.

В каждой компании LETA Capital, преимущественно работающих в России, больше сотрудников, которым сложно полноценно занять себя в праздники. И, как показала практика, наиболее действенный механизм в таком случае — призывать сотрудников рассматривать праздничные дни как официальный отпуск, а настоящий не отгуливать.

Две недели на Новый год, неделя на майские и неделя в августе, если позволяет ситуация, — такой режим отдыха сразу в нескольких стартапах фонда. В другое время отпуск предоставляется в исключительных случаях. Гарантированно не отгулянный отпуск можно частично получить деньгами, в зависимости от правил конкретной компании. Минус такого подхода только один — отдыхать вместе со всеми обычно выходит дороже. Но, опять же, есть стимул больше работать и больше зарабатывать.

Я провел небольшое исследование на тему того, кто и как справляется с майскими праздниками и мотивирует сотрудников работать. Компания RoboCV обычно тратит лишний выходной на проверку рискованных гипотез — в проектное время разработка продукта и клиенты не дают команде отвлечься. Линейный персонал отдыхает, как и вся страна, а ключевые разработчики и фаундеры предпочитают экспериментировать. На мой взгляд, это одно из самых интересных занятий, в том числе во время длинных выходных.

Компании, активно работающие на международном рынке, в принципе не обращают внимания на национальные праздники. Например, компания-разработчик сервиса онлайн-визуализации Rollapp больше живет по американскому календарю. Сотрудников таких компаний обычно не надо убеждать, что надо поработать 1 мая с клиентом из Китая или 3 января — из США.

Одни из самых сознательных и преданных делу сотрудников — в компании RedHelper. В течение года некоторых сотрудников приходится буквально упрашивать пойти в отпуск. Не знаю, совпадение это или нет, но именно эта компания наиболее стремительно развивается в нашем портфеле.

Михаил Хомичруководитель Ассоциации менторов московской школы управления «Сколково»

Во-первых, надо смириться с тем, что большая часть компании работать не будет. Не та мотивация, не та погода — да всё, что угодно.

С другой стороны, майские праздники — отличный повод для стратегических сессий. Руководители компаний (особенно небольших) иногда всё же понимают, что такие выходные — непозволительная роскошь. Стратегические сессии, кстати, необязательно проводить в офисе. Очень рекомендую почитать Верни Харниша на тему регулярного графика встреч.

Поэтому мы в стартап-академии бизнес-школы «Сколково» как раз собираемся и обсуждаем, что делать в ближайшие полгода. Иногда такая же практика повторяется и на январских праздниках.

В итоге получается идеально — у компании переосмысленная стратегия и отдохнувшая команда.

Павел Балобановгенеральный директор разработчика программного обеспечения Brownie Software

Праздники не могут быть незапланированными. Календарный год формируется всё-таки заранее, поэтому каждый руководитель готов к тому, что праздники будут. С моей точки зрения, такие выходные могут дать хорошую передышку нашим сотрудникам, особенно, когда долгожданный отпуск ещё далеко.

Праздники способствуют поднятию настроения и, как следствие, повышению производительности труда. Поэтому, если сотрудники правильно их проводят, то есть действительно отдыхают, например, работают на даче (как известно, смена деятельности — лучший отдых), меняют место дислокации, ходят в гости, то за оставшееся время в мае они сделают даже больше, чем за месяц без праздников.

Для руководителей же праздники тоже несут огромную пользу. Офисная суета зачастую не дает взглянуть на происходящие вещи в компании свежим взглядом. На отдыхе же рождаются решения многих, даже самых сложных вопросов.

Янис ДзенисPR-директор Aviasales

Для билетного бизнеса майские праздники — это отлично. По сравнению с прошлым годом (на период с 30 апреля по 5 мая), пользователи Aviasales нашли и купили через наших партнеров на 43% больше билетов, при этом средний чек вырос на 7%.

Кстати, команда сервиса отмечает Праздник Весны и Труда на рабочих местах. Все офисы Aviasales работают по обычному графику.

Олег Шестаковгенеральный директор агентства Rush Agency

У нас в компании 2 пары майских праздников: первая — это наши стандартные майские в России, а вторая — это майские праздники в Европе. Как оказалось, что они в Европе тоже есть, правда, всего два дня — 5 и 8 мая. У нас в Европе отдел разработки, и мне приходится подстраиваться сначала под российский производственный календарь, а потом под Европейский.

На мой взгляд, большие майские праздники несут как плюсы, так и минусы. Давайте сначала о хорошем.

Плюсы:

Естественно, это возможность для сотрудников отдохнуть или «перезагрузиться» — в этом время «отпуск у всех» и мало оперативных задач — можно уехать на 5-7 дней, не переживая за проекты.

Лично для меня плюс — это пустой офис в течение четырёх дней: в майские праздники обычно успеваю доделать задачи, до которых не доходят руки, но их так хочется сделать — в основном это небольшие исследования.

Минусы:

Первый минус — задержки платежей клиентов и партнеров — «нет банковских дней — нет бухгалтерии». В мае компании получают оплату счетов в районе 15-го числа, что не очень комфортно, если, например, зарплата 5-го числа.

Второй минус — всеобщие отпуска. Руководители клиентов могут брать отпуск на все майские, соответственно, все решения по проектам откладываются до 12-15 мая. Естественно, это ляжет двойной нагрузкой на команду в конце месяца. Но, может быть, это наша специфика — мы занимаемся поисковым продвижением и должны подробно отчитываться в конце месяца о проведённых работах. Не исключение и отпуска своих сотрудников: при критической ситуации на проекте приходится либо выдёргивать сотрудника из отпуска по дико дорогой связи или решать проблему самим — такое редко, но случается.

Что я могу порекомендовать руководителям:

  • Не нужно отпускать ключевых сотрудников в отпуск на все майские праздники — если на проекте что-то случится, придется разгребать самим. Пусть выберут — ехать в отпуск на первые или вторые майские, прихватив пару дней, но все рабочие дни между праздниками пускай хоть один компетентный член команды всегда будет доступен.
  • Сделайте счета в апреле. Это поможет не бегать с ними 5-го числа — проверено.
  • Не нужно устраивать полный хардкор, иначе праздники эмоций не добавят — миксуйте. На одних праздниках я предпочитаю закончить интересные задачи, пока никто не мешает, а на вторых еду отдохнуть. Каждый год на майские еду в Питер на три-четыре дня — люблю этот год, красиво и полно друзей, которых не видел полгода.
Евгений Власовгенеральный директор компании Calltouch

Если говорить о сегменте b2b, то длинные праздники для владельцев бизнеса — кошмар наяву: вся активность на это время останавливается, рынок «замирает». Возвращение к прежнему ритму происходит только спустя неделю после окончания праздников, ведь большая часть людей совмещает их с отпуском. Такая ситуация приводит к ряду характерных проблем: рост дебиторки, замораживание проектов на период праздников. В результате почти у всех бизнесов в b2b в месяцы с длинными праздниками уменьшается выручка.

В сегменте b2c ситуация обстоит лучше. Есть довольно большой пласт бизнесов, где максимальная активность приходится именно на период праздников и выходных. Например, в тематике «мебель» основные продажи часто приходятся на эти периоды, когда у людей есть время на выбор, например, нового дивана или кухни.

Для нас длинные праздники — всегда сложный период, на это время многие клиенты останавливают рекламную активность. Не удивительно, что мое личное отношение к длинным праздникам носит негативный характер. Отпечаток накладывает и то, что значительная часть сотрудников планирует отпуск так, чтобы захватить временной промежуток между праздниками или неделю после. В результате они выпадают из рабочего процесса на три недели, что всегда отрицательно сказывается на бизнесе.

#золотойфонд #Мнения #сколково #aviasales #Рубрика_Мнения #праздники #leta_capital #Лаборатория_Касперского #CrocoTime #maps_me #Traffic_Inspector #биплан #амплифер #Calltouch #rockin_robin #мнения_предпринимателей #brownie_software #rush_agency

Статьи по теме
Как выйти из творческого кризиса — советы руководителей российских ИТ-компаний
Как наказывать провинившихся сотрудников, выпуск второй: OneTwoTrip, Notamedia и другие
Что должно сделать государство, чтобы помочь малому и среднему бизнесу
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления