Как я сделал фигню, которая оказалась никому не нужна

Всем привет! Меня зовут Миша.

Я работаю на позиции senior ux researcher в страховом стартапе «Пульс». Здесь я буду делиться историями из своей рабочей деятельности, кейсами и прочими важными выводами, которые я для себя сделал, и которыми хочу поделиться со всеми.

Когда я только вкатывался в профессию юх-исследователя, мне очень хотелось доказать самому себе, а главное окружающим, что я очень быстро преодолел все первоначальные барьеры. Что я не только могу и умею, но ещё и способен придумывать новые форматы исследований. Просто проводить исследования в рамках продуктовых направлений мне уже было не очень интересно. Хотелось, знаете, войти в историю. Как чуваки, которые придумали custdev и jtbd, о которых теперь разве что только моя бабушка не слышала.

Когда в стартапе, где я работал на тот момент, образовался какой-то вакуум в задачах, мне не хотелось сидеть без дела. А я тогда как раз научился строить CJM, поэтому мысли мои вертелись вокруг этой карты пользовательского пути.

И тут меня осенило. АнтиCJM! Можно же отрисовать карту не пользовательского пути. Да-да, не спрашивайте. Мне это казалось чем-то гениальнейшим. Ведь что предстояло сделать — взять всех людей, которые по какой-то причине так и не стали клиентами, и отрисовать карту их пути, которая включала бы в себя все точки, в которых эти люди отваливаются.

Мне немного подурнело от наплыва возможностей: тут тебе и улучшение продукта, и работа над ретеншеном, и дизайнерская часть, и в разработку что-то можно будет утащить. Втайне я уже примерял на себя должность Head of Research.

В общем, провёл я исследование, с помощью двух моих коллег. Опросили мы почти пятьсот человек, нарисовал я эту карту. Всё по уму сделал: красивые диаграммы вставил, статистику вписал, красивые выводы добавил, даже гипотезы сгенерировал. Всё, чтобы было как можно больше пользы для компании.

Один из вариантов презентации выглядел, как классическая CJM
Один из вариантов презентации выглядел, как классическая CJM

Ну и, как говорится, поставил я встречу, позвал людей на эту встречу, написал в чатике компании анонс встречи, поставил встречу на запись, приготовился потеть. Прошло сорок минут. Я закончил презентацию и спросил, есть ли вопросы. За несколько минут молчания коллег ко мне пришло осознание: это, кажется, полезно, но нахрен никому оказалось не нужно. Вот вообще. Кажется, какие-то гипотезы из вежливости утащили в LTV команду, но я даже не уверен, что их в итоге использовали. Такие вот дела.

Зато теперь я могу с точностью в 95-99% сказать, почему всё пошло не так, как я себе это представлял, а вы знаете меня, как Мишу, который ведёт канал в телеге, а не как Мишу, который придумал новый подход в исследованиях.

Как я сделал фигню, которая оказалась никому не нужна

Какие выводы получилось из этого сделать

  • Всё время спрашивайте себя: не хуйню ли я делаю? Если в какой-то момент приходит осознание, что, походу, хуйню — не стесняйтесь, поделитесь этим с другим человеком. Одна голова хорошо, а две — лучше. Это работает и на стадии формирования идеи.
  • Если вдруг оказалось так, что на вас не падают задачи и заняться совершенно нечем, загляните в бэклог своей команды. Загляните в бэклог чужой команды. Посмотрите на квартальные цели, посмотрите на стратегические цели компании. На самом деле работа есть всегда, даже если кажется, что её нет. Выполняя понятные цели, вы точно будете понимать, что движетесь в нужном направлении.
  • Поиграйте в «а что там у…?» — сделайте бенчмаркинг конкурентов, чекните тренды в вашей индустрии — это всегда полезно, а у многих команд на такие дела вообще нет времени.
  • Займитесь просветительской деятельностью: устройте вебинар на тему «что такое исследования?», устройте воркшоп для генерации новых гипотез или приоритезации существующих.
  • Даже если вы всё-таки сделали какую-то хуйню, которая оказалась никому не нужна, не расстраивайтесь. Будет что рассказать на собеседовании. Главное не пыжиться, а просто рассказать, чему вас научил произошедший факап. На факапах учатся.

Будет интересно почитать, если кто-то в комментах расскажет о своём факапе🙂

Больше историй и прочих интересностей на канале «чтобы что»

99
7 комментариев

Лучший пост про фигню, который я когда-либо читал.

4
Ответить

Самокритика и полезной бывает, главное tone of voice с собой определить, лучше мягче

1
Ответить

нармаал мих

1
Ответить

Да ладно, я вот каждый день фигню делаю

1
Ответить

По сути, Вы попытались вытащить на свет чужие ошибки. Ну кому это понравится?)

Ответить

в коллективе здорового человека на ура встречают подсвеченные проблемы, особенно, если ты ещё и что-то предлагаешь для решения проблем – как говорится, "критикуя – предлагай"
чтобы действительно не выглядело так, что пришёл чел, всех обосрал и ждёт, что его за это похвалят, с таким подходом я и сам очень не согласен

1
Ответить