[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b","\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439_\u043e\u043f\u044b\u0442","\u043e\u043f\u044b\u0442","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u0430\u043c","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b_\u0431\u044b\u0432\u0430\u043b\u044b\u0445","\u0440\u0443\u0431\u0440\u0438\u043a\u0430_\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441","readyscript","\u0430\u0440\u0442\u0435\u043c_\u043f\u043e\u043b\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u0438\u043d","\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430_\u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c_\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441","\u0437\u0430\u0447\u0435\u043c_\u043d\u0443\u0436\u0435\u043d_\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441"], "comments": 12, "likes": 19, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "8462" }
Daria Khokhlova
10 156

Когда компании пора запускать свой маркетплейс, и как это делать — опыт сервиса ReadyScript

Руководитель платформы для создания интернет-магазинов ReadyScript Артем Полторанин написал для ЦП колонку, в которой рассказал, как компаниям может помочь запуск собственного маркетплейса, и когда пора этим заниматься.

Что такое маркетплейс, и зачем он нужен

Компании, которые развивают какой-либо программный продукт, с ростом его популярности начинают сталкиваться с самыми разными проблемами. Например, увеличение числа пользователей проекта приводит и к росту (часто экспоненциальному) требований по доработке и кастомизации продукта.

Со временем львиная часть времени команды уходит на то, чтобы разобраться, какие из просьб пользователей следует воплощать, и, собственно, на их реализацию. Это мешает сосредоточиться на развитии основного продукта, что может привести к стратегическому проигрышу в будущем.

Именно поэтому после достижения определённой точки в развитии проекта следует задуматься о привлечении сторонних разработчиков — для удовлетворения «хотелок» пользователей, создав для этого специальный магазин приложений, расширений и плагинов. Этот шаг несёт в себе сразу несколько преимуществ:

  • В перспективе собственный маркетплейс способен довольно сильно разгрузить разработчиков, поскольку созданием расширений будут заниматься сторонние специалисты.
  • Наличие магазина расширений позволяет остановить бесконечное увеличение функциональности основного продукта, часть новых функций можно изначально разрабатывать в виде подключаемых модулей.
  • Покупка нужных расширений в магазине выгоднее пользователям, поскольку стоимость индивидуального создания модуля сторонним разработчиком, как правило, выше, чем стоимость модуля в маркетплейсе — поскольку автор, к примеру, плагина может продавать его много раз.
  • При должном качестве модерации маркетплейс также обеспечивает безопасность пользователей, поскольку недоработанные или «корявые» расширения в нём просто не появляются.

Когда запускать маркетплейс

Как уже сказано выше, маркетплейс — это сервис, который следует запускать после достижения определённого уровня зрелости основного продукта. Конечно же, нельзя чётко говорить о том, что «делать маркетплейс нужно, когда у вас будет 5000 пользователей», но можно сформулировать критерии, которые помогут вычислить подходящий для этого момент:

  • Разработчики хорошо знают продукт и представляют возможные пути его развития, а также присутствует подробная документация по проекту.
  • У пользователей должны сформироваться пожелания по добавлению в продукт тех или иных функций.
  • Эти «хотелки» должны быть оформлены с помощью инструментов для сбора обратной связи (форум, сервис пожеланий).

На момент запуска маркетплейса ReadyScript у нас уже было накоплено более 100 пожеланий клиентов (для их сбора использовался специальный публичный сервис), и примерно ещё столько же пожеланий, собранных из обращений в нашу приватную поддержку.

Мы решили, что этого достаточно для того, чтобы сторонние разработчики могли понять тематику востребованных модулей, но, конечно, некоторые из пожеланий мы выполнили сами и эти дополнения уже активно используются.

На что обращать внимание при запуске

Создание и запуск собственного маркетплейса подразумевают решение сразу нескольких вопросов.

Лицензирование

Одним из наиболее очевидных этапов является лицензирование сторонних модулей к программному продукту. Существуют две схемы лицензирования дополнений:

  1. Покупка привязывает дополнение к одной копии продукта. Обычно это реализуется путём выдачи пользователю лицензионного ключа или купона, который можно один раз активировать, например, на сайте. В данном случае пользователь должен покупать дополнение для каждого нужного ресурса (сайта). Такой способ порождает проблему для клиентов, если ему нужно перенести модуль с одного сайта на другой, по какой-либо причине.
  2. Покупка привязывает дополнение к пользователю. Технически это организуется хранением обычной записи о покупке на сервере магазина дополнений, никаких ключей в данном случае не предоставляется, пользователю просто открывается возможность от имени своей учётной записи установить дополнение на свои сайты. Данный способ более гуманный по отношению к пользователю, так как предоставляет ему право устанавливать единожды купленное дополнение на любое количество копий своих интернет-магазинов.

В случае маркетплейса ReadyScript мы как раз выбрали второй вариант.

Установка дополнений

Здесь также существует два варианта — установка расширений непосредственно из магазина или в процессе работы с продуктом.

Внешняя установка дополнений позволяет пользователю «бороздить просторы» маркетплейса без необходимости запускать сам продукт. Во втором случае, соответственно, установка инициируется из запущенной версии программы.

В ReadyScript мы совместили два этих способа — интернет-магазины на платформе принимают запросы на установку обновлений из маркетлейса (которую активировал пользователь), а если магазин недоступен из интернета (например, находится на локальном компьютере), то магазином дополнений можно воспользоваться прямо из панели администрирования магазина.

Для обновлений проще реализовать единый «центр обновлений», а в том случае, если продукт является облачным, всё ещё проще — и «накатывать» обновления можно без совершения действий со стороны пользователей.

Юридические аспекты

Поскольку в маркетплейсе будут размещаться чужие объекты авторского права, то компания обязана позаботиться о том, чтобы создаваемый сервис имел полномочия на предоставление пользователям расширений. Для этого между разработчиком дополнения и маркетплейсом обязательно должен быть заключен лицензионный договор, в котором автор предоставит компании неисключительные права на тестирование и размещение его разработки.

Также в договоре нужно зафиксировать лицензионное соглашение между автором и пользователем, который последний будет принимать при установке расширения (важность этого момента будет раскрыта далее).

Разрешения, которые публикуются в маркетплейсе, могут быть и платными, а значит в таком случае необходимо организовать выплату денег разработчикам (за минусом комиссии сервиса). С выплатами для юрлиц и ИП никаких проблем не возникает, но с физическими лицами всё не так просто. Мы даже чуть не отказались от работы с ними из-за одного важного юридического момента.

На первый взгляд компания, которая является источником дохода для физического лица, согласно статье 226 НК РФ, приобретает статус налогового агента со всеми вытекающими обязанностями перед налоговой. При наличии десятков выплат ещё возможно подавать декларации на каждого пользователя, но в случае, если количество выплат будет исчисляться сотнями, бумажная волокита станет непосильным бременем.

В итоге мы уже почти приняли решение об отказе от публикации платных решений от физлиц, но к счастью, нам на глаза попался комментарий Минфина по очень схожему вопросу (письмо Минфина России от 02.08.2013 N 03-04-06/31086).

Согласно ему, конечный пользователь, нажимая кнопку «Купить», обязательно должен принимать условия Лицензионного соглашения автора — в таком случае заключается договор присоединения (Статья 428 ГК РФ) между конечным пользователем и автором, свидетельствующий о получении неисключительного авторского права на модуль за вознаграждение.

В данном случае маркетплейс признается лишь посредником, а не источником дохода для автора-разработчика, так как сделка фактически заключается между конечным пользователем и автором, и соответственно маркетплейс не является налоговым агентом.

Именно заключение договора присоединения (принятие условий лицензионного соглашения) перед покупкой позволяет говорить о том, что сделка в магазине расширений происходит между конечным потребителем и автором. Важно всегда помнить об этом.

Заключение

Запуск собственного магазина расширений основного продукта может сэкономить компании массу времени, сил и средств, а также стать источником дохода (благодаря комиссии с продажи плагинов авторами). Главное — правильно выбрать момент для запуска такого проекта и учесть возможные подводные камни.

И тогда команда проекта сможет заняться его доработкой, сторонние разработчики получат возможность применения своих талантов для получения дохода, а пользователи — удовлетворение своих пожеланий по доработке нужного для них продукта.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

#Колонка #советы #личный_опыт #опыт #советы_стартаперам #советы_бывалых #Колонка #Рубрика_Колонка #маркетплейс #readyscript #артем_полторанин #когда_открывать_маркетплейс #зачем_нужен_маркетплейс

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления