Нафиг нужна стратегия малому и среднему бизнесу?

Сейчас вижу два типичных мнения стратегия это для крупных и слишком умных. Если я открываю стартап или магазинчик, все что мне надо - это продажи. Или "нахера стратегию разводить, надо просто РАБОТАТЬ и все будет". С другой стороны даже на вакансию младших менеджеров хотят взять людей с системным и стратегическим мышлением. Так нужна стратегия или малому бизнесу?

Я думаю, что нужна. И источник правды тут в самом понимание, что же такое стратегические вопросы. А это вопросы про самое важное. Нерешенные стратегические вопросы 1) угрожают существованию бизнеса 2) угрожают быстрым разорением 3) Обычным совещанием не решаются 4) Требуют системного подхода и особенных инструментов. Обычно это вопросы такие: правильно ли мы выбрали отрасль? Что нам нужно уметь делать лучше всех конкурентов? Какая конкурентная стратегия у нас будет? А какая стадия жизни у отрасли сейчас? А к чему мы хотим прийти через год?

Вот пример: некто хочет открыть кофейню и фигачит бизнес-план. В нем все отлично: график доходов растет и выходит на окупаемость (а есть ли другие бизнес-планы?). Сметы посчитаны до копейки, исследованы все детали. Смотришь и радуешься: вот он путь к миллионам. Но чего нет в бизнес планах?

  1. Размер рынка. Мы стоим на улице с 5-ю кофейнями по соседству. А сколько тут денег тратиться на кофе вообще? Ведь это наш потолок, больше на этой улице денег не будет. А как бы его посчитать?
  2. А какие тренды в потреблении будут влиять на нас? Привычки в потреблении кофе? Возраст клиентов? Что можно будет этому предоставить?
  3. А как будут вести себя поставщики кофе, выпечки, коммунальных услуг? Они же меняют тарифы, свои политики и вообще уходят.
  4. А наши сотрудники будут какими? А что они должны будут уметь делать лучше всех? Ведь другие кофейни будут перекупать барист, официантов, вести агрессивную рекламу. Что нам надо делать для сохранения свой доли рынка?
  5. А вообще все меняется: мобильные приложения появляются, заказы онлайн, люди любят десерты без сахара, а еще геотаргетинг нужен, и еще курс доллара скачет и производители кофемашин козлят и так далее и тому подобное. Как все учесть, чтобы голова не взорвалась?

Часто на эти вопросы бизнес-план не отвечает. А вот стратегия - отвечает. Простые в исполнении инструмент стратегического менеджмента как раз и призваны показать самое важное. Факторов влияния на кофейню может быть 100-200, а в ответ кофейне нужно сфокусироваться на серии КФУ (ключевой фактор успеха). Ну об этом в продолжении...

44
8 комментариев

Полностью согласен - стратегия нужна всем.
Только СМБ живет в перманентной ситуации "дожить до рассвета".
О вечном думать некогда.
А КТО умеет это преодолеть - вырастает до сетей.
И КАК это преодолеть... если бы знал - жил бы в лучшем мире...

1
Ответить

Проходят "долину смерти" от нуля до выручки, когда бизнес не умирает.

1
Ответить

Ждём продолжение

1
Ответить

Актуальная тема.ждем продолжения.

1
Ответить

Стратегия всем нужна, чтоб было видно в каком направлении ты движешься

Ответить

Да вот просто многие считают, что стратегия - это просто план продаж выполнять. А стратегия это на вопрос: каким мне надо быть через год и что я должен уметь)

Ответить

А как же иначе прогрессировать в чем-то? Интересная цитата) без плана и анализа своей деятельности пытаться продвинуть свой продукт? А кому , куда, если бы все упиралось в одну только "монотонную работу", похоже на "темщиков", которые ловят идею, делают и прогорают через месяц другой)

Ответить