[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0443\u0440\u0438\u0437\u043c","\u0442\u0440\u0435\u0432\u0435\u043b","\u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","\u0430\u0432\u0438\u0430\u0431\u0438\u043b\u0435\u0442\u044b"], "comments": 15, "likes": 13, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "8589", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
4 427

Онлайн-тревел в России: Как регулировать сегмент путешествий и какие проекты нужны рынку

Рынок онлайн-путешествий в России, несмотря на интерес многих компаний, по-прежнему остается непрозрачным и недостаточно регулируемым. Это, в свою очередь, вызывает недоверие пользователей.

Представители крупнейших онлайн-турагентств — Aviasales, Anywayanyday, Biletix, Level.Travel — обсудили на круглом столе в Rambler&Co, как регулировать сегмент путешествий в интернете и какие проекты нужны российскому рынку.

Rambler&Co вслед за «Яндексом» недавно запустил сервис по бронированию туров «Рамблер.Путешествия». Однако представители компании, как и многие другие участники рынка, столкнулись с тем, что рынок онлайн-тревел в России пока непрозрачный и недостаточно регулируемый государством, что вызывает недоверие пользователей.

В связи с этим доля онлайна на туристическом рынке до сих пор невелика. В 2014 году на фоне банкротства многих классических туроператоров в интернете появились новые проекты и новые схемы бронирования туров, доля онлайна достигла 18%. Однако эксперты считают, что эта цифра должна быть значительно больше, ведь технологии онлайн-бронирования позволяют дать потребителю минимально возможную цену и являются более устойчивыми в сравнении со схемами классических туроператоров.

Количество оффлайновых турфирм, обанкротившихся за последние несколько лет, исчисляется десятками, в онлайне о банкротстве заявила только компания Travelmenu.

Аналитики считают, что в 2015 году доля онлайна во всех продажах туристических услуг может достигнуть 30%. Основные барьеры, которые вызывают отток пользователей из онлайна обратно в оффлайн — слабая ответственность онлайн-турагентства перед покупателем, несоответствие заявленной цены и конечной стоимости тура или билетов, широкое распространение мошенничества.

Представители РОЦИТ, РАЭК, Ассоциации туроператоров России и Роспотребнадзора вместе с участниками рынка попытались выработать «кодекс добросовестных практик» для сферы онлайн-туризма.

Сергей Гребенниковдиректор РОЦИТ

Сегодня более 50% покупок в онлайн-туризме — это авиабилеты. Большая часть путешественников, переместившихся в интернет — это самостоятельные туристы, которые потеряли доверие к традиционным турагентствам в связи с их массовым банкротством.

Посещаемость сайтов по поиску и бронированию авиабилетов в прошлом году выросла более чем на 20%. Однако даже в случае с самостоятельным поиском и покупкой билетов происходят такие ситуации, которые отталкивают потребителя от приобретения туристических услуг в интернете.

Самый популярный случай: вы нашли авиабилет на сайте агента или метапоисковика за 10 тысяч рублей, осуществили бронирование, а с карты списалось 12 тысяч рублей. Еще бывает так, что человек покупает билет на малоизвестном сайте за подозрительно низкую цену и в итоге вообще никаких билетов не получает.

Если первое — это разные хитрые, но в основном легальные схемы, то во втором случае речь идет об откровенном мошенничестве. Я не очень понимаю, как можно купить билет на сайте, буквально нарисованном «на коленке», но тем не менее — те редкие пользователи, которые это делают и теряют деньги, создают негативный фон для рынка онлайн-тревел в целом.

Перепродажа авиабилетов — бизнес достаточно низкомаржинальный, поэтому компании, занятые этим, придумывают различные способы заработать побольше. Среди «серых» схем — продажа билетов в рублях, а списание средств в валюте с конвертацией по непонятному курсу, скрытые комиссии и прочее.

Легальные и приемлемые источники дополнительного дохода — продажа дополнительных услуг, таких как бронирование отелей или аренда авто. Правда, по мнению представителей «Рамблер.Путешествий», такие агенты уже занимаются, по сути, продажей туров, и их деятельность должна регулироваться законом о туризме. Но участники рынка с этим спорят — большинство из них не продают отели, а перенаправляют на соответствующие сайты (Booking.com и другие) и получают комиссию за бронирование.

Сооснователь онлайн-турагентства Level.travel Эллин Толстов говорит, что до конца не понимает, какую ответственность его компания несет перед пользователем и какими законами регулируется ее деятельность. «Бывает так, что пользователь купил тур на нашей площадке, потом у него возникли проблемы, а с претензиями он идет к нам. "Кому заплатил деньги — с того и требую", — такая у них логика. Хотя мы не предоставляем услуги — мы просто агенты, которые заключили с пользователем договор оферты. И в случае проблем исход ситуации решает суд, и его решение всегда непредсказуемо», — сетует Эллин Толстов.

Светлана Мухина из Роспотребнадзора поясняет, что все зависит от двух вещей: наличия договора с туроператором и факта приема платежа от пользователя. Если компания заключила договор с туроператором и сама принимает платежи от пользователей, она несет двойную ответственность: как туристический агент и как платежный агент.

Возможен случай, когда сервис не принимает платежи и не заключает ни с кем договоров, работая за комиссию, которую платят партнеры — в таком случае компания является агентом и несет полную ответственность перед потребителем в соответствии с ГК РФ.

Сергей Гребенниковдиректор РОЦИТ

Я считаю, отрасль должна заняться саморегулированием, выработать единый свод правил для работы с проблемными ситуациями. Не нам решать, что это будет — страхование, банковские гарантии, что-либо еще, — но компании должны придумать систему для защиты своих потребителей. Мы же предлагаем отрасли четыре шага:

  1. Разобраться с законодательством. До сих пор нет четкого понимания, что такое OTA (Online Travel Agency, онлайн-турагентво), какими законами оно должно регулироваться.
  2. Создать свод правил безопасности интернет-туриста. Это наша задача как общественной организации. Сейчас мы работаем над индексом цифровой грамотности, после подсчета этого индекса мы разработаем правила поведения при интернет-бронировании.
  3. То, о чем я уже говорил ранее — предложить систему саморегулирования (эту задачу мы бы делегировали РАЭК).
  4. Создать реестр OTA-компаний, чтобы человек, зайдя на сайт агентства, увидел пометку о том, что оно включено в реестр, а значит, это проверенное агентство, которому можно доверять.

Участники рынка с опаской восприняли идею создания реестра онлайн-турагентств. По словам Эллина Толстова, отрасль имеет шанс стать чересчур зарегулированной. Игроки обеспокоены тем, что необходимость внесения сервиса в реестр создаст неподъемные барьеры для мелких компаний, что в итоге негативно скажется на конкуренции, а рынком завладеет десяток крупных компаний.

На вопрос о том, не слишком ли много этих «мелких OTA-компаний» и не стоит ли ограничить их количество, пусть даже регулятивным путем, если у них не получается зарабатывать иначе как с использованием «серых» схем, эксперты однозначно отвечают отрицательно.

«Необходимо развивать легальные способы дополнительного заработка, такие как бронирование допуслуг. Рынку интернет-бронирования авиабилетов нужна здоровая конкуренция. К тому же, если они появляются в таком количестве, значит, есть спрос. Доля интернет-бронирований пока не столь велика — есть куда расти. А сегмент бронирования пакетных туров в интернете — вообще непаханое поле», — говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Достаточно молодой, но активно развивающийся сегмент бронирования пакетных туров в сети отличается от классических туроператоров и турагентств наличием системы динамического бронирования, когда пользователь в режиме реального времени видит все доступные отели и перелеты на интересующие его даты, может выбрать любую дату заезда и время вылета, а сами туры динамически формируются в зависимости от этого (у классических туроператоров заранее определены, как минимум, отель с фиксированной датой и продолжительностью заезда, что увеличивает издержки туроператора и повышает его риски). Такая функциональность, например, реализована в «Яндекс.Путешествиях» на базе платформы Level.Travel.

Проблемы у онлайн-туроператоров те же, что и у агентств по продаже билетов — непрозрачность правового поля, недостаточная грамотность потребителей. Тем не менее, солидарны эксперты и участники рынка, в ближайшее время в отрасли будут продолжать появляться новые игроки, а доля онлайна в туризме значительно увеличится.

#Туризм #тревел #путешествия #авиабилеты

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления