{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u0430\u043d\u0442\u0438\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0430\u0440\u043a\u0430\u0434\u0438\u0439_\u043c\u043e\u0440\u0435\u0439\u043d\u0438\u0441"], "comments": 34, "likes": 14, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "8634", "is_wide": "1" }
Konstantin Panphilov
5 055

Парадокс бизнес-ангела — Морейнис отвечает на вопросы читателей своей книги

В рамках совместного с ЦП проекта «Антистартап» инвестор Аркадий Морейнис опубликовал десять глав своей будущей книги.

Теперь автор отвечает на частые вопросы читателей — шестой из них о том, что такое «парадокс бизнес-ангела» и в чём заключается задача инвестора на ранней стадии.

Все инвесторы разные. У каждого из них есть пристрастия к проектам определенных типов. Есть ориентация на определенные отрасли, в которых он разбирается. Но самое главное различие между ними — это стадия, на которой он готов инвестировать в проект.

Большие инвестиции можно получать на тех стадиях, когда проект работает и развивается. В наших условиях это означает, что проект зарабатывает деньги и есть планы по увеличению его прибыли. В рамках американской модели под развитием можно понимать как увеличение аудитории, так и увеличение оборотов. Такой тип инвесторов ворочает большими деньгами, за счет которых, в случае успеха, можно заработать еще большие деньги.

Давайте просто посчитаем. Если вложить миллион долларов в проект, который вырастет в 5 раз, то можно заработать 4 миллиона (1 миллион умножить на 5 минус 1 миллион). Если вложить десять миллионов в проект, который вырастет в 2 раза, то можно заработать 10 миллионов. Чем больший объем инвестиций мы берем, тем меньший рост может обеспечить большую прибыль.

Стоит заметить, что такие деньги, как правило, не вкладывают на уровне идеи или прототипа — там слишком большие для этого риски. Миллионы долларов вкладывают только во что-то уже большое, которое может стать еще больше.

На уровне идей и прототипов работают парии венчурного бизнеса — бизнес-ангелы. Почему парии? Давайте посчитаем опять. Пусть средний объем инвестиций бизнес-ангела — 50-100 тысяч долларов. Чтобы заработать, к примеру, 4 миллиона долларов из нашего первого примера с подсчетами, проект должен вырасти в умопомрачительные 40-80 раз. И это на фоне огромнейших рисков, которые подстерегают проекты ранних стадий.

Именно поэтому в бизнес-ангелы идут люди определенного склада — готовые к большим рискам и надеющиеся на то, что они смогут рассмотреть в потоке мусора людей, способных вырастить свои проекты в сотню-другую раз за 5-8 лет. Можно сказать, что эти люди очень похожи на самих стартаперов — как по складу характера, так и по тому, чем они на самом деле занимаются.

Начинающие бизнес-ангелы — как и начинающие стартаперы — с горящими глазами раскидывают налево и направо по 50 или 100 штук баксов, влюбляясь в идеи и доверяя презентациям. Бизнес-ангел, прошедший «долину смерти» и оставшийся бизнес-ангелом, теряет горящие глаза, но приобретает железные яйца, которые позволяют ему достаточно жестко отсеивать прожектеров и балаболов. У него еще остается вера в лучшее будущее и надежда на то, что он сможет разглядеть жемчужину в куче шлака. Но эта вера и надежда скрыта глубоко внутри и приправлена огромной долей цинизма. Хороший бизнес-ангел — это циничный романтик.

Самая главная задача бизнес-ангелов — минимизация ужасающего уровня рисков проектов ранних стадий за счет более жесткой оценки проектов и уменьшения затрат на эксперименты с ними. За счет чего это может происходить?

  • жесткие критерии оценки веры основателей в свой проект: готовы ли они сами рискнуть чем-то существенным для работы над проектом;
  • трезвая оценка востребованности проекта: как можно быстрее и с минимальными затратами времени и денег проверить востребованность и прикинуть реальную юнит-экономику проекта;
  • реалистичная оценка полноценности команды: способна ли команда основателей своими силами сделать минимально работоспособную версию; проекта, которая включает не просто технический прототип, но и проверку спроса и каналов сбыта;
  • использование своего опыта для формулировки минимального продукта и вариантов гипотез для тестирования;
  • использование своих связей для получения конкурентных и нечестных преимуществ при работе с клиентами и каналами сбыта.

Идеальная ситуация — это не когда бизнес-ангел дал много денег. Идеальная ситуация — когда опыта, связей бизнес-ангела и трезвости основателей хватило для того, чтобы минимизировать и пройти начальный этап формулировки и тестирования продукта как можно быстрее и дешевле.

Можно довести это утверждения до состояния полной идеальности:

  • умения основателей хватило для того, чтоб сделать минимальную работоспособную версию продукта своими силами
  • основатели настолько верят в свой проект, что были готовы рискнуть небольшой имеющийся у них суммой денег для старта проекта
  • опыта и связей бизнес-ангела хватило для того, чтобы помочь основателям сэкономить на лишних итерациях и выстроить работающий канал привлечения покупателей.

И тогда возникает то, что я назвал в свое время «парадоксом бизнес-ангела»: идеальный бизнес-ангел — это человек, который может помочь основателям добиться первого успеха за их собственные деньги. Вот так.

#Антистартап #Аркадий_Морейнис #Антистартап

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]