[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0430\u0437\u0438\u044f","mpos","\u0432\u043b\u0430\u0434\u0438\u0441\u043b\u0430\u0432_\u0441\u043e\u043b\u043e\u0434\u043a\u0438\u0439"], "comments": 4, "likes": 10, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "8906" }
Konstantin Panphilov
1 569

Что Азия может противопоставить Square: обзор рынка мобильных платежей от Владислава Солодкого

Владислав Солодкий, управляющий партнер фонда Life.SREDA, на фоне слухов о грядущем IPO платёжной системы Square Джека Дорси написал для ЦП колонку о состоянии мобильных платежей на азиатских рынках, чтобы понять, могут ли местные компании противопоставить что-нибудь потенциальному американскому конкуренту — третьей по капитализации финтех-компании в мире.

Компания Square уже настолько велика и известна, что к ней применима фраза «too big to fail» — все понимают, что она либо выйдет на IPO, либо будет поглощена более крупным игроком.

Несмотря на то, что я сам являюсь инвестором в mPOS-эквайринговые компании (Life.SREDA VC — инвестор в SumUp и LifePay), я еще как клиент не сталкивался с пластиковыми ридерами типа Square ни в Москве, ни в Сингапуре, Гонконге, Сеуле, Куала-Лумпуре, Ханое, хотя в США сталкивался со Square достаточно регулярно.

Так что же местные игроки могут противопоставить этому гиганту, который рано или поздно придет на рынок Азии? Впрочем, формально он уже пришел — Square присутствует в Японии (хотя такого успеха, как в США, не получил), а среди его акционеров есть Singapore Government Investment Corporation.

Почти за два месяца с момента переезда из Москвы в Сингапур, я встретился практически со всеми местными mPOS-игроками. Не могу раскрывать цифр и технологий, составляющих коммерческую тайну, но могу поделиться своим наблюдением, что Square стоило бы перед своим IPO поглотить местных последователей, иначе потом (особенно, если они объединятся с игроком уровня AliPay) ему на азиатском рынке будет нечего делать. Особенно я бы выделил индийский Ezetap и малазийский SoftSpace.

Проекту Ezetap принадлежит сейчас практически 80% рынка mPOS в Индии. Уникально, что компания не покупает чужие ридеры, а имеет собственное производство и сертификацию (как SumUp). У Ezetap очень харизматичный и яркий лидер во главе — Абхиджит Бозе, выпускник Гарварда, бывший сотрудник Intuit.

Большинство индийцев в его команде в Бангалоре также приехали из Кремниевой долины, где по нескольку лет проработали в PayPal, Intel и так далее. Среди акционеров — American Express. Очень интересные модели монетизации: увидел первый проект в мире, который не берет с клиента денег за эквайринг (оставляя только чистую комиссию банка-партнера). Проект зарабатывает на продаже ридеров, но основной доход — плата за подписку на мобильное приложение (bravo!).

Как хороший визионер, Абхиджит не останавливается на приеме карт к оплате и развивает экосистему новых сервисов вокруг mPOS. На руку развитию сервиса то, что в Индии бум mcommerce, а большинство покупок происходят по модели cash-on-delivery, что стимулирует онлайн-магазины оснащать курьеров ридерами по приему карт.

У малазийского SoftSpace — самая фанатичная команда инженеров во главе с Чью Сун Чанг, которая стремится превратить в средство платежа все предметы вокруг. Из Малайзии они уже пришли в семь стран и агрессивно настроены на остальные. Из всех известных мне проектов — это самая lean-команда — ей потребовалось в разы меньше инвестиций, чем всем остальным, чтобы достичь своих результатов.

Основной партнер компании, понятное дело, Maybank. Проект максимальное количество времени уделяет работе с банками-партнерами, через которые продает свои услуги, а также крупным корпоративным клиентам (TESCO delivery, крупнейшие таксопарки, Air Asia, JetStar, Sakae Sushi и так далее).

Много необычных кастомизированных платежных решений — для логистических компаний и заправок, торговых центров, метро. Они единственные (вместе с iZettle), кто делает платежи облачными — отделяя шифрование на ридере от шифрования в облаке, что позволяет работать с любым оборудованием и не зависеть от смены банка. В целом, компания похожа на «платежный Google» — так как максимум внимания уделяет созданию открытых кодов, что позволяет вовлекать внешних разработчиков и компании, и минимальной марже, что сказывается на скорости распространения.

Зарегистрированная в Сингапуре вьетнамская компания SoftPay (глава — Кристофер Лоу) является стартапом, отпочковавшимся от интернет-холдинга PeaceSoft (сооснователь — Нгуен Хыу Туат), который уже представлен активно в области ecommerce, онлайн-кошельков и онлайн-эквайринга, логистики, а среди партнеров и акционеров есть eBay, PayPal, SoftBank, MOL. Сервис интегрирован с двумя банками-партнерами — VietinBank и Sacombank — вторым и четвёртым игроками на рынке. Хотят выйти на другие рынки.

Интересно будущее mPOS-эквайринга на Филиппинах. Metro-Pacific Investment Corporation (филиппинская дочка гонконгской компании First Pacific, создана индонезийским миллиардером Энтони Салимом), владеет крупнейшим на Филиппинах (и одним из крупнейших в мире) сотовым оператором PLDT\Smart. Недавно компания приняла решение объединить платежные сервисы всех своих бизнесов в один. Они создали совместное предприятие с немецким Rocket Internet (в которых они инвестировали 330 млн евро). В СП MPIC внесла электронный кошелек SMART eMoney (аналог PayPal на Филиппинах), а Rocket Internet — свои компании Paymill (аналог Stripe) и Payleven (аналог Square).

Впечатляют результаты сингапурской компании GoSwiff (глава — Симоне Рануччи Брандимарте) с французскими акционерами и французским менеджментом. Они работают с самым большим количеством банков и сотовых операторов в регионе — больше, чем все перечисленные компании вместе взятые! Единственный минус: GoSwiff работает по модели white-label (то есть финальные клиенты не контактируют с их брендом, отсюда минимальное знание компании среди обычных клиентов). Однако такой подход позволяет компании иметь самую высокую скорость подключения новых партнеров и стран, но и самую высокую зависимость от партнеров.

Я бы еще раз подчеркнул, что преимуществами местных игроков являются:

  • Высокая степень локализации продукта под особенности каждой страны.
  • Две из перечисленных выше компаний — операционно прибыльные. Square долго вызывал критику экспертов за свои убытки. И сам mPOS-эквайринг, в принципе, очень низкомаржинальный бизнес.
  • Если компании догадаются объединиться, то они станут второй после Square компанией по обороту, но на рынке, который по своим размерам значительно превосходит американский.
  • Собственное производство ридеров позволяет не зависеть от производителей и сертификации, а также иметь дополнительный поток прибыли.

Самым умным со стороны Square было бы поглотить азиатских игроков через обмен акциями — тогда компания могла бы перед IPO порадовать инвесторов международной экспансией, ростом оборотов и прибыли. Самое умное со стороны стартапов было бы объединиться, но самостоятельно идти на IPO или создать стратегическое партнерство с игроками уровня AliPay. AliPay сейчас готов купить или проинвестировать в fintech все подряд за пределами Китая. Но им интересны только большие компании.

Я считаю, что такая новая глобальная объединенная компания сама бы смогла выйти на IPO и быть успешной. Позволить это может наращивание экосистемы комплементарных продуктов вокруг mPOS (который позволяет компаниям максимально быстро и дешево наращивать клиентские базы, как среди мерчантов, так и среди финальных клиентов).

Это может быть SME- и POS- кредитование (на базе big data), предзаказ, интернет-банки для МСБ и мобильные кошельки для ритейл-клиентов. Наиболее быстрым и перспективным проектом являются кассовые решения, сделанные на базе планшетных устройств, и системы управления точками продаж (это уже решения из области «интернета вещей»).

Также, интересно, какую позицию займут банки уровня DBS (капитализация Square сейчас уже почти 15-20% этого банка), OCBC и UOB — будут ли они, как и Maybank, диверсифицировать свой продуктовый ряд, или будут видеть в fintech-стартапах назойливых конкурентов? Что скажет Singtel в ответ на активность PLDT\Smart? mPOS-стартапы хороши тем, что они позволяют владеть большой и разношерстной клиентской базой, на которой потом можно быстро и дешево предлагать клиентам новые услуги. Зачастую еще и в новых странах.

#Колонка #Азия #mPOS #Владислав_Солодкий

Статьи по теме
Гендиректор Twitter Дик Костоло покинет свой пост — его заменит глава совета директоров Джек Дорси
Если ты в своей компании принимаешь решения, то ты не лидер – основатель Twitter Джек Дорси
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления