«Нет такой профессии — SMM-щик» Статьи редакции

SMM-директор креативного агентства Red Keds Рон Маркосян написал для ЦП колонку о том, почему профессии «SMM-щик» не существует и объяснил, как на самом деле устроена работа в SMM-отделе.

Периодически мне на почту падают письма с примерно одинаковым содержанием: «Привет, я SMM-щик!», «Вам SMM-щик не нужен?», «У вас есть вакансия SMM-щика» и так далее. Жаль времени людей, которые это пишут.

На фоне бурного развития SMM в России есть проблема, которая только усиливается с каждым годом — это проблема кадров. На рынке появилась прослойка людей от 17 до 30 лет, которые всерьёз считают, что есть такая классная профессия — публиковать записи и удалять спам в комментариях. Если человек, например, полгода вёл страницу магазина кипятильников во «ВКонтакте», то теперь в его резюме гордо красуется должность специалиста по SMM или жаргонное «SMM-щик».

Возможно, где-то такая история и прокатывает (к сожалению, прокатывает), но если человек хочет работать в серьёзном агентстве и развиваться в профессии, то подход должен быть другим.

Зачастую люди, которые гордо именуют себя SMM-щиками, совершенно ничего не знают о том, как построен процесс работы в агентстве, из каких основных блоков состоят проекты в SMM, какие специалисты вовлечены, как делятся обязанности между членами команды и так далее.

Сразу хочу оговориться, что я в большей степени рассматриваю процессы с агентской стороны, хотя думаю, что и на клиентской всё это тоже актуально, но утверждать не берусь.

Для меня совершенно очевидно, что в современных реалиях профессии SMM-щик как таковой не существует, во всяком случае, в агентстве. Это название придумали на заре отечественного SMM, когда вообще никакого представления о том, откуда брать кадры для этой области, не было. Поэтому брали одного человека, которому вверялось вести какую-то группу и он, вроде как, становился SMM-щиком. В те времена это было нормально.

Дальше всё зависело от самого человека. Обладая достаточным уровнем желания и интереса, он мог выбрать, в какую сторону развиваться. Я знаю такие примеры, когда люди вырастали в отличных специалистов. Но сегодня такой подход в агентстве, которое работает с большими проектами, не продуктивен.

Любой проект в SMM — это совокупность двух основных составляющих:

  • клиентский сервис;
  • внутренний процесс производства и контроля качества.

Очевидно, что один условный SMM-щик не может заниматься этим в одиночку. Нужно понятное разделение труда, выстроенные процессы и контроль.

На словах звучит достаточно просто. На деле, конечно, всё значительно сложнее.

В этом материале я хочу поделиться своим опытом построения команды в SMM-отделе Red Keds. Я расскажу о том, какие именно специалисты вовлечены в работу над проектами в SMM и почему именно они. Возможно, для кого-то это будет полезным.

После всего описанного выше у читателя возникает закономерный вопрос: «Если профессии SMM-щика не существует, то кто тогда работает над проектами?» В Red Keds мы остановились на следующем составе специалистов, которые должны быть вовлечены в процесс.

  • проектный менеджер;
  • SMM-копирайтер;
  • SMM-дизайнер;
  • руководитель SMM-отдела;
  • SMM-медиапланер (опционально);
  • стратег (опционально);
  • приглашённый специалист (опционально).

А теперь рассмотрим чуть более подробно роль каждого специалиста в команде.

Проектный менеджер в SMM

Это главный человек на проекте, который отвечает за всё. Централизация — очень важный аспект. Без этого неизбежно будут возникать проблемы размытых зон ответственности, недопонимания в команде, попытки перекинуть задачу от одного сотрудника к другому, несоблюдение дедлайнов и так далее.

В моем понимании, проектный менеджер в SMM — это сочетание аккаунт-менеджера и продюсера с поправкой на знание специфики и инструментов в SMM. Это значит, что, с одной стороны, проджект отвечает за налаживание коммуникации с клиентом и является единым окном для всех входящих запросов, а с другой стороны — занимается построением эффективного производственного процесса внутри команды. Вот две ключевые задачи, которые должен решать проектный менеджер.

SMM-копирайтер или креатор

Если вы пишете фантастические романы, то далеко не факт, что у вас получится, например, придумать и описать на слайдах механику активации для какого-нибудь алкогольного бренда. И в этом нет ничего плохого, просто у вас другой склад, другие сильные стороны. Так и для SMM-копирайтера важен правильный склад, умение использовать свои креативные скилы в правильном русле.

Могу привести несколько локальных примеров. Представьте, что идёт работа над стратегией присутствия бренда в SMM и в ней есть креативная часть, за которую отвечает SMM-копирайтер. Он должен, как минимум, чётко понимать структуру своей части, должен вникнуть в стратегический блок, на основе которого должна строиться его работа, должен понимать форматы, а также чувствовать грань между реальностью и полетом его креативного разума. Последнее означает — не придумывать того, что нельзя реализовать вообще или в заявленном бюджете.

Вы можете возразить, что, по сути, обычный копирайтер делает всё то же самое. Если смотреть на вопрос поверхностно, только с точки зрения структуры работы, то да. Но по факту, если включить в работу над SMM-проектом копирайтера, который специализируется, например, на рекламных кампаниях в ATL, то скорее всего из этого не выйдет ничего хорошего или выйдет что-то не достаточно хорошее. И это не от того, что копирайтер будет плохим, а потому, что он заточен под другие задачи.

Дизайнер SMM-проектов

Как показывает опыт, наличие дизайнеров внутри SMM-отдела — это не роскошь, а суровая необходимость.

По большому счёту, практически всё, сказанное выше про SMM-копирайтера, можно проецировать и на дизайнера SMM-проектов. Заточенность специалиста под задачи очень важна.

При этом надо учитывать, что SMM-креатор и дизайнер очень часто работают вместе. От того, насколько быстро и чётко дизайнер будет понимать, что от него хочет креатор, зависит качество производимого продукта. Для этого дизайнер также должен обладать общей компетенцией в SMM, как минимум, знать всё о форматах и инструментах.

SMM-медиапланер

Этот специалист отвечает за инструменты и процессы платного продвижения, такие как таргетированная реклама в социальных сетях, посевы, офферные механики, размещения у лидеров мнений и так далее. Также в зону ответственности SMM-медиапланера входит блок задач связанных с сопровождением процессов продвижения, в частности, это отчётность и аналитика в реальном времени.

Его вовлечение в проект зависит от наличия или отсутствия задач, связанных с продвижением.

Стратег

В Red Keds cтратег не является специалистом SMM-отдела, но его роль на некоторых этапах работы по SMM-проектам сложно переоценить. Поэтому наши процессы подразумевают плотную интеграцию с отделом стратегии для работы по разработке SMM-стратегий (что логично), для подготовки исследований и отчётов в Social Media, а также других локальных задачах, которые требуют более глубинного анализа и планирования.

Нам в этом смысле, конечно, повезло, так как в Red Keds отдел стратегии всегда был сильным, а за последние пару лет ребята сделали большой шаг вперёд.

Руководитель SMM-отдела

Роль руководителя SMM-отдела на проекте сводится к трём основным вещам — контроль качества, мотивация команды, предупреждение кризисных ситуаций или их устранение, если всё-таки возникли. Есть ещё много других обязанностей, но они лежат вне рамок одного конкретного проекта, поэтому тут я их не рассматриваю.

На мой взгляд, положительной оценкой деятельности руководителя может быть тот факт, что его вмешательство в проект по ходу реализации становится всё меньше и фиксируется в рамках четких чекпоинтов, когда он получает статус от проектного менеджера, а также собирает фидбек с клиента. При этом команда проекта стабильно замотивирована на работу.

Приглашённый специалист

Ещё одним открытием, не претендующим на Нобелевскую премию, для меня стало то, что приглашённые специалисты на проекте зачастую могут стать очень важным звеном в команде, не только с точки зрения оптимизации трудовых ресурсов, но даже в большей степени для привнесения дополнительной узкой экспертизы, которой штатные сотрудники могут не обладать.

Вот упрощённый пример. Агентство разработало SMM-стратегию для компании, которая предоставляет трейдинговые услуги. Понятное дело, что у сотрудников SMM-отдела агентства нет экспертизы в области трейдинга. Поэтому логичным шагом будет вовлечение в процесс работы по реализации стратегии специалиста «в теме». Другой вопрос, что ещё нужно правильно встроить его в процесс работы, но это уже задача проектного менеджера.

А теперь давайте ещё раз просмотрим список специалистов, представленный выше. Есть ли среди них SMM-щик?

Так вот, в завершении, даю суперсовет всем, кто хочет (ну мало ли) пойти работать с SMM-проектами в хорошее агентство — не называйте себя SMM-щиком, определитесь, что у вас получается лучше всего, и претендуйте на соответствующую позицию, прокачивайте ключевые навыки, которые ей (позицией) подразумеваются.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
46 комментариев
Написать комментарий...
Kirill Rumyantsev

Суть статьи в одной картинке.

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Danilov

Всё что могу сказать про SMMщиков.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Степанюк

Ржу в слух. Это нормальный эффект ?

Ответить
Развернуть ветку
Федько Куракин

Было слово - стало пять...
Зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лаухин

да просто щеки надувают, хотят клиентов новых получить от типа экспертной заметки.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bortsov

я про это писал в апреле 2013.(http://smm2.ru/структура-smm-работников-в-социально-ори/) на самом деле все это из книжек западных.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Зимин

ссылка не фурфыр(

Ответить
Развернуть ветку
Максим Яценко

Вы публикуйте это на своем фейсбучке, на составе, втирайте в уши клиентам на брифингах, семинарах своих - не надо постить такую шляпу на площадках, которые читают владельцы групп в соц.сетях, сетей пабликов и т.п. - вы же потом приходите и начинаете у этих же парней покупать платные посты, посев вирусов заказывать и большая часть вашего креатива - хуйня, которая задачи тех же стартапов с т.з. коммуникации - ну никак решить не может, долгосрочную устойчивую коммуникацию вы предложить из-за своей структуры не можете, все механики, которые вы придумываете и digital артефакты, которые вы разрабатываете - для крупных брендов - говно одноразовое. ну это я так - ненавижу агентства.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Степанюк
Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова

«не надо постить такую шляпу на площадках, которые читают владельцы групп в соц.сетях, сетей пабликов и т.п.»

Пацаны, тут школьники дерутся!!

Ответить
Развернуть ветку
Danya Kryuchkov

Пиздоболия

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Брильков
Ответить
Развернуть ветку
dead lesbian

кек

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чужой

первый комментарий по делу

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сериков

о, а вот и смемчики в треде!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ivan Chernopyatko

вот вы вроде в вышке учитесь, а такую хуйню говорите.

Ответить
Развернуть ветку
Denny Smirnov

Вань, напиши мне, как с проектом разгребешься, расскажу, чем отличается грамотное SMM (а у Кед всё с этим в порядке) от рекламы кипятильников вКонтакте =).

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Chernopyatko

с каким проектом?0_0 не, ну я понимаю, что я работал с телеком и ни черта не понимаю в этом (там разница в компетенциях намного выше, чем тут), но что-то мне подсказывает, что если человек и копирайтер и дизайнер и стратег и руководитель проекта в одном несчастном лице - результат действий этого человека для бренда будет не очень.

Ответить
Развернуть ветку
Denny Smirnov

Я другому Ване, не Вам =)

Ответить
Развернуть ветку
Федько Куракин

Грамотное СММ у кодов...
Проще было на новослободской тату салон + кофейню открыть, толку было бы больше..

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сериков

Чем сильнее такие чуваки раздувают щечки, чем больше хайпа они раздувают над сложностью смм-проектов, тем сложнее мне собирать бабло. Придется, видимо, покупать новую лопату для сбора бабла.

Называю себя сммщиком с гордостью, ведь чтобы заменить ваше агенство, нужен лишь один приличный смемчик и копирайтер.

Ответить
Развернуть ветку
Denny Smirnov
Ответить
Развернуть ветку
Boris Hohlov

Я так и не понял, а кто из этой толпы смищные картинки кипятильников в паблики постит?

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Наконечников

Младший брат проджикт менеджера

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kolodin

Почему было не отдать задачу сделать картинки дизайнеру и копирайтеру? Зачем же самому делать такое говно?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Степанюк

Статья гавно. Коменты Агонь.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Яценко

ред кедс чет совсем сдали - уже даже мимо digital их проносит))) в том смысле, что если такую срань пишет SMM-директор креативного агентства, пытаясь наебать кого-то на ЦП - ну это... отсутствие компетенций называется.

Ответить
Развернуть ветку
Kate Cheremnova

Хотела посмотреть что за компания такая и мой антивир (впервые) повёл себя странным образом http://clip2net.com/s/3kc6QVT

Хочется больше кейсов от них, каких специалистов, по их мнению, ещё не существует))

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Petyhov

Что за компания такая, серьезно?

Ответить
Развернуть ветку
Kate Cheremnova

да, увы не смогла попасть на сайт и ознакомиться из-за причины указанной выше. Чего минусуете, а не помогаете устранить?)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

google.com вас спасет. Кеды может не Яндекс по известности, но в гугле более чем достаточно информации.

Ответить
Развернуть ветку
Kate Cheremnova

я по прямой ссылке на сайт не попадаю, а тут уже второй ЧСВ коммент не по сути.

я-то погуглю - но вероятно найду что-то другое и не менее креативное с таким нелояльным подходом.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бирюков

Вспомнил анекдот про 10 таджиков и лампочку...

Ответить
Развернуть ветку
Ron Markosyan

Спасибо всем, кто не поленился прочитать. За комментарии отдельная благодарность, некоторые из них особенно прекрасны.

Вот несколько моментов, которые я хотел бы отметить.

Первое и наверно самое важное. Все что описано мной в этом материале относится к работе агентства. В тексте на этом сделан особый акцент. Конечно, существуют проекты на которых может работать один человек или даже его половина, только тут они не рассматриваются. Речь только про большие проекты, которые делаются агентством.

Этот материал попытка поделиться опытом, который основан на реальной работе. Никому ничего не навязывается. Если все это кажется вам пиздаболией, пожалуйста, проходите мимо. Если хотите быть героем одиночкой – вперед. Расскажите потом о результатах, очень интересно послушать.

По поводу раздувания штата. Никакого раздувания не происходит. Речь о том, что компоновка SMM-отдела должна быть правильной и процессы должны соответствовать. + Есть ряд специалистов, которые привлекаются или не привлекаются в зависимости от специфики проекта.

При этом есть базовые специалисты. Например, если в отделе нет копирайтера или дизайнера вы все равно будете искать их на стороне или в других отделах агентства.

Про вытягивание денег из клиентов пишут те, кто не понял смысла. Суть не в том, чтобы увеличить бюджет на проект, а в том, чтобы над ним работала качественная команда и давала результат, необходимый клиенту, с учетом ресурсов, которые выделяются на проект.

Для понимания представьте, что вы планируете бюджет на проект в котором всю команду заменяет один великий СММщик-универсал. Вы прикидываете сколько часов в месяц он будет тратить и, если адекватно прогнозируете, то часов получиться немало. Так вот, правильнее распределить работу по релевантным специалистам и разбить планируемые часы между ними. В бюджет впишитесь и работу качественно выполните.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shimansky

То есть а все ниже перечисленные они есть?

SMM-копирайтер ( а это вообще что он делает?, пишет тексты по 100-200 символов?, вот это креатив, вот это работа!
SMM-дизайнер
SMM-медиапланер

А забыли тогда еще добавить

SMM SEO копирайтер (полюбому нужен!)
SMM SEO специалист (оформлять и продвигать нужно правильно)

ну и тд:)

Причем тут команда?

Нет ну я согласен что картиночки, тексты должны делать отдельные люди
все остальное может сделать 1 человек, то есть и должен делать 1 человек.

Хотя да можно нанять 10-15 лиц и говорить что у вас невероятно качественная команда)

Можно сейчас обратиться к любому адекватному ssm-щику который от 100-200к в месяц подымает и спросить большая ли у него команда и какой он делает ROI, я думаю вы сильно удивитесь:)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Спайк

Комментарии под этим постом говорят сами за себя. И за потенциальных клиентов, да.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Окулова

Мда... Двое работают, остальные создают видимость адекватности ценообразования

Ответить
Развернуть ветку
Denny Smirnov

Вы делитесь впечатлениями от сотрудничества? =)

Ответить
Развернуть ветку
Яков 实力

Какой объем проектов должна тянуть такая команда что бы штаны не спадали?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Карнаухов

Короче проще - маркетолог пусть SMM занимается и все) больше никого не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Золотов

Да, мы могли бы поручить все это одному человеку , но было бы хуже. Могли бы поручить обычному копирайтеру , но заточка не та... Мда

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Garsia Bernal Shulzhenok

СММ мертв, рок жив!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Altunin

Прочитал заголовок и вспомнилось только это:

Ответить
Развернуть ветку
Константин Сокол

Очень вам завидую, что у вас столько проектов и денег, что вы способны в нелёгкое наше время, кормить: smm-копирайтера, smm-стратега, smm-медиапланера.

В среднестатистическом Digital агентстве всё это делает 1 человек. за 20 000. И поэтому профессия такая есть. А у вас неверное понимание её. Те, кто удаляют спам, вообще не профессия, и если агенство готово платить за такую работу, это говорит о том, что они первоклассно разводят клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Краснобород

Среднестатистический человек в среднестатистическом диджитал-агентстве в тему заказчика не может въехать, посты сплошь с ошибками пишет и определить стратегию присутствия бренда в соцсетях не может. Говорит про тыренные друг у друга картинки не буду.
Этот среднестатистический специалист может один вести только свое сообщество. Работать на сторонний бренд - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сериков

ну че ты начинаешь

Ответить
Развернуть ветку
43 комментария
Раскрывать всегда