Тестовые задания: выполнять или нет? Как понять, что заказчик «разводит» на бесплатную работу

В среде фрилансеров идет бурная дискуссия по поводу тестовых заданий. Обсуждают, выполнять их или нет, должны ли они обязательно оплачиваться и какой объем работы считается нормальным. В статье мы постарались ответить на эти вопросы.

Тестовые задания: выполнять или нет? Как понять, что заказчик «разводит» на бесплатную работу

Всем привет! На связи команда lava.top — платформа продажи цифрового контента. Мы много общаемся с фрилансерами, поэтому знакомы с проблемами, с которыми они сталкиваются. Обсудили с ними тестовые задания, за которые они готовы взяться, а за какие — нет. Делимся с вами выводами.

Какие бывают тестовые задания

Есть два основных вида тестовых заданий — их дают соискателям в разных случаях.

Первый вариант — когда тестовое предлагают всем кандидатам на этапе отклика. С его помощью отсеивают неподходящих специалистов, чтобы потом было проще выбирать из оставшихся. Такое тестовое обычно не оплачивают, но его результаты и не используют в работе. Эти задания чаще всего просят выполнить известные компании, которым приходит много откликов на вакансии.

Второй вариант можно рассматривать скорее как пробную задачу. Ее дают не всем подряд, а только избранным кандидатам, которые подходят для работы на проекте или в компании. О таком задании обычно договариваются уже после того, как рассмотрят все портфолио и резюме. Здесь уже речь идет о реальной рабочей задаче или ее части — и оплачивать ее должны полноценно. Если соискатель справляется с ее выполнением хорошо, то сотрудничество с ним продолжают.

Хороший тон — предупредить о тестовом заранее. Телеграм-канал <a href="https://t.me/pomogatorbezlimit" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«ПОМОГАТОР БЕЗЛИМИТ»</a>
Хороший тон — предупредить о тестовом заранее. Телеграм-канал «ПОМОГАТОР БЕЗЛИМИТ»

В обоих случаях тестовое задание — хороший шанс как для заказчика, так и для исполнителя присмотреться друг к другу. Работодатель может оценить, как потенциальный сотрудник понимает задачу, не срывает ли сроки и обладает ли необходимыми знаниями и умениями. А для соискателя это проверка на общую «адекватность» компании, будущих коллег и начальства: начиная с того, как они отвечают на вопросы, заканчивая тем, заплатят ли обещанную сумму за работу.

Когда можно сказать тестовому «да»

Решать, выполнять тестовое или нет — дело каждого, особенно если работы нет, и хватаешься за каждую возможность. Тут также есть два варианта: оплачиваемое и неоплачиваемое тестовое.

Оплачиваемое тестовое

В случае если работодатель готов заплатить за тестовое адекватную сумму, которая соответствует проделанной работе, то без вопросов — всё отлично. Но здесь есть важный момент: нужно убедиться, что с компанией всё в порядке и деньги вам действительно перечислят. Посмотрите, не находится ли заказчик в «черном списке», поспрашивайте в профессиональных чатах — может, кто-то с ним уже сотрудничал. Чтобы обезопасить себя, можно заключить договор ГПХ.

Неоплачиваемое тестовое

Есть мнение, что за неоплачиваемые тестовые не стоит браться — это в любом случае трата времени и неуважение со стороны работодателя. Но в реальности лишь немногие соискатели могут такое себе позволить.

Павел Молянов, руководитель агентства контент-маркетинга «Сделаем», в своем <a href="https://t.me/molyanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Телеграм-канале</a> высказался о бесплатных тестовых
Павел Молянов, руководитель агентства контент-маркетинга «Сделаем», в своем Телеграм-канале высказался о бесплатных тестовых

Другие наоборот считают, что ради работы в классной компании нужно постараться, и готовы выполнить даже объемные задания бесплатно. Рассмотрим несколько причин, когда тестовое задание стоит того:

1. Тестовое небольшое — на него не уйдет много времени. SMM-щику могут предложить написать короткий пост, а дизайнеру — подготовить картинку по готовому шаблону. Это займет не больше пары часов, а работодатель сможет проверить нужные навыки.

<a href="https://zenmoney.page.link/app" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дзен-мани </a>предлагает выполнить микро-тестовое на <a href="https://docs.google.com/document/d/1024K1xmBwd2Vr6QQ8EzQRmQAIEAmli3DFKR5zLSkTIQ/edit" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">вакансию</a> продуктового редактора. Оно не займет много времени, но продемонстрирует умение объяснять вещи простыми словами
Дзен-мани предлагает выполнить микро-тестовое на вакансию продуктового редактора. Оно не займет много времени, но продемонстрирует умение объяснять вещи простыми словами

Бывает и так, что в качестве тестового просят выполнить небольшую часть какой-то работы: подготовить план статьи и расписать тезисы по одному из пунктов подробнее. Это тоже вполне нормальная ситуация: если кандидат подойдет, потом он продолжит по этому же плану готовить текст целиком.

2. Тестовое задание предлагает компания вашей мечты. Тут всё просто: если вы очень хотите туда попасть, оцените объем и сложность тестового. Поймете, что оно вам по плечу, — стоит попробовать.

Т—Ж сразу предупреждает о том, что тестовое не оплачивается, так как они не будут использовать его результаты. Описание вакансии с <a href="https://journal.tinkoff.ru/team/unknown-artist-track-1/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта «Тинькофф Журнал»</a>
Т—Ж сразу предупреждает о том, что тестовое не оплачивается, так как они не будут использовать его результаты. Описание вакансии с сайта «Тинькофф Журнал»

Тестовое — не гарантия того, что вам предложат место. Поэтому рассчитывайте свое время и силы: если из-за выполнения задания для крутой компании, вы пропустите дедлайн по текущему проекту, можно остаться без работы совсем.

3. Вы — начинающий специалист и хотите, чтобы у вас появилось больше работ в портфолио. Тогда это хороший вариант: если вас не возьмут на проект, вы всё равно останетесь в плюсе — будет что показать другим заказчикам. Чтобы не было вопросов, можно указать, что сделали это задание в качестве тестового для такой-то компании. Если ваша работа не подошла конкретному работодателю, она может понравиться другому.

Иногда специалисты прибегают к уловке: заказывают выполнение тестового у другого человека. Даже если это поможет получить заветное место, такой обман очень быстро вскроется: ведь работать придется самому.

4. Вы хотите попробовать что-то интересное или новое. Заказчик предлагает выполнить какое-то креативное тестовое задание — например, придумать несколько вариантов слоганов для металлургической компании или написать новый сценарий для рекламы газировки.

Учитывайте, что это должны быть несуществующие продукты, а не реальные кейсы, которые потом могут использовать без вашего ведома. Такие задания обычно дают, чтобы оценить творческий подход сотрудника. Если вы хотите попробовать себя в такой работе, можно даже никому не отсылать тестовое, а взять его потом для портфолио.

Когда на предложение тестового стоит ответить «нет»

Есть несколько случаев, когда надо хорошенько подумать, прежде чем приступать к тестовому, особенно к неоплачиваемому. Перечислим «красные флаги»:

1. От вас требуют слишком большой объем работы. Например, заказчик просит составить контент-план и написать три поста или нарисовать логотип компании. Задание этого типа может занять целый рабочий день. Если вам предлагают выполнить такое тестовое, можно предложить выполнить только часть работы: подготовить один небольшой раздел, а не всю большую статью. Остальное можно продемонстрировать в портфолио.

Кажется, что в этом случае для тестового достаточно одного поста. Телеграм-канал <a href="https://t.me/work_copywriters" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Работа для копирайтеров и редакторов»</a>
Кажется, что в этом случае для тестового достаточно одного поста. Телеграм-канал «Работа для копирайтеров и редакторов»

Важный момент: если соискатель выполнил объемное задание, а его не взяли на работу, он может потребовать от работодателя оплатить тестовое. В этом случае это может рассматриваться как фактический допуск кандидата к работе, разъясняет Трудовая инспекция.

2. Всем соискателям дают разные тестовые. Например, просят сделать дизайн карточек маркетплейса для разных товаров. Здесь нужно насторожиться: скорее всего, никакой реальной вакансии нет, таким образом люди хотят бесплатно использовать результаты чужого труда.

Так что когда вы видите «мутное» описание проекта или вакансии от непонятной компании, а само тестовое при этом не выложено в общий доступ и высылается только по запросу, попробуйте проверить заказчика. Напишите ему с нескольких разных аккаунтов: если он пришлет разные задания, значит, дело нечисто.

Сохраняйте свои тестовые и всю переписку с работодателем. Если что-то вызвало у вас подозрения, проверьте через какое-то время, не появилась ли где-нибудь в интернете ваша работа. В случае чего обращайтесь к юристам по вопросу авторского права. Читайте об этом нашу статью — в ней мы рассказываем, как защитить контент от кражи.

3. Если тестовое просят выполнить для одноразового проекта. Например, заказчику нужен дизайн лендинга. Для такой задачи обычно достаточно посмотреть примеры работ специалиста и почитать отзывы о нем, а не тратить время на составление и проверку тестового. Тут есть два варианта: либо отказаться сразу, либо попробовать переубедить потенциального работодателя и доказать свою профпригодность другими способами.

4. Когда задание не относится к теме работы. Например, откликаетесь на должность младшего редактора, а вас просят расписать стратегию развития редакции на ближайший год. Это «звоночек» о том, что, скорее всего, в компании не понимают, чем вы должны заниматься.

Что нужно уточнить перед тестовым

Прежде чем браться за тестовое задание, надо обговорить всё, что вызывает вопросы. Какие моменты следует обязательно выяснить:

  1. Оплата. Спросите, будет ли оплачиваться ваша работа, если да, то в каком случае: тут могут быть варианты — например, деньги дадут только если понравится, как вы выполните задание. Узнайте о сроках и условиях оплаты. В идеале — заключите договор ГПХ.
  2. Дедлайн. Если тестовое нужно выполнить «еще вчера», это повод насторожиться. Нормальный вариант — когда на задание дают 5–7 дней.
  3. Обратная связь. Обязательно просите о том, чтобы по результатам тестового вам дали обратную связь. Потенциальный клиент не обязан вам ее предоставлять, но если согласится — для вас это шанс научиться чему-то новому и в будущем избежать ошибок.

А вы беретесь за тестовые задания? Если да, то в каких случаях? Какое самое странное тестовое вы видели?

77
30 комментариев

Был у меня однажды случай: переписка с компанией была исключительно по почте, мне выдали тестовое и обозначили сроки, я села выполнять, и буквально через пару часов мне звонят с вопросом «ну что, когда ждать тестовое, вы нам его пришлете?». Отбило все желание что-либо делать 😅

3
Ответить

Скорее всего, так работодатели хотели проверить, сколько времени у вас уходит на задание, но это странно, если были оговорены сроки заранее перед выполнением. А если учесть, что вся коммуникация происходила по почте, то непонятно, почему работодатели решили звонить. Видимо, им очень нужно было выполненное тестовое)

3
Ответить

Позиция Молянова по этому вопросу супер адекватная. Желаю, чтобы побольше руководителей мыслили здраво.

3
Ответить

Мне как-то пришло задание сделать бесплатно дизайн главной сайта. Всего сайта, Карл. Бесплатно.

1
Ответить

Я беру бесплатные тестовые. Главное, договориться на берегу. Очень хочу поработать с клиентом - можно и тестовое бесплатно сделать. А если не очень - можно и не делать. Если исполнитель во мне заинтересован - может и заплатить. Если у него таких, как я - очередь, то и не заплатит. Никогда не делю мир на черное и белое в этом вопросе. Все супериндивидуально.

3
Ответить

Анна, спасибо, что поделились своим опытом! Мы с вами согласны — каждый случай индивидуален, и все зависит от обеих сторон

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить