Война Магнита и Пятерочки за Дальний Восток — кто побеждает?

За последние три недели сразу два крупнейших российских ритейлера объявили о покупке региональных продуктовых сетей на Дальнем Востоке. Магнит подписал соглашение с крупнейшим игроком региона - Самбери, а Х5 Group получили магазины хабаровской сети Amba. Чем же так привлекателен регион для федеральных сетей и как будет выглядеть ландшафт рынка после закрытия сделок

Война Магнита и Пятерочки за Дальний Восток — кто побеждает?

Сибирский Фронтир

Федеральные сети исторически ограничивали границу своей экспансии Уралом и Западной Сибирью, не заходя восточнее, поскольку это всегда было сопряжено со сложной логистикой, а имеющиеся возможности по расширению в «удобных» регионах западной части России долгое время позволяли сетям успешно развиваться, не выходя за их пределы. Однако, к 2022 году ситуация поменялась. В большинстве городов присутствия возможности органического роста постепенно сократились – сказалось и насыщение рынка, и высокая конкуренция, и ограничения ФАС. Тогда-то сети и начали периодически вспоминать про далекие неосвоенные регионы

При заходе в новый регион крупная сеть, как правило, создаёт местный распределительный центр (РЦ) и стремится быстро открыть достаточный объем магазинов, чтобы покрыть издержки на логистику и обеспечить необходимый эффект масштаба для достижения положительной рентабельности и успешной конкуренции с местными игроками. Ключевая особенность торговли Восточной Сибири и Дальнего востока – это дефицит качественных коммерческих площадей, что связано с низкими темпами строительства жилья и торговых центров. Поэтому в данном регионе оптимальной стратегией становится партнерство или приобретение местного игрока – это позволяет сразу занять значительную долю рынка, получить наработанную логистику и локальный бренд, а также те самые лакомые торговые площади, которые в прочих условиях было бы не найти :)

Восточный союз

Тремя крупнейшими сетями Восточной Сибири и Дальнего Востока, являвшимися наиболее интересными целями для потенциального поглощения крупными ритейлерами, были «Красный Яр», «Слата» и «Самбери». В 2021 году три игрока образовали «Восточный союз» с целью объединения усилий в развитии бизнеса – в том числе создания развития единой сети хабов и распределительных центров, что в перспективе позволило бы сетям упрочить свои позиции на рынке за счет эффекта масштаба. Главой холдинга стала ex-директор Пятерочки (2013-2018) и Магнита (2018). Однако, несмотря на громкие заявления, уже через год все три сети вступили в активные переговоры о продаже бизнеса федеральным игрокам

<i>Cделки Х5 и Магнита в регионе</i>
Cделки Х5 и Магнита в регионе

Красный Яр и Слата

Первой сделкой стала покупка X5 Group 70% в сетях «Слата» (232 магазина) и «Красный Яр» (362 магазина) в ноябре 2022 г. Красный Яр занимал лидирующие позиции в Красноярском крае, Хакасии и Туве, а Слата в Иркутской области, Забайкальском крае и Бурятии. Сделка позволила Х5 «с ноги» ворваться в Восточную Сибирь и занять ключевые позиции сразу во всех регионах

Самбери

Одновременно с покупкой Слаты и Красного Яра Х5 Group также вели и переговоры о потенциальной сделке с крупнейшей дальневосточной сети Самбери (291 магазин). Потенциальными покупателями также назывались Лента и Магнит

Переход третьей крупнейшей дальневосточной сети во владение Х5 вкупе с предыдущими покупками предоставил бы холдингу более тысячи магазинов и сеть РЦ от Красноярска до Владивостока, что обеспечило бы ритейлеру неоспоримое лидерство в регионе и оставило Магнит в аутсайдерах на ближайшие годы – самой восточной точкой присутствия краснодарцев до этого момента оставался Красноярский край. Разумеется, Магнит не мог остаться в стороне и в конечном итоге обошёл конкурентов на переговорах. 27 октября 2023 г. было объявлено, что компания получит 33,01% долю в Самбери, а также опцион на выкуп остальной компании в течение 5 лет, поэтому можно не сомневаться, что Магнит в ближайшие годы станет единоличным владельцем компании. Сделку планируется закрыть до лета 2024 г., сторонам в том числе еще предстоит получить одобрение Федеральной антимонопольной службы, но, поскольку Магнит в регионе ранее не присутствовал, проблем с этим возникнуть не должно

Амба

Х5 в это время тоже без дела не сидели и уже спустя несколько дней после новости о сделке Магнита с Самбери опубликовали информацию о приобретении прав долгосрочной аренды на магазины хабаровского ритейлера Амба. Ещё в апреле 2023 г. появилась информация, что хабаровская сеть продуктовых дискаунтеров, насчитывающая 71 магазин, выставлена на продажу, а торговые точки до конца года постепенно приостановят свою работу. В числе потенциальных покупателей назывались Магнит и Х5, но по итогу первые договорились о покупке Самбери, а утешительный приз в виде Амбы достался Х5 Group, которые объявили о сделке почти сразу после публикации информации о покупке Самбери. По итогам соглашения с Амбой Х5 получили права долгосрочной аренды на 71 магазин. До конца первого квартала 2024 года все объекты будут реконструированы и заработают в современной концепции торговой сети «Пятёрочка»

<i>Комментарий офиса Х5 после публикации новости мог бы выглядеть так :)</i>
Комментарий офиса Х5 после публикации новости мог бы выглядеть так :)

Итоги

Таким образом, благодаря покупке Самбери, Магнит резко вырывается вперед по количеству магазинов на Дальнем Востоке, но по-прежнему уступает конкуренту в общем зачёте — 405 магазинов против 976 у Х5 Group

<i>Текущее количество Магазинов Х5 и Магнита по регионам, с учетом объявленных сделок</i>
Текущее количество Магазинов Х5 и Магнита по регионам, с учетом объявленных сделок

Магнит вероятно продолжит рассматривать M&A-сделки с небольшими региональными игроками, чтобы догнать Х5 по количеству магазинов, а также сосредоточится на выходе в Восточную Сибирь, чтобы объединить регионы присутствия своих магазинов и успешно конкурировать с Пятёрочкой в дальнейшем

Х5 же после трех закрытых сделок уже полностью доминирует на рынке Восточной Сибири и сейчас фокусируется на продолжении органической экспансии во Владивостоке и в Хабаровском Крае – по планам до конца 2024 г. Пятёрочка будет насчитывать более 300 точек на Дальнем Востоке, а всего за ближайшие 5-6 лет планируется открыть около 800 магазинов в регионе

***

Если хотите ещё больше постов про retail и потребительский сегмент, то подписывайтесь на мой канал Consumer insights. Там я регулярно пишу про интересные кейсы в бизнесе, M&A и IPO на рынке, а также рисую различную инфографику

3030
26 комментариев
11
Ответить

Ахахахахаха, идеальный коммент)

1
Ответить

А Лента не участвует никак?

1
Ответить

Они ещё только уральскую Монетку будут какое-то время "переваривать". Да и нет у них столько ресурсов, чтобы идти на восток, к тому же своих проблем с мини-маркетами пока хватает

6
Ответить

Как дальневосточник, скажу, что пох вообще. Ну сменится вывеска на фасаде. Местные должны помнить старую сеть Red Mart, кто помладше Фреш 25. Сменили вывески и фирменный цвет, от этого ничего не изменилось глобально. Цены как были конскими, так и остались. Хлам из Китая, который тут в паре километров, как ехал через запад, так и едет.

1
Ответить

Когда в нашем регионе пятерочка скупила местную сеть магазинов, стало очень грустно. Из ассортимента исчезли многие продукты местных производителей, которые, во-первых, выше по качеству, во-вторых, разнообразнее федеральных, в-третьих, свежее.
С другой стороны, после этого вторую жизнь обрел формат магазинов, где тетечка за прилавком сама выдает тебе продукты, это назвали модно фермерским рынком и сделали ремонт. Там продают местных производителей. Магазины пользуются большим успехом, даже не смотря на очереди и устаревший формат.

5
Ответить

Хлам из Китая, который тут в паре километров, как ехал через запад, так и едет.Это потому что западные таможенники - просто о}{уевшие, а местные - о}{уевшие в край.

3
Ответить