Универсального маркетолога не бывает, или как понять, что перед вами классный специалист?

Хантить маркетолога для бизнеса примерно как выбирать хирурга. Можно пристально смотреть ему в глаза, слушать, сколько операций он провел, но пока не попробуешь, как говорится, не узнаешь. И здесь единственно верный путь к успешной реализации - отзывы и рекомендации. Как найти своего идеального маркетолога и на что ориентироваться при найме?

Универсального маркетолога не бывает, или как понять, что перед вами классный специалист?

Маркетолог в одиночку – такое возможно?

Хороший маркетолог всегда работает в команде. Если в компании нет маркетингового отдела, первое, с чего стоит начинать поиски – это директор по маркетингу. Универсальный специалист, который владеет всеми инструментами, но в достаточной мере поверхностно.

Он и собирает команду: трейд- и, диджитал-маркетолога, аналитика, бренд-менеджера, PR-специалиста. Каждый из них отвечает за свой блок.

Важно: запрос о поиске маркетолога, который умеет всё, скорее всего, ведет проект на дно, поэтому:

Наделить одного сотрудника принципиально разными задачами – стратегическая ошибка, которая будет стоить компании издержек, в том числе репутационных, снижения прибыли и многих других неприятных последствий

В качестве примера приведу наш кейс работы с крупной производственной компанией.

В штате числился один единственный трейд-маркетолог, который выполнял задачи целого коллектива. Компания обратилась к нам для формирования маркетингового отдела. Цель - выйти в регионы и далее на международный рынок. Одна из основных сложностей – разделение направлений маркетинга и продаж.

Первое, что мы сделали - изучили всю финансовую деятельность, производство и провели аналитику. Параллельно проводили отбор специалистов на разные позиции. В процессе знакомства и совместной работы выяснилось, что специалист, работавший трейд-маркетологом, более эффективен на позиции аналитика.

Важно, на какой позиции в команде специалист будет наиболее эффективен. Причем это может быть как новый сотрудник, так и специалист из команды отдела маркетинга. Очень часто проблемы со сроками и реализацией проектов как раз связаны с тем, что текущие сотрудники могут работать эффективнее, выполняя другие задачи.

Soft skills, или без чего невозможно быть маркетологом

1. Аналитика. Маркетологу важно обладать аналитическим мышлением, основные его задачи – мониторинг и исследование рынка. Именно маркетолог разрабатывает стратегию продвижения, создает цепочки, которые будут соединять продукт и конечного потребителя. Для этого важно понимание, что нужно потребителю. Соискателю на позицию маркетолога небесполезно дать пару таких задач для быстрой отработки в ходе собеседования.

2. Внимательность. Если аналитика больше связана со стратегией, то за тактические вопросы отвечает такое качество, как внимательность. Хороший маркетолог должен уметь грамотно обходиться с цифрами, читать статистику, правильно ставить задачи, контролировать их выполнение. А это возможно только при скрупулезном отношении к деталям.

3. Креативное мышление. Очень важно смотреть на конкурентов, придумывать такие шаги, которых нет ни у кого. Или брать то, что делает конкурент и с какими-то изменениями, доработками, использовать в работе над своим продуктом. Для этого необходимо развивать насмотренность – интересоваться искусством особенно современным. Маркетинг давно зашел на территорию искусства, а реклама уже много лет использует культурные коды из кинематографа, театра, живописи. Поэтому хорошему специалисту по маркетингу просто необходимо быть любознательным, погружаться в культурный контекст, развивать креативное мышление и восприимчивость.

4. Обучаемость. Маркетинг – сфера, которая довольно быстро меняется. Появляются новые тренды, площадки, инструменты. Для того, чтобы отвечать новым запросам рынка, необходимо постоянное обучение. Есть такие специалисты, которые из года в год выполняют одни и те же задачи и не считают нужным повышать уровень компетенций. Востребованный грамотный маркетолог обязательно будет регулярно учиться – разные направления в маркетинге, искусство ведения переговоров, менеджмент.

5. Амбиции. Желание ставить цели и добиваться их, даже если эти цели не вписываются в общепринятые нормы и стандарты.

6. Ответственность. Помимо профессиональных навыков важна способность брать на себя ответственность. Как правило, из 50 кандидатов или сотрудников, только единицы могут ответить за результат/последствия принятых решений. Но именно это качество выделяет среди хороших специалистов того, кто может в перспективе вырасти до руководителя.

7. Коммуникация и стрессоустойчивость. Аналитика, умение обращаться с цифрами – безусловно, важные скиллы. Как правило, маркетолог не взаимодействует напрямую с заказчиком. Обычно есть аккаунт-директор или менеджер, который отрабатывает запрос клиента. И все же, умение строить эффективную коммуникацию внутри команды, стрессоустойчивость, готовность к переработкам, гибкому графику, многозадачности – важные критерии, которые стоит учитывать при отборе кандидата

Есть вопрос – будет ответ

Интервью с потенциальным кандидатом обычно проводится в несколько этапов. Чаще всего первичное знакомство – это общение с хедхантером, которому нужно оценить опыт, наличие образования и коммуникативные навыки. Далее проводится интервью с менеджером или руководителем, который и составляет общую картину из сочетания ключевых качеств и скиллов. Понять, какой перед вами специалист, можно по следующим параметрам:

  • У кандидата есть профильное образование
  • В разговоре оперирует терминологией
  • Может рассказать о метриках, которые относятся непосредственно к его области, оценить эффективность того или иного инструмента. В маркетинге много различных метрик. Грамотный специалист сможет рассказать о них, правильно прочитать и дать интерпретацию
  • Имеет портфолио, приводит кейсы из своей практики, детали о концептах, которые составлял

*Существует метод, при котором кандидата просят подробно рассказать о кейсе – назвать имена, площадки, инструменты, сроки работ. Затем в конце разговора нужно вернуться к этому же кейсу. Если данные совпадают с тем, что было озвучено, значит человек действительно имел такой опыт. В стрессовом интервью сложно придумать подробности.

  • Хорошо понимает уровень клиентов, с которыми работал – различает стоимость и уровень работ в разных сегментах рынка. Знает конкурентную среду, проводил аналитику рынка в данной области
  • Дает креативное решение на предложенную задачу

*Интервьюер может нарисовать историю бренда, описать вводные и спросить, как кандидат видит потенциальную ЦА бренда, каким запросам аудитории должен отвечать бренд, какую стратегию можно предложить.

Вместо выводов о самом важном

Помимо требований, которые уместно предъявлять к кандидатам на разные позиции в отделе маркетинга, важно не путать маркетолога с другими специалистами.

Ошибочные критерии, или с кем путают маркетологов:

  • Продажи. Маркетолог должен хорошо представлять себе сферу продаж, знать инструменты. Однако продавать продукт, контактировать напрямую с потребителем не входит в его обязанности и перечень профессиональных навыков.
  • Таргетологи, директологи, контекстологи и другие специалисты, которые решают отдельные задачи, являются профессионалами в узкой области. При этом маркетологу необходимо иметь общее представление об этих инструментах, понимать, как и для каких задач их можно эффективно применять.
  • PR-специалисты. До сих пор не все понимают разницу и нагружают маркетолога задачами по коммуникациям со СМИ, партнерами, блогерами и т.д. При этом, PR – один из инструментов маркетинга, и грамотный специалист всегда будет знать механизм работы этого инструмента. Но никогда не применять его в контексте работы маркетолога.

Резюмируя. Хороший директор по маркетингу может решить целый ряд задач, но будет эффективен только в команде, где каждый занимает свою позицию и отвечает за свой блок. А еще старый добрый метод отзвывов и рекомендаций, который при найме так же отлично работает.

Источник: New Retail.ru

33
3 комментария

В общем в любой сфере коммуникация и софт скиллы нужно развивать и поддержать

1
Ответить

согласна

Ответить

У меня несколько раз спрашивали - универсальный я маркетолог или нет, те. могу я помимо анализа конкурентов, разработки стратегии и тп., снимать еще рилсы и запускать контекстную рекламу?! Безумство и точка.

1
Ответить