[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","foursquare","\u0433\u0435\u043e\u043b\u043e\u043a\u0430\u0446\u0438\u044f","\u0447\u0435\u043a\u0438\u043d\u044b","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0433\u0440\u043e\u0431_\u0433\u0440\u043e\u0431_\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0430\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433_foursquare","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","gowalla"], "comments": 14, "likes": 27, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "9429" }
Daria Khokhlova
17 493

Смерть стартапа: Как я выпустил аналог Foursquare в день его запуска

Создатель геолокационного сервиса-аналога Foursquare — Gowalla — Джош Уильямс опубликовал в своём блоге на Medium заметку о провале своего проекта. Приложение Gowalla было запущено в один день с Foursquare, и, по словам основателя, это сбило команду с толку — сотрудники увлеклись соперничеством и не заметили, что их реальным конкурентом стал другой проект.

На момент публикации заметки о провале стартапа Gowalla со дня закрытия проекта прошло больше года. За это время Джош Уильямс успел устроиться на работу в Facebook — в компании он работал над приложением Pages и с несколькими другими командами. По словам самого бывшего предпринимателя, всё это время ему не давала покоя мысль о том, что он так и не выразил своё мнение о падении проекта.

В январе 2008 года Уильямс и несколько его друзей запустили свой первый проект — социальную игру Packrat. Проект достиг хороших показателей, и через восемь месяцев, в августе 2008 года, основатели добавили в него виртуальную валюту. К декабрю ежемесячная выручка проекта выросла до $200 тысяч. Как отмечает бывший стартапер, для команды из восьми человек показатели выглядели неплохими.

Примерно в это же время создатели Packrat стали присматриваться к другим технологиям и концепциях — они раздумывали о проектах, которые помогли бы захватить больше аудитории. Одной из таких идей стало приложение для iPhone, которое помогло бы пользователям «увидеть мир глазами своих друзей». В iPhone только появилась технология GPS, и задумка казалась авторам оригинальной — по крайней мере, ничего подобного до сих пор не существовало.

С помощью приложения, которое решили реализовать Уильямс и его знакомые, пользователи смогли бы делиться своими любимыми местами с друзьями, оставлять отзывы и комментарии. Кроме того, в проекте предусматривались элементы геймификации, которые поощряли бы пользователей больше делиться своим местоположением.

Сервис было решено назвать Gowalla и представить его на ближайшей конференции SXSW, чтобы о нём узнало больше потенциальных клиентов. Таким образом, команда чётко определила сроки разработки и их объёмы.

За неделю до запуска приложения Уильямс случайно наткнулся на интервью с Дэннисом Кроули. Тот рассказывал о новом сервисе, над которым он работал вместе со своим товарищем Навином Сельвадураем. Этот проект назывался Foursquare — и его концепция лишь незначительно отличалась от Gowalla.

Неделю спустя команда представила публике SXSW своё приложение — в тот же день это сделали и создатели Foursquare.

По словам Уильямса, сервисы были реализованы по-разному — в плане пользовательского интерфейса. Кроме того, основатели Foursquare ввели несколько новых терминов — таких, как «чекин» или «бейдж» — всё это было первыми признаками того, что именно этот сервис ознаменует собой новую эпоху для геопозиционных проектов.

Как отмечает бывший предприниматель, у каждого из проектов были свои преимущества и недостатки. Создателям Gowalla казалось, что их сервис выигрывает у конкурента. Во-первых, приверженность к нему профессионалов дизайн-индустрии, по мнению Уильямса, подтверждала удобство интерфейса приложения. Во-вторых, сервис был доступен по всему миру, тогда как Foursquare работал лишь в нескольких городах.

На стороне Foursquare, по мнению стартапера, была опытность руководства (это не первый большой проект, который запустил Дэннис Кроули) и более доступная, менее хаотичная манера подачи информации пользователям (обуславливалось это тем, что команда Foursquare собирала данные вручную — а создатели Gowalla решили решить этот вопрос с помощью краудсорсинга).

Следующие шесть месяцев прошли для Gowalla в постоянном совершенствовании сервиса — по словам Уильямса, всё это скорее напоминало гонку вооружений, а не бизнес-конкуренцию. Создателям приложения пришлось на время отложить разработку социальной игры Packrat и сосредоточиться на Gowalla.

Вскоре команда Foursquare закрыла свой первый инвестиционный раунд — в нём, говорит Уильямс, приняли участие несколько самых ярких инвесторов в те годы. Тогда основатели Gowalla внедрили в проект несколько социальных функций, в том числе, интеграцию с Facebook Connect — и аудитория сервиса начала расти. Проектом также заинтересовались инвесторы и несколько более крупных компаний.

В октябре 2009 года Джош Уильямс отправился в Сан-Франциско. Там почти за две недели предприниматель провёл 18 встреч с инвесторами, рассказывая им свои планы по масштабированию сервиса. В итоге стартаперу удалось договориться с одним из фондов — его представители были готовы инвестировать в Gowalla $8 млн.

Мы были готовы к войне.

Готовящаяся сделка с группой влиятельных инвесторов помогла Gowalla привлечь внимание общественности. О приложении стала писать пресса, но не было практически ни одной заметки, где наряду с Gowalla не упоминался бы Foursquare.

Вскоре должна была пройти очередная конференция SXSW. Обе компании, по словам Уильямса, подошли к ней во всеоружии — у обеих были спонсоры, сувенирная продукция и так далее. Gowalla удалось выиграть несколько значимых для команды наград и захватить внимание прессы в своём родном городе — Остине. Однако, говорит Джош Уильям, для пользователей и представителей индустрии за пределами Остина стартап всё ещё сохранял звание «номера два» — после Foursquare.

Спустя ещё несколько месяцев Foursquare привлекла $20 млн при оценке в $100 млн. Теперь, чтобы чем-то заинтересовать инвесторов и других экспертов из ИТ-индустрии, Gowalla нужно было сделать так, чтобы основные показатели приложения были не хуже, чем у конкурентов.

Foursquare заключила рекламный контракт с The New York Times. Мы заключили рекламные контракты с Washington Post и USA Today. Foursquare выпустила Android-клиент, и мы поступили так же. У Foursquare вышел клиент для Blackberry. Значит, и нам он был нужен. Не могли же мы потерять аудиторию Blackberry.

Gowalla удалось заключить партнёрство с Disney, которым, по словам Уильямса, гордились обе компании-участницы. Аудитория проекта продолжала расти, но не теми темпами, которые были нужны создателям. «Мы были будто бы младшей сестрой Foursquare — более привлекательной, но менее популярной».

Foursquare в то же время делала шаги навстречу пользователям — команда переработала дизайн сервиса и улучшила опыт использования приложения. Создатели Gowalla, по словам Уильямса, осознали, что дизайн уже не был их конкурентным преимуществом — и решили ввести дополнительную функциональность, на реализацию которой до этого не было времени. Так, например, «чекиниться» с помощью Gowalla теперь можно было не только в самом приложении, но и через Facebook.

Как отмечает Джош Уильямс, он очень гордился продуктом, который удалось разработать команде. Приложение получило фичеринг в App Store и попало в список рекомендуемых приложений по версии Google Play. «Не проходило и недели, чтобы мне не писали пользователи со словами, какой у нас замечательный сервис», — говорит предприниматель. «Мы разработали нечто действительно революционное, но не смогли правильно выбрать метрики, которыми измеряли наш успех».

К следующей конференции SXSW ажиотаж вокруг сложившегося соперничества угас. Инвесторы и пользователи, полагает Уильямс, начали поиски «the next big thing».

Джош Уильямс признаётся, что конечной целью и идеологией сервиса было позволить пользователям смотреть на мир глазами своих друзей — а «чекин» невольно стал главной функцией приложения. И, на самом деле, соперником Gowalla на рынке должна была стать не Foursquare, а появившееся позже приложение Burbn (позднее переименованное в Instagram). В него была заложена та же идея — но её реализация от Кевина Систрома оказалась более понятна пользователю.

Пока мы занимались перетягиванием каната и оптимизацией «чекинов», кто-то пошёл по другому пути — и добился гораздо большего.

Через год после запуска Instagram Уильямс объявил о закрытии своего проекта. Некоторые сотрудники Gowalla перешли на работу в Facebook, и теперь работают вместе с Instagram. Кое-кто даже попал в команду фотосервиса.

Основной урок, который предприниматель вынес из этой истории — всегда нужно играть по своим правилам, не обращая внимания на конкурентов и на прессу, прислушиваясь только к себе и своим пользователям. В работе над Facebook, по словам Уильямса, команда решает те же самые проблемы каждый день.

#золотойфонд #стартапы #foursquare #геолокация #чекины #кладбище #гроб_гроб_кладбище #аналог_Foursquare #кладбище_стартапов #смерть_стартапа #gowalla

Статьи по теме
Смерть стартапа: История провала «Airbnb для парковок» — сервиса Hello Parking
Смерть стартапа: Создатель финансового сервиса Wesabe о том, почему проект проиграл борьбу с конкурентами
Смерть стартапа: История провала сервиса микроблогов Nouncer, который не успел запуститься раньше Twitter
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления