[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b","\u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0435"], "comments": 16, "likes": 15, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "9550" }
Редакция vc.ru
7 223

Как составить договор оферты для интернет-сервиса

Добрый день, коллеги! Хотелось бы задать вопрос уважаемым экспертам.

Я работаю над проектом «Биржа услуг», где заказчик услуг получает предложение от нескольких исполнителей. Мы избрали модель взимания комиссии с исполнителя от полученных и оплаченных заказов.

На данный момент мы работаем по агентскому договору, подписываемому при личной встрече с исполнителем. Исполнитель перечисляет комиссию от полученных заказов раз в месяц по выставленному нами счету. Такая модель вызывает сложности с масштабированием и делает процесс подписания договора с исполнителем и взимания комиссии достаточно трудоемким.

Мы надеялись решить эту проблему договором-офертой при регистрации исполнителя на сайте. Имеет галочка рядом с фразой «Я ознакомлен и согласен с офертой» достаточную юридическую силу?

Какие рекомендации по договору-оферте вы могли бы дать?

Хотелось бы так же услышать мнение уважаемых читателей.

Спасибо за внимание.


Отвечает Екатерина Денисенко, старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

Добрый день. Часто владельцы сайтов приходят к решению не заниматься разработкой собственного пользовательского соглашения, а использовать уже проверенное, действующее на протяжении длительного времени у аналогичного сервиса. Вот тут-то и начинают возникать проблемы.

Каждый магазин и сервис имеет свои особенности, совокупность которых и создает его неповторимый вид и правовой статус. То, что подходит одному сервису, для другого повлечет штраф, а может быть даже и приведет к блокировке его сайта.

Двумя основными документами, которые необходимо разработать до запуска проекта, являются оферта и пользовательское соглашение. Грань между двумя этими документами достаточно тонкая. Если оферта в первую очередь регулирует условия поставки товара, оказания услуг, то пользовательское соглашение регламентирует условия использования сервиса.

Например, если у вас обувной интернет-магазин, вы можете создать оферту, в которой будут установлены условия купли-продажи обуви, и пользовательское соглашение, в котором будет прописан процесс регистрации на сайте, возможность получения купонов на скидки в офлайн-магазинах, особенности использования чата.

Два этих документа часто компилируются в единый акт. На практике обычно используется название «пользовательское соглашение», в которое «вшиваются» условия оферты. Желательно все же разделять два этих документа. Пользовательским соглашением возможно ограничить ответственность владельца сайта за вред причиненный в результате использования сервиса в пределах фиксированной суммы. В отношении платных услуг данное ограничение установить нельзя и, соответственно, в оферте оно будет являться незаконным.

Основной целью любого пользовательского соглашения является снижение рисков владельца сайта. Пользовательское соглашение необходимо даже для некоммерческих проектов.

Рассмотрим некоторые моменты, на которую в первую очередь необходимо обратить внимание при разработке правовой документации для сайта.

«Это не я писал»

Многие сайты содержат разделы, где пользователи могут размещать информацию: чаты, комментарии к товарам. В связи с этим возникает два типа проблем: во-первых, проблемы, когда пользователи размещают запрещенную информацию — экстремистскую, пиратскую, оскорбляют других пользователей (ст. 20.29. КоАП РФ предусматривает штраф до 1 млн рублей).

Априори считается, что владелец сайта несет ответственность за все, что там написано. Если же информация нарушает права третьих лиц, то она должна быть незамедлительно удалена. При этом каждый имеет право на свободу слова, и незаконное ограничение этого права и неосновательное удаление комментариев пользователей также недопустимо. Таким образом, в рамках данной проблемы необходимо решить две задачи:

Во-первых, необходимо разработать регламент определения информации, подлежащей удалению и порядок ее уничтожения (модерация контента).

Во-вторых, ограничить свою ответственность за размещение третьими лицами неправомерной информации.

«Реклама не моя»

Вся информация, размещенная на сайте, может рассматриваться как реклама, то есть владелец сайта выступает в качестве рекламодателя. Но достаточно распространенное явление — размещение на своем сайте рекламы товаров и услуг третьих лиц. Необходимо помнить, что владелец сайта в этом случае является распространителем рекламы.

Рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы наряду с рекламодателем в том случае, если им сведения о соответствии рекламы требованиям Федерального закона «О рекламе» не запрашивались, либо, не получив запрошенные сведения, рекламораспространитель не отказался от распространения рекламы (ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает штраф за распространение ненадлежащей рекламы до 800 тысяч рублей).

Необходимые оговорки в пользовательском соглашении с требованием о предоставлении подтверждения о том, что размещаемая реклама соответствует законодательству о рекламе, может существенно снизить риск привлечения владельца сайта как рекламораспространителя к ответственности.

Требования к рекламным материалам, размещаемым на сайте, сразу должны быть оговорены в пользовательском соглашении. Для того чтобы пользовательское соглашение не перегружать, целесообразно сделать ссылку на отдельный регламент.

Естественно, самому владельцу сайта также необходимо соблюдать требования законодательства о рекламе в отношении своих товаров и услуг. Даже ограничения пользовательского соглашения не смогут защитить его как рекламодателя в случае нарушения.

«Я тут только организатор»

Многие сервисы на сегодняшний день направлены на оказание услуг, в том числе и высококвалифицированных — медицинских, образовательных и других. При этом непосредственное консультирование обычно проводит не сам владелец сайта, а зарегистрировавшиеся на сайте частные консультанты. Сайт же выступает в качестве площадки, на которой встречаются потребитель и консультант.

В этом случае условия пользовательского соглашения в обязательном порядке должны содержать условия об ограничении ответственности владельца сайта, описывающие его роль в качестве организатора общения. В противном случае, все недовольство потребителей падет непосредственно на сервис. Эта оговорка также спасет и от штрафов и претензий связанных с оказанием услуг потребителям (ст.ст. 14.7, 14.8 КоАП РФ предусматривают штраф до 500 тысяч рублей)

«А я думал, оно уже действует»

В зависимости от особенностей интернет-сервиса может отличаться необходимый момент вступления в действие пользовательского соглашения. Например, для сайтов, ориентированных на лиц старше определенного возраста, требуется, чтобы пользовательское соглашение было принято пользователем до того, как он начнет просматривать сайт. Для других сайтов момент начала действия пользовательского соглашения определяется какими-то действиями пользователя, например, регистрацией.

«Персональные данные — это пустяк»

Все интернет-сервисы, предлагающие товары и услуги, требуют предоставления информации о пользователе. Обычно это адрес электронной почты, номер телефона, фамилия, имя, отчество; реже — адрес и паспортные данные. Условия сбора и обработки персональных данных в обязательном порядке должны быть отражены в пользовательском соглашении.

Зачастую сбор персональных данных пользователей на сайте требует обязательного информирования об этом Роскомнадзора. Направление уведомления требуется не всегда, но если оно требуется, запускать сайт без него запрещено. И если на сегодняшний день санкция за это незначительная — штраф всего 10 000 рублей (ст. 13.11 КоАП РФ), то со следующего года он может подняться до 300 000 рублей.

Невыгодно не только не направлять уведомление, когда оно требуется, но и проявлять излишнюю активность и регистрироваться в качестве оператора по обработке персональных данных, когда это не требуется. Регистрация приведет к тому, что к сайту будет необоснованно привлечено внимание Роскомнадзора, а дополнительный контроль со стороны государства не может радовать. На каждом сайте, собирающем персональные данные, также необходимо разместить электронную форму получения согласия на обработку персональных данных.

«Разве кто-то другой мог войти в систему с вашего компьютера»

Действия, совершенные с использованием логина и пароля пользователя, априори расцениваются в качестве действий самого пользователя. Ответственность за обеспечение сохранности учетных данных должна быть возложена пользовательским соглашением на пользователя. В противном случае, именно владелец сайта будет отвечать за вред, причиненный пользователю.

«Я же вам писал»

Пользовательское соглашение должно содержать условия надлежащего уведомления пользователя. Если данное положение не прописано, надлежащим будет являться только почтовое уведомление, направленное заказным письмом. Дальнейшие ссылки на переписку по электронной почте в суде не дадут результата. Таким образом, в пользовательском соглашении необходимо предусмотреть возможность направления писем по электронной почте, указанной при регистрации на сайте.

Здесь мы постарались отразить самые важные моменты, о которых постоянно забывают владельцы сайтов при разработке оферт и пользовательских соглашений. Только детальная проработка документов позволит создать жизнеспособные и минимизирующие риск владельца интернет-сервиса документы. Как говорил профессор Преображенский, «Дайте мне такую бумажку, чтобы это была окончательная бумажка. Чтобы была не бумажка, а броня!», чтоб ни Швондер, ни Роспортебнадзор, ни Роскомнадзор, никакой иной государственный орган не могли предъявить претензии к владельцу интернет-сервиса.

#вопросы #Разное

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления