[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0433\u0440\u043e\u0431_\u0433\u0440\u043e\u0431_\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","secret","circa","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","allmyapps","clinkle","grooveshark","fobo","\u0441\u0442\u0443\u0434\u0438\u044f_\u043c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b\u0430_\u043a\u0435\u0447\u0438\u043d\u043e\u0432\u0430"], "comments": 56, "likes": 54, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Daria Khokhlova
44 036

Смерть стартапа: Обзор самых заметных стартапов, закрывшихся в 2015 году

PR-менеджер компании-разработчика «Студия Михаила Кечинова» Роман Чигирёв написал для ЦП колонку о самых заметных стартапах, закрывшихся в конце 2014 – первой половине 2015 года. Чигирёв рассказал, что произошло с каждым из проектов, и выделил основные ошибки создателей технологических стартапов, которые приводят к закрытию проектов.

Сегодня мы вспоминаем стартапы, которые привлекли миллионы долларов, но по тем или иным причинам вынуждены были закрыться совсем недавно. На ошибки, которые они совершали, стоит обратить внимание каждому технологическому бизнесу — поэтому радует, что основатели охотно делятся своим негативным опытом.

Secret

  • Что: анонимная социальная сеть.

По словам основателя стартапа, Дэвида Биттоу, команде Secret удалось создать продукт, которым пользовались 15 миллионов человек. Дэвид написал прощальную статью на Medium, в которой рассказал, что проект не оправдал его надежд.

  • Инвестиции: приложение Secret привлекло $35 млн в трёх раундах.
  • Старт: январь 2014 года.
  • Закрытие: апрель 2015 года.
  • Срок жизни: 15 месяцев.
  • Причина: «Secret не представляет собой то видение, которое было у меня, когда я начинал компанию. Я верю, что это правильное решение для меня, наших инвесторов и команды».

Идея казалась действительно перспективной и будоражащей, особенно на волне всеобщего стремления к анонимности (которое набрало обороты примерно в 2014 году).

Парадоксальность идеи привлекала новых пользователей, однако в итоге продукт оказался слишком нишевым. Когда Secret запустился в России, Дэвид Биттоу так прокомментировал поведение российских пользователей: «Ни в одной другой стране мира люди не публикуют такое количество неприличного контента».

В проект инвестировал Эштон Кутчер и его фонд A-Grade Investments.

Clinkle

  • Что: мобильный сервис, который позволяет производить платежи посредством ультразвука (технология Aerolink).

То, что начиналось как универсальная платежная платформа, которая заменит всё и вся, в итоге вылилось в несколько скандалов, увольнений и потерю инвесторов.

  • Инвестиции: стартап привлек $30,5 млн в четырёх раундах.
  • Старт: 2011 год.
  • Закрытие: пивот сделан в сентябре 2014 года.
  • Срок жизни: номинально стартап жив, однако руководство резко сузило функциональность Clinkle — теперь это сервис для студентов, который позволяет производить платежи и зарабатывать «подарки», которые, в числе прочего, можно пересылать друзьям.
  • Причина: сам Лукас Дюплан, основатель стартапа, признает ряд своих управленческих ошибок, ссылаясь на неопытность.

Clinkle был и остается одним из примеров типичных «стартапов мечты» — харизматичный руководитель, быстрый рост, внимание прессы, скандалы и, конечно, неугасимая вера основателя в благоприятный исход всего дела. На раннем этапе Ричард Брэнсон и StartX инвестировали в проект $5 млн.

Grooveshark

  • Что: рекомендательный музыкальный сервис.

Сервис, в котором пользователи могли загружать композиции, доступные всем, организовывать их в плейлисты и пользоваться музыкальными рекомендациями (Grooveshark Radio).

  • Инвестиции: стартап привлек $4,6 млн в трёх раундах.
  • Старт: март 2006 года.
  • Закрытие: апрель 2015 года.
  • Срок жизни: 9 лет и 2 месяца.
  • Причина: иски о нарушении авторских прав от Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group. На официальном сайте сервиса можно увидеть прощальное обращение к пользователям от 30 апреля 2015 года. Ныне проект переродился как grooveshark.im.

Один из самых масштабных музыкальных проектов, в ядре которого были персональные рекомендации. Grooveshark дал миру много хороших идей, но допустил стратегическую ошибку в отношении вопроса авторских прав. Буквально на днях стало известно о смерти основателя сервиса, 28-летнего Джоша Гринберга.

FOBO

  • Что: iOS-приложение для продажи использованных гаджетов онлайн.

Сервис анализировал eBay-цены на выставляемый товар, после чего проводился 97-минутный аукцион. Если продажи не происходило — товар по стартовой цене выкупал сам сервис, после чего занимался его перепродажей (с комиссионным вознаграждением сервиса в 15%). В своем профиле на Tumblr разработчики попрощались с пользователями и сообщили о закрытии сервиса.

  • Инвестиции: стартап привлёк $1,6 млн в двух раундах.
  • Старт: январь 2011 года.
  • Закрытие: сентябрь 2014 года.
  • Срок жизни: 3 года и 9 месяцев.
  • Причина: сервису так и не удалось стать чем-то большим, чем «промежуточное решение» между eBay и Gazelle. По факту приложение было удобным и модель работала, однако переломить пользовательские привычки не удалось — большинство продолжило пользоваться привычными сервисами.

Один из самых забавных способов продать что-нибудь ненужное, так и не ставший массовым.

Allmyapps

  • Что: первый магазин приложений для Windows PC.

Сервис был призван помочь быстро устанавливать новые приложения для Windows, а также обновлять уже установленные.

  • Инвестиции: привлёк $1,4 млн в двух раундах.
  • Старт: июнь 2009 года.
  • Закрытие: октябрь 2014 года.
  • Срок жизни: 4 года и 5 месяцев.
  • Причина: Первые инвестиции в размере €70 тысяч стартап получил от друзей и родственников, в марте 2014 года компания вышла на месячную прибыль в €30 тысяч, в то время как для коммерческого успеха было нужно в два раза больше. Бизнес был продан IronSource, партнеру Allmyapps, с которым стартап сотрудничал более полутора лет. Стоимость сделки составила €361 тысячу.

Амбициозный и в то же время очень «домашний» проект, который хотел сделать жизнь пользователей проще.

Circa News

  • Что: новостное приложение для смартфонов и ПК.

Circa продвигала идею фолловинга отдельных историй, измеряла, как много знает конкретный пользователь о конкретной истории. Новые материалы предлагались исходя из знаний о пользователях: каждый получал только новую для себя информацию.

  • Инвестиции: проект привлёк $5,7 млн в девяти раундах.
  • Старт: декабрь 2011 года.
  • Закрытие: июнь 2015 года.
  • Срок жизни: 3 года и 7 месяцев.
  • Причина: Как сказал один из основателей проекта, Алекс Кантровиц, «мы пытались сделать что-то очень непохожее, брали на себя огромные риски, сделали продукт, который заполнил целую новую нишу. Мы наслаждались каждым моментом, пока не закончились деньги — и мы не провалились». Другой сооснователь, Мэтт Гэллиген, написал прощальное письмо всем пользователям на Medium.

Смелый эксперимент, который в корне перевернул наше представление о новостных сайтах и заставил удивляться: «почему никто раньше так не сделал?». Проект Circa был приключением, но так и не смог стать бизнесом.

И так далее

Мы рассмотрели только самые заметные стартапы, которые закрылись в 2015 года или в конце прошлого года. Но вспомните, сколько их полегло в 2014 году — тот же Twitpic, один из самых популярных фотохостингов, был вынужден закрыться под давлением Twitter прошлой осенью.

А сколько закрытий масштабом поменьше осталось без внимания?

  • Critica, сборщик отзывов для веб-сайтов, закрыт в марте 2015 года из-за проблем с финансированием.
  • orat.io, плагин для проведения пользовательского голосования, закрыт в апреле 2015 года.
  • Cusoy, сервис для поиска ресторанов для аллергиков, закрыт в январе 2015 года — не удалось добиться устойчивости бизнеса.
  • College Inside View, сервис, позволяющий университетам и колледжам собирать отзывы студентов, закрыт в феврале 2015 года просто из-за того, что не получил нужной заинтересованности.
  • И так далее.

Заключение

По данным CB Insights, большинство технологических стартапов умирают спустя примерно 20 месяцев с последнего раунда финансирования, и когда сумма инвестиций переваливает за $1,3 млн.

В целом среди наиболее популярных причин провала можно назвать:

  1. Недостаток управленческого опыта у основателей. Очень много авторов громких стартапов после их закрытия скромно признаются в этом в своей колонке на Medium.
  2. Прямое давление со стороны «больших» конкурентов. Как это было в случае с Grooveshark или, например, Twitpic.
  3. Сильная зависимость от сторонних сервисов. Так «Яндекс» работал над сервисом, который рекомендовал заведения и новости, исходя из действий друзей в Facebook. Проект пришлось свернуть, когда социальная сеть закрыла API (к слову, API Facebook — взрывоопасная штука, разработчики то и дело его меняют).
  4. Смежная или одинаковая аудитория с уже популярными сервисами. До того же Secret уже был Whisper, а до FOBO был eBay. В то же время новый сервис не предлагал ничего радикально нового. У «ВКонтакте» получилось заработать популярность во многом благодаря низкой популярности Facebook среди российской молодежи в начале 2000-х годов.

Иногда кажется, что новый стартап появляется только затем, чтобы потом стать статьей на Medium с излияниями автора. Конечно, где-то посередине затерялось важное звено — инвестиции и ожидания инвесторов.

Рейтинг популярных причин, по которым стартапы терпят крах, одни и те же год от года: не заинтересовали инвестора, не было стабильной опытной команды, не было управленческого опыта, не провели анализ целевого потребителя. Казалось бы, это же стартап, подготовься к нему как подобает.

Почему-то есть чувство, что среди тех самых «признаков стартапа на миллиард», которыми кормят нас нишевые СМИ, стартаперы вычленяют только «прорывная безумная идея», «будь одной ногой в будущем» и прочие радикально-воодушевляющие вещи.

Понятно, что думать о стабильности разработки, бизнес-модели и финансовой устойчивости как-то сильно скучнее. Но о чём думает человек, который хочет создать конкуренцию WhatsАpp, просто проводя бренд-репозиционирование своей версии мессенджера и добавляя совсем чуть функциональных отличий? Пусть это будет WhatsApp для бизнес-коммуникаций? Ну-ну.

Вот и имеем, что имеем. Хотя, конечно, это не ко всем относится. Желаем новичкам в области технологического предпринимательства взвешивать каждое решение.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

#Колонка #кладбище #гроб_гроб_кладбище #secret #Circa #кладбище_стартапов #смерть_стартапа #allmyapps #clinkle #grooveshark #FOBO #студия_михаила_кечинова

Статьи по теме
Смерть стартапа: Как я выпустил аналог Foursquare в день его запуска
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления