{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u0438\u043d\u0434\u0438\u044f","dst_global","\u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435_\u0440\u044b\u043d\u043a\u0438","\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430_\u0432_\u0438\u043d\u0434\u0438\u0438","rushydro"], "comments": 19, "likes": 13, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "9574", "is_wide": "1" }
Daria Khokhlova
4 574

Технологическая среда Индии: Громкие стартапы, крупные инвесторы и аспекты ведения бизнеса

Редакция ЦП выяснила, как устроена стартап-экосистема Индии — одной из самых быстроразвивающихся стран мира в технологическом плане. Узнали о самых заметных стартапах, иностранных инвесторах и некоторых аспектах ведения бизнеса в Индии.

Индийский ИТ-рынок — один из самых быстрорастущих в мире. По количеству пользователей интернета Индия занимает третье место в мире. При этом проникновение интернета в стране составляет 20% — и есть большой потенциал для дальнейшего роста.

Кроме того, Индия — это четвёртая страна в мире по количеству технологических стартапов. По оценкам экспертов, их число к 2020 году может вырасти до 11500 — тогда как к концу 2014 года этот показатель составлял 3100 стартапов.

Стартапы в Индии

Несколько наиболее интересных индийских стартапов по версии индийского предпринимателя Гаурава Сикка:

1. Housing.com

Стартап по поиску недвижимости, который, по словам Сикка, за два года существования успел опередить по популярности всех своих конкурентов в Индии. По данным аналитического сервиса Similarweb, веб-сайт проекта занимает 176 место по посещаемости в стране, при этом в глобальном рейтинге посещаемости в своей категории (поиск недвижимости) проект занимает 34 место.

Общая сумма привлечённых стартапом инвестиций — $139,5 млн. В июне 2015 года стартап приобрёл компанию Realty Business Intelligence — по приблизительным оценкам, сумма сделки составила от $2 млн до $4 млн. Realty Business Intelligence занимается разработкой платформы, которая вычисляет тренды на рынке недвижимости и применяет их на практике для управления рисками.

Среди инвесторов проекта — SoftBank, Qualcomm Ventures и другие фонды.

По мнению Сикка, одной из основных причин успеха Housing.com является умение руководства подбирать хорошие кадры — наравне с акцентом на аналитику и глубокое изучение рынка недвижимости.

2. Zivame

Zivame — сервис по продаже женского нижнего белья. Рича Кар, исполнительный директор компании, отмечает дефицит традиционных магазинов нижнего белья в Индии — по её мнению, из-за уклада жизни в стране в магазинах нет большого разнообразия моделей и размеров. Да и в целом, общество не поощряет распространение подобных бизнесов. Но онлайн-магазин пользуется популярностью.

Общая сумма привлечённых стартапом средств — $9 млн.

3. AdPushup

Проект, который помогает владельцам сайтов оптимизировать рекламу на своих ресурсах. Привлёк $632 тысячи от 14 инвесторов в посевном раунде.

4. Paytm

Ведущий поставщик платёжных решений для мобильных ecommerce-платформ в Индии. Стартап обслуживает более 80 миллионов покупателей и более 15 миллионов заказов в месяц. Его используют практически все крупнейшие проекты — включая, например, Uber.

Общая сумма привлечённых стартапом инвестиций составляет $200 млн.

5. Redbus

Самый популярный в Индии сервис для бронирования мест в автобусах дальнего следования. В июне 2013 года проект был выкуплен организацией ibiboGroup. Сумма инвестиций в сервис составила $8,3 млн.

6. InMobi

Мобильная рекламная платформа, которая анализирует поведение пользователей и на его основе предлагает ему рекламные объявления. По словам Сикка, количество клиентов проекта растёт экспоненциально — и вскоре стартап может пошатнуть позиции таких гигантов, как Apple и Facebook, на индийском рынке.

Это, как отмечает Сикка, лишь малая часть индийских стартапов, которые делают большие успехи на рынке. Проектов, достойных внимания, на самом деле в разы больше — этот набор лишь отражают общую ситуацию в стране.

Есть ещё множество отраслей, в которых работают и развиваются молодые проекты. Яркий пример — сервис по доставке чайных листьев с плантаций Chaayos. Помимо продажи листьев и собственноручно изготовленных уникальных чайных смесей, молодая компания также занимается разработкой специальных чайников для заварки напитка, которые могут сохранять жидкость горячей в течение полутора часов.

Первый инвестиционный раунд Chaayos закрыл, не позиционируя компанию как технологический стартап. Однако во втором раунде (на общую сумму в $5 млн) в 2015 году уже поучаствовали несколько венчурных инвесторов — в том числе, фонд Tiger Global, в портфеле которого такие проекты, как Wikimart, Flipkart и другие, а также основатели индийского конкурента Uber — такси-сервиса Ola.

Привлечённые инвестиции стартап планирует потратить на расширение сети офлайн-точек выдачи товара. Создатели проекта откроют более 50 новых пунктов в крупнейших городах Индии. Кроме того, часть денег пойдёт на развитие сервиса и мобильного приложения, а также на совершенствование системы доставки заказов.

Chaayos планирует расширить своё офлайн-присутствие и другими способами — недавно проект заключил партнёрство с несколькими розничными сетями.

Другой известный индийский проект — сервис по заказу поездок Ola, основной конкурент Uber в стране. Ola предлагает пользователям поездки на обычных автомобилях, авторикшах, а также занимается доставкой еды и кофе.

В апреле 2015 года Ola объявила о привлечении $400 млн инвестиций. Лидером раунда выступил фонд Юрия Мильнера DST Global. В нём также поучаствовали SoftBank, Tiger Global и другие фонды. $100 млн из этой суммы Ola планирует потратить на развитие и масштабирование приобретённого в марте 2015 года сервиса TaxiForSure.

Роман Зорабянц, председатель совета директоров российской компании RusHydro International, недавно заключивашей контракт с индийской корпорацией NEEPCO на проектирование второй очереди самой большой ГЭС в Индии, изучив рынок страны, пришёл к выводу, что одной из наиболее перспективных отраслей для запуска собственной компании в Индии являются именно информационные технологии — наряду с такими сферами, как фармацевтика, сельское хозяйство, строительство объектов инфраструктуры и атомная энергетика.

Исходя из нашего опыта, можем с уверенностью сказать, что на сегодняшний момент Индия является одной из наиболее динамично развивающихся мировых экономик, отличается устойчивым экономическим ростом, сильным банковским сектором, надежной и прозрачной финансовой системой и политической стабильностью, а покупательская способность её населения делает Индию крайне привлекательной для компаний, стремящихся выйти на новые рынки.

И всё это работает как единый отлаженный механизм, несмотря на дефицит инфраструктуры, нехватку специалистов, бюрократические сложности и особенности менталитета и психологии.

Иностранные инвестиции

По мнению Сикка, рост интереса иностранных инвесторов к Индии обусловлен, прежде всего, быстрым ростом мобильного рынка страны.

Среди иностранных фондов, финансирующих индийские стартапы, Сикка выделяет несколько наиболее активных:

  • Tiger Global Management. Самый крупный иностранный инвестор в Индии — только в 2015 году этот фонд 18 раз поучаствовал в инвестиционных раундах индийских стартапов (всего в 2015 году фонд сделал 26 вложений). В 2014 году общая сумма средств, вложенных фондом в проекты из Индии, составила $422 млн.
  • Ещё один «топовый» иностранный инвестор в Индии — Юрий Мильнер и его фонд DST Global. По данным The Next Web, в 2014 году Мильнер вложил в индийские стартапы $352 млн.
  • Японский телеком-гигант SoftBank в 2014 году вложил $282 млн.
  • Известный американский фонд Sequoia Capital за первые четыре месяца 2015 года заключил в Индии 14 сделок на общую сумму в $208 млн.
  • Кроме того, индийские стартапы есть в портфеле таких фондов, как Nexus Venture Partners, Accel Partners и 500 Startups.

Подробный список из 47 инвесторов, финансирующих индийские стартапы, в конце 2014 года составило издание Inc42. В него вошли как локальные, так и глобальные фонды, заинтересованные во вложении своих средств в развивающуюся экономику Индии.

Больше всего инвестиций, по данным The Next Web, приходится на стартапы из Бангалора (который вошёл в рейтинг 20 лучших стартап-хабов планеты по версии исследовательской компании Compass):

Наиболее интересная для инвесторов сфера — ecommerce.

Сикка также обращает внимание на количество стартапов, попавших под слияние или поглощение другой крупной компанией. В 2014 году таких проектов насчитывалось 43 — за первую половину 2015 года их набралось уже 41.

По мнению Сикка, эта тенденция отражает то, что в Индии есть не только хорошие идеи, но и хорошие разработчики. Процедура слияния и поглощения (M&A) обычно подразумевает, что покупатель хочет сохранить команду, а не просто выкупить технологии.

Как полагает Сикка, высокая активность мировых гигантов в Индии, и, в частности, многочисленные поглощения, говорят о том, что ИТ-компаниям интересен индийский рынок. Они хотят захватить его часть, пока он не сформировался окончательно. В то же время, всё больше международных проектов открывают акселераторы в Индии и инвестируют собственные средства в развитие предпринимательской экосистемы.

Особенности ведения бизнеса в Индии

Одной из основных сложностей при выходе на рынок Индии для иностранных стартапов может стать государственное регулирование отрасли. Как отмечает Зорабянц, «одна из главных особенностей ведения бизнеса в Индии заключается в том, что для страны характерна сильная децентрализация политической системы. Начиная бизнес в каждом конкретном штате, нужно иметь чёткое представление о его "весе" и наличии проблем во взаимоотношениях с центром».

Здесь остро чувствуется важность правильно выстроенной модели взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами. Игнорирование их интересов, потребностей, политических и социокультурных особенностей, в том числе религиозных, может привести к значительным негативным последствиям, к возникновению репутационных и экономических рисков.

Один из сервисов, столкнувшихся с регуляторными проблемами в Индии — стартап по заказу такси Uber. В декабре 2014 года суд Дели запретил деятельность компании на территории Индии в связи с произошедшим из-за изнасилования пассажирки скандалом.

После произошедшего руководство Uber пыталось найти общее решение с властями Индии — поначалу компания несколько недель безуспешно пыталась убедить правительство Индии перенести её деятельность в сферу компетенции «Закона в области информационных технологий» 2000 года. Позже, когда договориться об этом не удалось, руководство Uber стало рассматривать возможность изменения своей бизнес-модели в Индии и создание собственной диспетчерской службы.

В начале июля 2015 года суд Дели снял запрет на выдачу лицензии Uber. По мнению представителей суда, сервису следует постараться привести свою деятельность в соответствие с законом — тогда его заявка на выдачу лицензии может быть рассмотрена властями.

Суд Дели объяснил своё решение тем, что лишать стартапы права на получение лицензии несправедливо — и Uber также должна иметь право на «второй шанс».

Основные конкуренты Uber — Ola и TaxiForSure — также пока не имеют лицензии на осуществление своей деятельности в стране. Их заявки были отклонены правительством Дели в начале июня 2015 года.

Несмотря на отсутствие лицензии, такси-сервис Ola наладил партнёрские отношения с Государственным банком Индии — теперь водители сервиса могут взять специальный кредит в банке, чтобы приобрести автомобиль для работы на Ola. Каждый водитель может выбрать машину по своему желанию, единой нормы для них нет.

Руководство Ola планирует предоставить право на участие в этой программе 100 тысячам водителей сервиса в течение двух лет.

Инвестиции правительства в стартапы

В 2014 году власти Индии организовали собственный инвестиционный фонд для финансирования стартапов. При этом его объём в два раза превысил объём, который предлагали сами индийские предприниматели, — и составил $1,6 млрд (против $830 млн).

Просьба стартаперов была выполнена правительством через две недели после официальных переговоров между организацией iSPIRT, представляющей интересы представителей ИТ-индустрии в Индии, и непостредственно властями.

Поддержка молодых компаний на средства фонда осуществляется как с помощью инвестиций, так и посредством выдачи льготных кредитов.

Регистрация собственной компании

Регистрация собственной компании в Индии осуществляется в соответствии с законом «О компаниях». Она может понадобиться, например, проектам, собирающимся участвовать в различных тендерах от других индийских организаций. Процесс регистрации для ЦП описал Роман Зорабянц:

Для участия в тендере на проектирование второй очереди ГЭС мы создали RusHydro International India. На первый взгляд, процесс кажется простым, а примерный алгоритм можно описать следующим образом.

Регистрация осуществляется в соответствии с законом «О компаниях» от 1956 года, и его действие распространяется на все штаты. Сначала нужно изучить перечень требований и существующих условий, после чего по интернету получить DIN — идентификационный номер директора, обратиться в регистрирующий орган за подтверждением названия компании, подготовить и подать необходимый пакет документов, включающий, среди прочего, заверенные копии уставных документов (Memorandum of Association и Articles of Association).

После этого следует зарегистрировать юридический адрес, оплатить регистрационную пошлину, подать форму в Резервный Банк Индии и получить регистрационный номер компании в налоговой службе.

Регистрация компании в Индии завершается выдачей свидетельства, разрешающего ведение хозяйственной деятельности компании.

Но дьявол кроется в деталях. Многочисленные факторы, такие как планируемый вид деятельности, привлечение или непривлечение индийских партнеров и так далее вносят существенную корректировку и влияют как на выбор правовой формы (и, как следствие, необходимость детального изучения налоговых вопросов), так и на процедуру регистрации в целом — и сроки её реализации в частности.

DIN — Director Indentification Number — специальная идентификационная карта, которую, по словам Зорабянца, обязан получить каждый директор компании в Индии: «Подписывая документы, директор всегда указывает этот номер рядом со своей подписью. В стране создана специальная база данных для отслеживания деятельности руководителей: так государство борется с недобросовестными главами компаний, которые собирают большие инвестиции, а потом исчезают».

Другие особенности

Среди других особенностей ведения бизнеса в Индии Зорабянц отмечает длительность ведения любых переговоров и нежеление предпринимателей принимать конкретные решения: «Первая встреча — обычно всегда непродолжительная. Детально вопросы обсуждаются несколько недель, а то и месяцев, и могут не ограничиться двумя-тремя раундами переговоров».

Своя специфика есть и в финансовых вопросах: «Со счета иностранного банка нельзя заплатить налоги — необходимо обязательно открыть счёт в одном из госбанков Индии. Ещё один момент, требующий дополнительных затрат на бухгалтерию: налоговый год в Индии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Это значит, что мы вынуждены постоянно жить в двух форматах — российском (европейском) и индийском. И когда, допустим, нам необходимо получить отчетность за первый квартал, в Индии закрывают год — для бухгалтерии это самая горячая пора».

#новость #стартапы #бизнес #индия #dst_global #другие_рынки #ведение_бизнеса_в_индии #rushydro

Статьи по теме
Другие рынки: 20 самых популярных сайтов и приложений Индии
Почему мобильным разработчикам стоит обратить внимание на Индию
Flipkart, Zomato и ещё 5 индийских ИТ-компаний, за которыми стоит следить
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]