Результаты PISA 2018 вновь подтвердили лидирующее место Финляндии в сфере образования

6ого декабря были опубликованы PISA 2018 и снова подтвердили лидирующее место Финляндии в сфере образования.

Чтобы стабильно удерживать позиции, нужно быть готовым к постоянным переменам. Как же справляется с этим Финляндия из года в год в век цифровых технологий?

прочитать подробнее про тестирование PISA можно здесь

В поиске ответа на этот вопрос, мы отправились в снежный город Тампере, вместе с экспертами в области цифровых технологий из компании DIGIS и их партнерами — работниками сферы образования из разных точек России.

Цифровизация образования совершенно определенно ощущается здесь, классы оснащены интерактивными панелями, у каждого ученика есть персональный компьютер, учителя вовсю пользуются образовательными приложениями и платформами. Начиная со средней школы идет развитие навыков программирования, в одну из основных компетенций учебного плана включили цифровую грамотность.

Говоря об использовании ИКТ финскими педагогами, невозможно говорить только об этом. Нельзя не обратить внимание на их подход к обучению, методикам, на организацию учебного процесса, образовательные реформы и профессиональную подготовку будущих учителей. Посмотреть на всю финскую систему в комплексе — такой был двухдневный план.

Исторически финам довольно тяжко пришлось и их путь к независимости дался им нелегко. Отсюда пришла сплоченность народа и умение решать все сообща, поддерживать свое сообщество тщательно его оберегать, работая в команде.

Less is More

Во всем в Финляндии работает принцип Less is more — меньше значит больше. В чем же он проявляется?

· меньше времени для обучения – больше каникул

· меньше домашки – больше свободного времени

· меньше уроков – больше перемен

· меньше тем – больше глубины их прохождения

· меньше тестов – больше процесс их изучения

· меньше контроля – больше доверия

· меньше сидения – больше обучения в движение

Благодаря такому подходу, у студентов любого возраста сохраняется мотивация к учебе, потому что в их жизни есть место для любимых занятий, они не загружены домашней работой, много двигаются (дети очень много занимаются спортом — даже на переменах в школе выбегают на улицу). Все школы дают одинаково высокий уровень образования, здесь нет гонки родителей за лучшую школу, поэтому дети ходят в школу в шаговой доступности от дома и опять же экономится время для семьи, хобби, друзей — всего того, что делает людей счастливее и по мнению финов — эффективнее.

Эмоциональная составляющая тоже очень важна, начиная с дошкольного возраста детей не торопят и не сообщают им "все обо всем", они узнают не больше, чем они должны знать или уметь для своего возраста. Детей в садике не торопят созревать, им дают время «наиграться» и «набегаться», обучают их через игру. При этом любая ситуация для финских работников дошкольного образования обучающая, завязать шнурки или посчитать игрушки на елке или собрать пирамидку, все эти действия что-то да развивают, а значит дети постоянно учатся, но в максимальной естественной среде и сами этого не понимая.

Пространство

Любое пространство также считают обучающим. Все оформляется так, чтобы по дороге в столовую дети повторяли таблицу умножения или химические формулы. Серьёзно, ничего нового фины не придумали, но реализовали это так круто, что смотришь на все это и наглядеться не можешь.

Про пространство финских школ мне как педагогу из России писать особенно больно, но обойти стороной это никак нельзя. Финская школа, финский садик – это место, где хочется физически находиться, отсюда не хочется сбежать в первую минуту прибытия, это светлые просторные классы с панорамными окнами, светлыми или прозрачными стенами, где видны следы учебной жизнедеятельности, дети видят, что они сами могут влиять на оформление пространства и от того ценят и его и любят там находиться.

Пространство очень мобильное, мебель легко передвигается, в зависимости от формы работы на уроке. В спортивном зале школы тоже сразу бросается в глаза транформируемость инвентаря и пространства. Если все спортивное снаряжение убрать, то спортивный зал легко может перевоплотиться в актовый. В садике кровати тоже прячутся в шкафах, чтобы не занимать место просто так, их достают только когда приходит время сна, до этого комната используется для игр и активностей. Но лучше это один раз увидеть, чем много об этом прочитать.

Фокус на средних учениках

Мне показалось очень важным то, что финские педагоги не заостряют внимание на лучших учащихся, не ставят их во главе класса, не уделяют им больше внимания, чем другим. Они объясняют это тем, что мир в основном состоит из «средних умов» и поэтому всем дают время на освоение материала, адаптируя его под нужды и способности учащихся, помогая слабым и, как результат, получают отличное освоение программы всем классом.

Цифровые технологии - просто инструменты для финских педагогов. Можно по-разному ими жонглировать на уроке, в зависимости от того, что планируется развивать. Мы узнали несколько конкретных примеров их использования.
Цифровые технологии - просто инструменты для финских педагогов. Можно по-разному ими жонглировать на уроке, в зависимости от того, что планируется развивать. Мы узнали несколько конкретных примеров их использования.

Приложение для оценки себя Qridi

Финские ученики до последнего минимально получают оценки, а учителя поощряют детей сравнивать себя не с окружающими, а с собой самим. И вот ребенок с детства учится адекватно относится к себе и своим успехам, так как учитель в классе не поощряет конкуренции, а больше помогает ребенку отследить свой внутренний прогресс, осознать свои слабости и также относиться терпимо к успехам и провалам других. Это бесуловно помогает поддерживать доброжелательную атмосферу в классе, ну и все что касается «Positive Pedagogy» тоже проявляется здесь во всей красе!

В этом учителям помогают современные приложения, к примеру отличный пример - приложение помогающее оценивать себя, выдаёт результаты и аналитику.

Уникальная финская разработка, прекрасный способ мотивировать детей сместить фокус с оценки других на оценку себя. Оно пока на финском, шведском, эстонском и английском. Ждем перевода на русский!

3D раскраски

Обратите внимание на приложение QuiverVision.com (3d раскраски).

Приложение позволяет детям почувствовать себя художниками, оформителями, дизайнерами. Это похоже на личное знакомство со своим творением. Раскрашивание способствует развитию:

• мелкой моторики;

• снижает стресс;

• обеспечивает творческое самовыражение.

Так же данное приложение является отличным инструментом для развития навыков по различным темам.

В программе доступно большое количество страниц раскрасок (платных и бесплатных):

- Транспорт: поезд, самолет, автомобили пожарная машина;

- Праздники: Новый год, Пасха, день святого Валентина, Хэллоуин;

- Космос: ракета, луна;

Почитайте подробнее

Kahoot, Quizzez, socreative

Интерактивные тесты и викторины очень популярны среди учителей, мы попали на урок английского, где учитель запустила на интерактивной панели интерактивный учебник, там же они проверила домашнюю работу во фронтальном режиме, послушали аудирование и в итоге повторили слова, присоединившись к игре в Quizzez.

3D bear

3DBear - это инновационное учебное приложение, которое позволяет пользователям создавать сцены дополненной реальности с использованием виртуальных 3D-моделей и их окружения. Это позволяет адаптивным преподавателям использовать различный контент на любом уровне обучения и на любом предмете, используя дополненную реальность, 3D-печать и навыки 21-го века.

Ekapeli

Ekapeli - это цифровая обучающая игра для обучения базовым навыкам чтения. Ekapeli-Matikka - похожая игра, но она обучает базовым навыкам счета. Игры были разработаны в сотрудничестве с Университетом Ювяскюля и Институтом Ниило Мяки. Игры предназначены для детей, которые считают, что обучение чтению и математике затруднительно в дошкольной или начальной школе.

Играя с Экапели, обучает детей важным базовым навыкам овладения чтением. Ekapeli включает в себя обширные тренировки по соединению букв с соответствующими звуками, а также распознавание больших единиц, таких как слоги, рифмы и слова. Ekapeli-Matikka обучает основам математики, включая сравнения, порядок, числа, суммы, а также арифметику. Обе игры бесплатны для игроков.

Finnish nightmares

Мне еще очень импонирует уважение пространства другого человека. В финской школе мы увидели комнату уставшего интроверта. Туда можно ребенку спрятаться, если он устал или хочет побыть наедине с собой.

Результаты PISA 2018 вновь подтвердили лидирующее место Финляндии в сфере образования

Про холодность и сдержанность северных народов ходят легенды. Они любят проводить время с собой, с трудом открываются людям и вообще редко говорят о своих чувствах и это - другая сторона этой медали.

Рецепт успеха финского образования

Вся эта прекрасная финская образовательная реальность не может не удивлять. Свободные, расслабленные дети, счастливая атмосфера, жизнерадостные учителя. Люди, совершенно по-другому осознают себя в мире пространстве и обществе.

Что еще важно знать о формировании финской образовательной системы?

  • Реформы об образовании проводят люди, которые имеют педагогическое образование и знают не понаслышке, чего хотят учителя и чего не хватает школе.
  • Поступить в вуз на педагогический непросто, отучиться там еще сложнее, так как все это сопровождается серьезной научной и исследовательской работой.
  • Учитель в Финляндии - уважаемые человек. Это статус, ему доверяют, его любят и ценят.
  • Учитель делает минимальное количество бумажной работы, от него отстали проверяющие органы, он выбирает как по каким учебникам и методикам учить и вообще у него есть свободное время и возможность спланировать рабочее время тоже.

Digital natives, digital immigrants

Финские учителя также испытывают проблемы в освоении технологий, но тем ни менее, как и русские педагоги борются со страхами и открывают для себя новые программы платформы и технологии для обеспечения комфортного образовательного процесса. Последние изменения в финском учебном плане направлены на то, что учитель работает в эпоху постоянных перемен.

Закончу просто ссылкой на статью "Digital natives, digital immigrants", написанную Марком Пренски, писателем и популяризатором технологий обучения и просвещения. Статья о том, что весь парадокс ситуации сегодняшнего образовательного процесса заключается в том, что так называемым "цифровым эмигрантам" приходится учить "коренных жителей цифрового мира". Но так или иначе, как бы они ни старались освоить неродной цифровой язык, остается нечто вроде «акцента» — своеобразные «отголоски прошлого», попытки сочетать новейшие возможности с прежними. Я лично не вижу в этом ничего плохого, хотя, конечно, освоение чужого языка всегда дается с трудом, а освоить успешно цифровой язык и уверенно им пользоваться в классе - дело не из легких!

33
6 комментариев

Вы пишите об образовании, а в заголовке "4ого"... Ого-го! ;)

Ответить

Кирилл, спасибо :) согласна 🙂 

1
Ответить

Клево

Ответить

 меньше сидения – больше обучения в движение

Ответить

Именно так, они говорят что "сидение - второе курение" :)

Ответить

в движении) исправляюсь, благодарю за внимание. но, кажется, внести изменения уже нельзя (

Ответить