«Контур» под парусом

Контуровцы — творцы и искатели. В поисках новых ощущений команда разработчиков отправилась покорять Средиземное море. Опыт наших ребят будет полезен всем, кто любит море и простор. Разработчик из компании «СКБ Контур» Павел Харлов рассказал, как прошло самостоятельное путешествие на яхтах и что ему предшествовало.

«Контур» под парусом

Про мечту

Я давно путешествую самостоятельно на авто и мотоцикле. Была давняя мечта освоить водные средства передвижения. Весной решил получить права IYT на управление парусной яхтой, нашел хорошую школу в Турции.

Рассказал об этом коллегам, подключили друзей — многие захотели участвовать. Так девять человек из «Контура» поехали в Турцию, чтобы научиться ходить под парусом и получить права IYT.

«Контур» под парусом

Пока учились, прошли 200 морских миль, совершили ночной поход при сильном ветре и запланировали до конца года получить опыт самостоятельной аренды яхты.

Обучение шло две недели, за это время нужно было усвоить массу информации: понять, как устроена лодка, разобраться в навигации, научиться переговорам по радио и самое главное — отточить навык швартовки.

Ближе к концу учебы нас настигла непогода: начался сильный ветер, лодку накренило, казалось, под прямым углом. Всю ночь шли по трехметровым волнам, каждый участник нес вахту и следил за курсом.

С парусами во время обучения работали мало. Поэтому летом ходили заниматься на Визовском пруду (Визовский пруд находится в Екатеринбурге, в этом городе расположена штаб-квартира компании «СКБ Контур»). Даже несколько раз поучаствовали в регатах — так и закрыли сезон.

После получения прав IYT я создал сообщество яхтсменов в «Контуре» — «Под парусом», у нас есть ребята из Москвы и Питера. В «Контуре» вообще можно найти единомышленников для любого дела: хоть новый проект или стартап, хоть кругосветка или покорение морей.

Про осенний трип

«Контур» под парусом

В ноябре мы снова решили отправиться в морской трип в уже знакомую Турцию. На этот раз сами арендовали яхты и шли в море без наставника. Планировали идти из марины (стоянка для яхт) Геджека до Мармариса, по пути осматривать все достопримечательности и много практиковаться.

Подготовка длилась около месяца. Сформировали два экипажа: по два шкипера, одному опытному матросу, и еще несколько коллег, у которых было желание учиться дальше. Еще до поездки провели несколько теоретических встреч по устройству яхты и жизни на ней, вспомнили, какие морские узлы нужны и как они вяжутся (самый полезный — булинь!), обсудили детали маршрута и план поездки. Параллельно с этим выбирали лодки, вносили предоплату.

Про судно

Перед поездкой и во время путешествия мы постоянно следили за прогнозом погоды. Метеорологи обещали сильный шторм, поэтому нам нужно было решить, оставаться на месте или быстро перейти в другую марину. На раздумья были сутки, вечером второго дня нас ждали лодки. К этому моменту нам нужно было закупить провизию, распределить ее по судам и подготовиться к выходу в море.

«Контур» под парусом

На следующий день мы пораньше приехали в офис марины, чтобы арендовать яхты. Три часа принимали и оценивали состояние лодок по чек-листам. Нам достались две новые яхты «Джейба» 2019 года и «Оффенбах» 2017-го — обе в очень хорошем состоянии.

Не хотели ничего упустить, поэтому задавали кучу вопросов: как работает навигация, как переключать баки с водой, как управлять динги (маленькая лодка на яхте). Старались разобраться во всех нюансах системы управления и устройства лодок.

Чек-лист, по которому мы принимали яхты
Чек-лист, по которому мы принимали яхты

В офисе марины нам рекомендовали во время непогоды остановиться в порту для яхт, так как он хорошо защищен от ветра. И обратили внимание, что с якорными стоянками на это время нужно повременить. Мы решили пройти 45 морских миль до Мармариса на моторе, там переждать штормовую погоду и дальше идти по маршруту.

«Контур» под парусом

На каждой яхте мы распределили роли: шкипер, кок, уборщик, палубный. Роли менялись ежедневно. Если обычно шкипер один, то в наших командах их было двое, дежурили по очереди (свободный шкипер брал на себя одну из трех других ролей).

Шкипер принимает решения, ставит задачи экипажу и отдает команды. Например, во время плавания на нем вся ответственность и за лодку, и за команду. Кок — готовит еду, накрывает на стол, уборщик — моет посуду после еды и пол в кают-компании, а палубный — следит за чистотой палубы.

На рассвете мы были готовы выходить из марины. В запасе было 10 часов светового дня, да и надвигающийся шторм мотивировал не затягивать со стартом.

«Контур» под парусом

Про нештатные ситуации

До Мармариса дошли гладко, нигде не задерживаясь, даже обедали в движении, успели рассмотреть два безымянных острова. На подходе к Мармарису нужно было выбрать, в какой марине вставать. Первая была дешевле, но дальше от города и менее защищена от ветра. Вторая — Netsel, в центре города рядом с продуктовым. В общем, выбор очевиден, ставимся в центре.

Мы связались с мариной по радиостанции, нам разрешили пришвартоваться, и навстречу выдвинулась моторная лодка с рабочим, который и давал дальнейшие указания. Пока мы ставили лодки, к берегу все ближе подходила туча с яркими вспышками молний.

Как только мы закрепили швартовы — начался ливень. Успели минута в минуту и сильно гордились этим. Ночью был сильный ветер, он проходил через лес мачт с гулом, было не по себе. Яхты заметно покачивало, поэтому мы время от времени затягивали швартовы.

Наша геолокация во время шторма: побережье и прогноз силы ветра в 40–45 узлов (около 23 метров в секунду). Отмечено место, где пережидали непогоду — Мармарис
Наша геолокация во время шторма: побережье и прогноз силы ветра в 40–45 узлов (около 23 метров в секунду). Отмечено место, где пережидали непогоду — Мармарис

Весь следующий день мы посвятили прогулкам по достопримечательностям, музеям и ресторанам. Следили за мощными волнами, которые доходят до набережной Мармариса. Набережную даже частично перекрыли и не пускали туристов.

Одна из таких волн накрыла часть нашей команды — жаловаться было бессмысленно, сушились. А вечером устроили на одной из яхт веселую тусовку с настольными играми.

«Контур» под парусом

Про впечатления

После Мармариса мы взяли курс на одну из красивейших бухт около города Екинчек. Там есть несколько ресторанов с пирсами и буями для бесплатной стоянки, где можно пришвартоваться. А вокруг высокие горы!

«Контур» под парусом
Брутальные турецкие индюки
Брутальные турецкие индюки

Мы пришвартовались у одного из ресторанов. В несезон здесь почти нет людей, поэтому рестораны закрыты. Тем не менее практически сразу появилась пара турков с просьбой оплатить стоянку, мы им заплатили символическую стоимость и отправились на прогулку. Вечером мы отдыхали, купались, плавали на динги и знакомились с местными индюками.

А на следующий день прогулялись 10 километров на вершину скалы, чтобы полюбоваться видом на бухту: встретили несколько пасек, горных козлов, видели, как местные собирают урожай оливок.

«Контур» под парусом
На маленькой шлюпке — динги — плавали на разведку
На маленькой шлюпке — динги — плавали на разведку

Была еще одна бухта по пути в Екинчек, которая охраняется военными, вход в нее запрещен. Вокруг ходят патрульные военные корабли и зависают над водой вертолеты. Карты этих мест говорят, что на дне множество затонувших кораблей — результаты боевых учений.

«Контур» под парусом
«Контур» под парусом

Также была одна якорная стоянка, к которой мы тщательно готовились. Опасность при якорной стоянке может быть в том, что вся команда будет спать и при срыве якоря яхта начнет дрейфовать. Если это происходит недалеко от берега, то все может закончиться печально.

«Контур» под парусом

«Джейба» встала на один якорь, и среди всех членов экипажа распределили дежурство по два часа на всю ночь. «Оффенбах» поставили на два якоря, и я дежурил до двух ночи, убедился по записываемому треку, что лодку переставляет только в пределах допустимой области, якорь держит и нас никуда не сносит.

Часто навигационная система в яхтах поддерживает возможность оповещения, если яхта сдвигается на максимальное количество заданных метров. В таком случае раздается сигнал, и нужно быть готовым предпринимать меры. Мы активно пользовались этой возможностью оповещения.

Трек ночной стоянки на якоре, записанный с помощью приложения Navionics. Этим приложением мы пользовались для того, чтобы строить маршруты, записывать трек, измерять глубину, искать места для стоянки
Трек ночной стоянки на якоре, записанный с помощью приложения Navionics. Этим приложением мы пользовались для того, чтобы строить маршруты, записывать трек, измерять глубину, искать места для стоянки

У нас оставалось время еще на один город, решили идти в Фетхие, чтобы заодно заправить баки с водой и подзарядить аккумуляторы. Марина Фетхие отличается тем, что стоимость рассчитывается в зависимости от размеров лодки.

«Контур» под парусом

В городе в пешей доступности основные достопримечательности. В первый же вечер мы прогулялись по дороге, с которой открывается отличный вид на ночной город, забрались на разрушенный замок.

«Контур» под парусом

Посмотрели на Ликийские гробницы. А так как было уже поздно, музеи были закрыты, и мы посетили их уже утром следующего дня.

«Контур» под парусом

Так незаметно пролетела неделя путешествия, яхты мы сдали очень быстро. Оставались еще сутки, в течение которых мы ходили по ресторанам, закупались сувенирами, отправляли открытки, пили гранатовый сок, ели пахлаву, а оказавшись у берега посматривали на яхты в море...

«Контур» под парусом
Наша дружная команда
Наша дружная команда

Яхта — это еще одно средство передвижения, которое помогает беспрепятственно изучать мир и общаться с хорошими людьми по всей планете. Поэтому в будущем году мы снова отправимся в путешествие. Пока не знаем куда, но уверены, что оно будет таким же ярким и полезным!

1414
6 комментариев

Паша, какие вы молодцы!!! Спасибо за подробный отчет и шикарные фотки!!!
Контур, так держать!!!)))

1
Ответить

Здорово походили под парусом, спасибо за статью

Ответить

А сколько стоил курс обучения управления яхтой?
Сколько длился?
Вы теперь можете управлять яхтами с удалением от берега на сколько морских миль?

Ответить

Вдохновили. Фаворчу

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Otto, курс стоит до 1000 евро, длится 2 недели.
Юлия, необходимо обговаривать с арендодателем индивидуально.

Ответить