Как не потерять деньги и не лишиться бизнеса при выходе на зарубежный рынок

Рекомендации о выборе банка и платежной системы, юридической экспертизе и защите от онлайн-мошенничества.

Материал подготовлен при поддержке Maxpay

Если компания выходит на международный рынок, она должна быть готова без проблем принимать деньги от зарубежных клиентов. Для этого нужен счет в заграничном банке. Законодательство не запрещает российским компаниям открывать счета за границей, но зарубежные банки иногда неохотно сотрудничают с компаниями, зарегистрированными в России. 

На vc.ru — материал о том, с чего начать освоение зарубежных рынков, как избежать самых распространенных ошибок и защититься от мошенников.

Flickr/Jorge Láscar CC BY 2.0

Maxpay помогает компаниям, торгующим через интернет, осваивать новые рынки и принимать платежи со всего мира. Сервис детально изучает бизнес клиента и подбирает для него наиболее подходящее платежное решение. Затем готовит все документы для регистрации компании в нужной стране, помогает открыть счет в банке для приема электронных платежей, подключает к сайту платежные системы и защищает бизнес клиента от мошеннических операций.

Как выйти на зарубежные рынки​

Допустим, владелец интернет-магазина или другого электронного бизнеса решил развиваться и выйти на зарубежные рынки. Для того, чтобы принимать деньги от иностранных клиентов, нужно открыть счет в зарубежном банке и подключить сайт к платежным системам. Поэтому первым делом предпринимателю стоит найти подходящий банк, который работает с ecommerce, то есть с бизнесом, который продает товары и услуги через интернет.

Многие подбирают банк по тарифам и открывают счет там, где меньше комиссия, но делать так не стоит: сначала нужно изучить требования банка. Дело в том, что банк может не обслуживать высокорисковый электронный бизнес: форекс, сайты знакомств, аукционы, игровые площадки и тех, кто продает товары и услуги по подписке. Если не учесть этот момент, банк может заблокировать счет и поставить бизнес под угрозу.

Чаще всего предприниматели из России и стран СНГ открывают счета в банках Латвии и Кипра, но банки этих стран к клиентам из СНГ относятся настороженно, подозревая их в «отмывании» денег. ​

Банки начинают детальную проверку, которая часто затягивается по времени. Хорошее решение в этой ситуации — открыть счет в финансовом учреждении, у которого есть лицензия на проведение платежей и эмиссию электронных денег. Такие учреждения не являются банками, но имеют право обслуживать мерчант-счета клиентов.

Предприниматель может обратиться к компании, которая откроет счет в иностранном банке через фирму-посредника, но в этом случае придется уведомить об открытии счета налоговую и каждый квартал предоставлять информацию о движении денег по счету с нотариально заверенными подтверждающими документами. Поэтому чаще всего предприниматель регистрирует дочернюю компанию за рубежом.

Идеально, если банк-эквайер, принимающий платежи от клиентов, и банк-эмитент, чьими картами расплачиваются покупатели, находятся в одной стране. Это помогает повысить конверсию заказов за счет снижения процента отмененных транзакций и поддержки популярных в стране способов оплаты. Но окончательный выбор страны для регистрации компании зависит от вида бизнеса, геоструктуры трафика платежей, маркетинговой стратегии и особенностей законодательства и налогообложения.

Какие проблемы могут возникнуть

Обычно предприниматели обращаются в юридическую компанию, чтобы та помогла им подготовить необходимые документы для регистрации компании и открытия счета. Если юридическая компания работает добросовестно, то она сначала изучит бизнес клиента, определит, в каком банке лучше всего открыть мерчант-счет, на который будут поступать электронные платежи. Затем изучит банковские требования для открытия счета и только потом подберет страну, в которой выгоднее всего зарегистрировать компанию.

Но бывает по-разному. Иногда юридические компании не вникают в особенности электронного бизнеса клиента и работают по шаблону: регистрируют компанию в удобной для себя стране и открывают счет в банке у знакомого менеджера. Бывает, что компания готовит неполный пакет документов, из-за чего предприниматель рискует потерять деньги и лишиться бизнеса.

В своей практике мы часто сталкивались с ситуацией, когда за услуги регистрации компании за рубежом и открытие счета клиенты переплачивали в 5—6 раз. У нас был клиент, который заплатил за открытие счета $20 тысяч, хотя нужный ему счет можно было открыть за $3 тысячи.

Еще один случай, когда клиент обратился в юридическую компанию, чтобы ему подготовили нужные документы для регистрации компании за рубежом и помогли открыть счет в банке. Юридическая компания не смогла оформить необходимые документы и счет в банке открыла с ошибками. Из-за того, что клиент не задекларировал вид своей деятельности, у него возникли проблемы со службой финмониторинга банка. Банк проверил, на основании чего клиенту приходили деньги, и заблокировал счет, потому что не работает с электронным бизнесом.

Мы переделали весь пакет документов, зарегистрировали компанию в офшорной стране, оформили счет в банке и подключили платежные системы.

Артем Тимошенко, CEO Maxpay

Работу юридической компании можно проверить. Первым делом нужно попросить её предоставить полный перечень документов, которые нужны для регистрации компании и оформления счета в банке. Обычно для регистрации компании нужны два главных документа: устав и сертификат инкорпорации, заверенные у нотариуса. Но у каждой страны свои требования, поэтому список документов может быть разным.

После того, как компания откроет счёт предпринимателя (мерчанта), нужно попросить у банка выписку KYС (Know Your Customer), в которой будет указана вся имеющаяся информация о мерчанте.  

Как выбрать платежную систему

Выбор платежной системы зависит от предпочтений покупателей. Например, в Европе и США популярна оплата с банковских карт и PayPal, в Африке люди чаще всего платят при помощи мобильных телефонов, а в Азии и Латинской Америке используют электронные кошельки.

В первую очередь нужно смотреть, работает ли платежная система с нерезидентами или обслуживает только компании, зарегистрированные в определенной стране.

Если у мерчанта торговая площадка (маркетплейс) или агрегатор платежей, надо проверить, поддерживает ли платежная система массовые платежи. Если же мерчант помесячно продает доступ к продукту, нужно узнать, проводит ли сервис регулярные платежи по подписке.

Хорошо, если платежная система позволяет настроить дизайн страницы платежа, чтобы он не отличался от общего стиля сайта. Если страница платежа и стиль оформления сайта сильно отличаются, это может отпугнуть покупателя.

Также нужно обратить внимание на работу техподдержки: важно, чтобы она была круглосуточной и быстро отвечала.

Как защититься от мошеннических операций

Когда мерчант начинает принимать платежи, он сталкивается с фродом — мошенническими операциями. Мошенники воруют данные чужих платежных карт и оплачивают ими покупки. Если владелец карты заметит, что с его счета списали деньги за покупку, которую он не совершал, он обратится в свой банк и попросит отменить платеж. Такая операция называется чарджбэком. 

Банк проведёт расследование, и если операция была мошеннической, вернёт деньги держателю карты. В итоге страдает мерчант: он продал товар, оказал услугу, но денег не получил. Если количество мошеннических операций достигнет 1% от общего количества всех платежей у Visa и 1,5% у MasterCard, мерчанта могут оштрафовать и даже закрыть счет. Штрафы немаленькие — от $5 тысяч до $200 тысяч.

Чтобы защитить себя от мошеннических операций, приходится проверять надежность покупателя еще до совершения оплаты. Например, при помощи 3D-secure и системы антифрода.

С 3D-secure всё понятно: банк присылает SMS на телефон, привязанный к карточке, и просит подтвердить платеж. Это защищает продавца от мошенников, которые пытаются оплатить покупку украденной картой, но значительно снижает конверсию: не все банки и карты поддерживают 3D-secure и не все покупатели привязывают к карте свой номер телефона. К тому же опытные мошенники могут обойти 3D-secure и перехватить SMS.

Антифрод — это сервис, который при помощи алгоритмов защищает продавца от мошеннических операций. Для более точной оценки риска Maxpay разработал систему проверки Covery, которая использует собственную аналитику, машинное обучение и загруженные в систему наработки мерчанта. Таким образом антифрод-защита настраивается под каждого мерчанта.

В отличие от стандартных антифрод-систем, Covery собирает информацию о каждом покупателе еще на стадии его регистрации на сайте. К тому моменту, когда покупатель нажмет кнопку «оплатить», Covery уже проанализировал его действия и проверил данные покупателя по глобальной базе онлайн-мошенников. Если покупатель вызовет подозрения, Covery заблокирует транзакцию.

Covery использует Events API и Decision API, в то время как другие системы — только Decision API. Events API собирает и анализирует даже ту информацию, которая не связана напрямую с регистрацией на сайте и оплатой. Это помогает уже на стадии транзакции принять более точное решение. Decision API — более простая модель анализа, которая анализирует те данные, которые покупатель предоставил для регистрации и платежа.

Каждый мерчант может настроить Covery под себя: загрузить в базу наработки своих аналитиков и добавить к стандартным сценариям анализа собственные правила. Например, он может создать правило со следующими условиями: если интернет-магазин находится в Германии, карта выпущена в США, а плательщик сейчас в Китае, тогда транзакция получит то количество баллов, которое заранее определил аналитик.

Баллы, полученные по всем сработавшим на транзакцию правилам, суммируются. Чем меньше баллов, тем надежнее транзакция. В зависимости от суммы набранных баллов транзакция может быть автоматически отклонена, направлена на дополнительную ручную проверку или автоматически проведена.

Уже сейчас Covery проверяет 5 млн транзакций ежедневно, и это не предел. На проверку одной транзакции уходит 0,5 сек.

Антифрод нужен не всем. Всё зависит от размера компании, вида продукта и методов оплат. Если компания делает столы и стулья и принимает оплату от юридических лиц банковским переводом, вероятность фрода очень мала — защищаться не от кого.

Если компания торгует виртуальными товарами (подпиской, билетами, приложениями), но платежи принимает внутри своей страны, можно ограничиться антифрод-решениями платежной системы.

Компаниям, которые принимают оплату из разных стран, понадобится более серьезная защита вроде Covery и подобных антифрод-систем.

В 90% случаев вся ответственность за фрод и чарджбэки перекладывается на мерчанта.

Даже если у компании высокие обороты, но она не контролирует риски, для нее это может обернуться миллионными убытками в результате мошенничества как со стороны плательщика, так и со стороны b2b-партнеров.​

Павел Гнатенко, Head of Risk Maxpay

Еще раз о том, что нужно знать предпринимателю

1. Выбирая банк, нужно изучить его требования к клиенту. Тарифы и комиссия — не самое главное. Другой вариант: выбрать финансовое учреждение с лицензией на проведение платежей и эмиссию электронных денег.

2. Обращаясь за юридической экспертизой, необходимо убедиться в том, что компания оказывает качественные услуги и не работает «по шаблону». Проверять работу юристов можно и нужно.

3. Выбирая платежную систему, стоит учесть особенности региона и вид бизнеса. Также имеет значение техническая «гибкость» системы: можно ли настроить дизайн страницы платежа, всегда ли доступна техническая поддержка.

4. Принимая платежи, нужно уметь защититься от мошенников. В противном случае можно «прогореть» на одних только штрафах. Антифрод-сервисы анализируют покупателей и помогают избежать неприятностей.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Kaverin

Про антифрод хотелось бы прочесть отдельную подробную статью, потому что это реальная проблема. Системы совершенствуются, но и мошенники становятся хитрее.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

про латышей, "подозрительно" относящимся к Рф деньгам - это смешно.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Chernysh

С high risk бизнесом проще сразу идти в процессинговую компанию. Выходить на банк напрямую сложно, долго и муторно, а если нет истории работы (процессинга и чарджбэков) то и бесполезно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Бондарь

Из личного опыта - надо учитывать и платежные методы, популярные в каждой отдельной стране, и законодательные нормы. Например, если онлайн-казино запрещены в конкретной стране, то принимать оплату с банковских карт будет невозможно, и надо идти через платежные системы.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Savenkov

"Если компания выходит на международный рынок, она должна быть готова без проблем принимать деньги от зарубежных клиентов. Для этого нужен счет в заграничном банке.” ??? – Ребята, вы что, вчера родились? Для того чтобы принимать деньги от зарубежных клиентов, российскому юридическому лицу или ИП достаточно иметь валютный счет в любом российском банке. Чтобы принимать электронные платежи, необходимо лишь подключить услугу интернет-эквайринга от любого отечественного банка, который эту услугу предоставляет.

Ответить
Развернуть ветку
Andreenko Artem
Для того чтобы принимать деньги от зарубежных клиентов, российскому юридическому лицу или ИП достаточно иметь валютный счет в любом российском банке.

- И оформлять паспорт сделки на каждую транзакцию.

Чтобы принимать электронные платежи, необходимо лишь подключить услугу интернет-эквайринга от любого отечественного банка, который эту услугу предоставляет.

- Наши платежки активно блокируют или зарубежные карты, или даже зарубежные ip. Не говоря уже о том, что язык интерфейса можно выбрать не везде.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Savenkov

<И оформлять паспорт сделки на каждую транзакцию.> - Вовсе не на каждую и вовсе не на транзакцию.. Не знаю, как у вас, но в России паспорт сделки заключается только если сумма контракта превышает $50 000. Вы часто заключаете такие сделки? Если не каждый день, то можно и потратить немного времени на оформление паспорта :)
<Наши платежки активно блокируют или зарубежные карты, или даже зарубежные ip.> - "Наши" - это какие? Российские, украинские? Все равно, это не самое главное. Чтобы буржуйский покупатель решился заплатить в российский (украинский) магазин за товар с последующей доставкой, платежная система должна быть с безупречной репутацией, гарантирующая возмещение покупателю убытков в случае обмана со стороны магазина. То есть, это должен быть PayPal, который знают все активные интернет-покупатели.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда