«Один клиент попросил установить батут так, чтобы во дворе можно было посадить второй вертолёт»

Рассказ дилера батутов и детских игровых комплексов о специфике бизнеса, необычных клиентах и особенностях выбора.

Материал подготовлен при поддержке Springfree Trampoline и Rainbow Play Systems

Официальный представитель компаний Rainbow Play Systems и Springfree Trampoline Алексей Смирных с 2011 года занимается продажей и обслуживанием игровых комплексов и батутов.

За шесть лет он продал более двух тысяч батутов и детских игровых комплексов, а также нашел 30 региональных представителей и партнеров в России, Белоруссии, Казахстане, Литве, Латвии и Эстонии.

По словам предпринимателя, этот бизнес возник благодаря его партнеру, который не смог найти безопасный инвентарь для активного отдыха своих детей в России и стал изучать зарубежный опыт.

Как у вас возникла идея начать заниматься батутами?

Алексей Смирных: К батутам мы пришли не сразу. Сперва в 2011 году начали с детских площадок. У меня уже был предпринимательский опыт — мы вдвоем с партнером занимались производством и установкой корпусной мебели — кухонь и шкафов купе в Санкт-Петербурге.

В этом сегменте бешеная конкуренция — только рядом с нашим магазином на одном проспекте было около 50 компаний, которые делали примерно то же самое, что и мы. Наша компания была маленькой капелькой в огромном океане — всего в Санкт-Петербурге корпусной мебелью занимались две-три тысячи компаний.

Это была весьма конкурентная среда с достаточно тяжелой работой и при этом относительно невысокой рентабельностью. Когда люди покупают кухню на заказ, для них это целое событие — покупка года. Принимая работу, они с лупой разглядывали стыки, светили фонариком во все щели. Сейчас вспоминаю, это был ад, но тогда казалось, что так и должно быть.

Если вы молоды и хотите испытать себя на прочность, то не в McDonald's надо идти, а кухни на заказ делать. Посмотрим, сколько продержится человек, если он работает ответственно. Я не жалею, что работал в той сфере — но никому этого не пожелаю.

В 2011 году мой партнер, который с семьей жил в коттедже, решил купить своему подраставшему ребенку детскую площадку. Он предложил мне помочь ему с выбором: мы стали смотреть, что вообще существует на российском рынке. Оказалось, что предложений приемлемого качества немного.

В России большой сегмент рынка составляют детские площадки, которые ставятся во дворах многоквартирных домов, а сегмент «коттеджных» игровых комплексов был раскрыт достаточно вяло.

А в чем различия? И в чем особенности «домашнего» сегмента?

Во-первых, игровой комплекс должен быть безопасным — это главная особенность. Во-вторых, он должен быть «играбелен» и интересен детям. Это не должна быть скучная площадка, на которой не интересно. И в-третьих — дизайн и визуальная составляющая. Во время поисков мы обнаружили, что большинство предложений на рынке — это такие типично советские «железночугунные» варианты.

Но ребенка не обманешь — дети всегда понимают разницу между качественной и некачественной игрушкой. Не получится дать ему неинтересную игрушку и сказать, что она интересная — это точно не прокатит.

А мы искали игровой комплекс, который точно вытянет ребенка из дома, отвлечет от смартфона и компьютера, где ему будет интереснее и он получит удовольствие. Ведь это яркая и развивающая игрушка, которая улучшает вестибюлярный аппарат, ловкость, силу и координацию.

Поскольку в России нам не удалось найти подходящего продукта, мы стали смотреть, что происходит на Западе. Там есть компания — Rainbow Play Systems. Это родоначальник индустрии детских игровых площадок — она их производит уже лет 30.

Если что-то делается долго, то конструкция «вылизывается» — лишние элементы убираются, необходимые — добавляются. Rainbow удалось придумать систему, которая растет вместе с ребенком.

Например, сперва покупается базовая комплектация — домик, горка и качельная балка. Когда ребенок становится старше, покупаются дополнительные элементы — рукоход, мини-скалодром, балкончик-пентхаус. Также можно добавить игровые аксессуары, заменить качели: такой конструктор в духе Lego. Хотя мне это напомнило автомобиль — покупаешь в базовой комплектации и со временем открываешь дополнительные функции.

Ваш партнер заинтересовался Rainbow и купил ее своему ребенку. Что было дальше?

Дальше мы подумали, что наверняка мы не единственные, кто столкнулся с дефицитом хороших игровых систем в России. Плюс накопилась усталость от мебельного бизнеса, от жесткой конкуренции.

Изучив спрос, стали изучать предложение. Оказалось, что в России в сегменте детских площадок работало на тот момент совсем небольшое количество компаний — если мы берем площадки из дерева. Мы увидели нишу и решили заполнить ее качественным продуктом. Связались с Rainbow и предложили им стать официальным дилером их игровых систем в России. Они согласились, и мы стали строить бизнес.

Как выглядит ваша бизнес-модель?

​Это классическое дилерство. Мы привозим, растамаживаем, доставляем на склад, подготавливаем к продаже, обеспечиваем гарантию и сервисное обслуживание. С 2011 года у нас сформировалась большая партнерская сеть — около 30 от Санкт-Петербурга до Владивостока. В некоторых городах у нас свои отделы продаж, доставки и сборки. Где-то все это делают партнеры.

У нашего бизнеса очень хорошая энергетика. Мне очень важно работать там, где я понимаю, что я словно фокусник, который несет радость. Это моя работа — делать людей счастливыми.

80% наших клиентов — это частные лица, 20% — организации. Можно попробовать составить портрет типичного клиента — это люди старше 30 лет, которые очень уверенно стоят на ногах. Чиновники, предприниматели, спортсмены, главы крупных корпораций и банков — даже несколько депутатов Госдумы и люди из Администрации президента. Чаще всего у них в семье 3-4 ребенка, редко бывали случаи, когда мы приезжали в семью, где есть один ребенок.

Или же напротив — «возрастные» клиенты, которым по 50-60 лет. Они покупали подарок для внуков. Как бы то ни было, у них есть общая черта — они думают о своих детях и не хотят, чтобы те развивались однобоко, сидели в интернете. Ну и главное — это люди, у которых есть свой частный дом, и они живут или отдыхают в пригороде крупных городов.

Получается, собственного производства у вас нет. А что если другие предприниматели решат открыть свое и скопируют дизайн, снизив цену?

Аналоги, конечно, появляются, причем 80% берут за основу именно Rainbow. Это естественно, ведь повторить дизайн площадки — не ракету в космос отправить. Но копируют в основном то, что уже перестал выпускать наш производитель. Открывают производство в Китае и делают реплики.

Это как с одеждой — можно купить сумку Louis Vuitton, а можно купить китайский Louis Vuitton. Внешне вроде все выглядит одинаково, но разница большая — и в долговечности и в качестве комплектующих.

Мы ориентируемся на премиальную аудиторию, для которых важнее именно качество. Для нас важно другое — сделать так, чтобы в одном продукте воплотились желания и родителей, и детей.

Иногда родители выбирают красивые, но нефункциональные площадки. А современные дети избалованы информацией, они более мультизадачные что ли. Сейчас в день трехлетний ребенок получает столько информации, сколько в средние века человек не получал за всю жизнь.

Поэтому игровая площадка должна быть максимально оснащенной, чтобы вызывать интерес и не надоедать. Простой площадкой сложно ребенка увлечь надолго.

Также она должна быть безопасной. Если продолжить аналогию с автомобилем — когда вы садитесь за руль, то делаете выбор — садиться за средство повышенной опасности или не садиться. Вот и родители делают выбор — будут их дети играть на площадках, или нет.

Если они не против, среди всех детских площадок есть разная степень безопасности. Конечно, это не самые безопасные в мире места для детей. Но есть более безопасные игровые комплексы, а есть менее безопасные.

Все зависит от того, есть ли ручки в нужных местах, какая ширина ступенек, насколько продумана конструкция. Что касается наших площадок, то я спокоен — их конструкция уже 30 лет разрабатывается, она достаточно продумана.

На что обычно обращают внимание при выборе детской площадки?

Мамы и папы хорошо понимают потребности ребенка. Они видят, как играют дети, что им интересно и могут отобрать подходящие модули — рукоходы, лазалки, веревочные лестницы, крутящиеся колеса.

Также нужно учитывать пол и возраст детей. Кому-то, например, интереснее домик, чтобы можно было играть в «театр» или в «магазин». Кому-то нужно, чтобы он на руках висел, как обезьяна.

Сначала надо понять свои потребности, потом свои возможности — сколько места на участке, где ее можно поставить, какой бюджет. Имея исходные данные уже можно выбирать ту площадку, которая устроит по качеству, по внешнему виду и по функциональности.

Специфика нашего бизнеса заключается в том, что выбирают комплектацию чаще мамы, а договариваются о покупке и оплате — папы. И по большому счету часто покупают то, чего были лишены в детстве. Сейчас у ребенка очень много возможностей, которых у меня, например, было меньше. У меня в детстве не было батута, а у моего ребенка есть. И это еще одна сфера деятельности нашей компании.

Почему решили заниматься еще и продажей батутов?

Тут совпало два вектора. Во-первых, мой партнер решил приобрести батут домой. Во-вторых, только начиная работать с площадками, мы понимали, что батуты — это сопутствующий товар.

Между детскими площадками и батутами возникает синергия — многим людям, которым нужен батут, нужна и площадка, и наоборот. Тематика одна и та же — активный отдых за городом у себя дома.

Идея была такая — поскольку мы работаем в премиальном сегменте, то продукты должны быть одного уровня — нельзя одновременно торговать автомобилями Mercedes и «Жигули». Синергия может возникнуть, только если продукты схожие.

Если клиент покупает хорошую площадку, то он хочет и хороший батут. И предлагать человеку, который потратил на площадку 300 тысяч рублей батут за 20 тысяч рублей — это как минимум странно.

Мы стали искать свой продукт. В Европе мы не нашли ничего толкового. Стали смотреть, чем еще торгуют представители Rainbow Play Systems в других странах, и обратили внимание на батуты Springfree.

Мне понравилась история их создания. Вообще классическая конструкция батута — материала натянутого с помощью пружин на раму — появилась в 30-х годах и с тех пор принципиально не менялась. Но у нее был ряд недостатков, из-за которых в США батуты даже хотели запретить. Один из них — высокая травмоопасность.

В начале 90-х годов новозеландский инженер Кис Александр решил создать для своих детей безопасный батут. Он проанализировал статистику несчастных случаев и обнаружил, что большая часть травм получается по трём причинам: когда прыгун вылетает за пределы батута и ударяется о землю, когда прыгун ударяется о стальную раму, и когда он попадает рукой или ногой в пространство между пружинами.

Тогда инженер стал думать, как избавиться от этих недостатков — до серийного запуска нового батута в производство прошло почти 15 лет. Он знал о вполне конкретных проблемах и поэтому решал конкретные же задачи.

И нашел наиболее безопасную форму — натянул материю на амортизаторы из фиброволокна и спрятал их вниз. Фиброволокно — это материал, который используется в удочках. Так он исключил вероятность контакта прыгуна с элементом конструкции. А чтобы прыгун не вылетел за пределы батута, Александр обернул периметр эластичной сетью.

​Мой партнер увидел батут Springfree и загорелся. Тогда их в России еще не было, и мы обратились к производителю Springfree Trampoline, чтобы получить право стать дилерами в СНГ.

Сперва я сомневался — в России на рынке батутов были только модели от 10 до 30 тысяч рублей. А у Springfree цены начинались от 60 тысяч рублей. И я колебался, будет ли их кто-то покупать? Но одна из задач предпринимателя — прочувствовать и рискнуть. Невозможно, чтобы все само в руки падало. Нужно иногда предпринимать решения и рисковать.

Мы решили рискнуть — у нас тогда появились свободные деньги: несколько десятков тысяч долларов, и мы заказали первую партию, а потом еще две. Заказали, не трогая товар руками — просто картинку из интернета. Но мы поверили коллегам из Rainbow, которые уже давно торговали этими батутами.

Когда товар пришел, и мы выставили его на продажу, это были самые напряженные несколько месяцев. Мы сидели, как на иголках, и гадали: «Пойдет или нет?». Но в итоге все закончилось хорошо: в первом сезоне мы продали больше половины заказанных батутов.

Кто покупает батуты?

А те же, кто покупает детские площадки — семейные обеспеченные люди, которые живут за городом. У нас собралась любопытная статистика — продажи начинаются во второй половине апреля, доходят до пика к маю, а затем падают на 15% в июне. Июль и август — затишье. А в сентябре — снова неожиданный всплеск.

Долго думали, почему так. А потом изучили клиентов и поняли, что на лето они уезжают в Европу или другие страны, а к осени возвращаются и думают, как организовать досуг. Либо дарят подарок своим детям на День знаний. За весну-начало осени мы делаем 80% продаж, а 20% приходятся на октябрь-февраль.

В батутах добавляется то, чего нет у площадок: сегмент проката. Купить площадку и сдавать ее в аренду невозможно — в России нет истории «играть на площадке за деньги». А у батутов такая история есть: их покупают и ставят в развлекательных центрах как аттракцион. И здесь фактор безопасности еще важнее, чем в домашнем сегменте. Зачем предпринимателю рисковать здоровьем клиентов?

У нас метеочувствительный бизнес. Как только снег сошел, продажи начались. Как только снег лег, продажи гораздо меньше становятся. Хотя зимой работы больше, чем летом. Получается, что теплую половину года мы продаем и работаем на клиента, а холодную — делаем все, чтобы у нас был клиент, и он был удовлетворен.

Расскажите о клиентах. Бывали какие-нибудь необычные заказы?

Одна история меня особенно впечатлила. Мы всегда говорим, что на батуте лучше всего прыгать поодиночке — так безопаснее. В этом году один клиент одновременно купил три одинаковых батута.

Мне стало интересно — зачем? Оказалось, что у него три ребенка, и каждому он купил по игрушке, чтобы не ругались и могли прыгать одновременно.

​Мы бываем в очень дорогих домах с огромными участками. Но вот позвонил один клиент, которому потребовался батут на участок в шесть соток — это такой классический дачный размер.

Он оплатил, поехали собирать. Нас немного смущало, что адрес доставки — многоквартирный дом в центре Петербурга — на Крестовском острове, где самая дорогая недвижимость. Это как если бы человек жил напротив Кремля в Москве.

Подумали, что клиент решил забрать заказ лично, а затем отвезти на участок и собрать сам. Приехали, а он повел нас на крышу. Оказалось, что у него там разбит свой собственный садик — с настоящим газоном и барбекю. А теперь и с батутом. Думаю, он покупал его больше себе, а не ребенку.

Алексей Смирных, региональный представитель компаний Rainbow Play Systems и Springfree

Другой клиент при покупке указал условие сборки — поставить батут так, чтобы он не мешал садиться второму вертолету. Много разных курьезов происходит — однажды батут купили в качестве свадебного подарка и попросили собрать его на месте проведения праздника для развлечения гостей.

Какой у вас основной канал продаж?

Это связка «сарафанное радио плюс интернет-магазин». По моему мнению, все батуты, которые у нас покупают (около двух тысяч на данный момент) — это действующие шоу-румы. Иными словами, будущие покупатели чаще всего знакомятся с батутом приходя в гости к своим друзьям.

Сайт — это не самая основная точка касания. Люди видят батут у кого-то еще — либо у своих знакомых, либо в кафе и ресторанах — в Петербурге, например, они стоят в ресторанах Ginza, пробуют его и принимают решение о покупке. По рекомендациям к нам приходит 30-40 процентов покупателей, но заказывают они все равно через сайт.

Наша основная задача, помимо продажи и зарабатывания денег — донести до людей, что не все батуты одинаково безопасны, что есть более безопасные, чем другие. Мы стараемся говорить об этом везде и повсюду, чтобы донести до родителей. Это напоминает ситуацию со шлемами для велосипедной езды: еще пять лет назад никто толком не задумывался о том, что это необходимо.

Производители и продавцы велосипедов неустанно работали над тем, чтобы донести до покупателей важность велозащиты и теперь мы видим, что шлемы ежегодно спасают множество жизней. При выборе батута тоже важно поднимать вопрос безопасности и мы надеемся, что родители будут уделять этому достаточное внимание. Кроме того, наши батуты принимают участие в независимых потребительских тестированиях.

Например, «Росконтроль» проводил тест безопасности и надежности батутов — сравнивали продукты от пяти производителей, включая Springfree. Что с ними только не делали — и скидывали грузы, и всячески ломали, крушили. Три батута даже не выдержали и сломались. А наш выдержал.

Если говорить о сложностях, то основная — это позиционирование. Когда я говорю «ксерокс» — вы понимаете, что речь идет и о компании Xerox, и о конкретном устройстве.

В нашем бизнесе все не так. Для многих людей батут — просто батут. А наша задача — донести до людей, что продукты в этой сфере отличаются и существуют разные варианты безопасности.

На что ещё обращают внимание при выборе батута?

Во-первых, нужно задуматься: для кого он? Сколько будет людей, кто станет основным пользователем, каков его возраст? Если один ребенок и ему полтора года, то там можно небольшим батутом обойтись. Если мы понимаем, что семья большая и к ним еще гости приходят, то здесь нужно покупать батут максимально прочный и максимально большой.

Большинство батутов на рынке круглые. Специфика любого круглого батута заключается в том, что вне зависимости от его размера, человека будет откидывать в самый центр.

Также есть овальные и квадратные батуты — у овального батута есть линия с одинаковой прыгучестью — в центр не откидывает, можно и по краям прыгать. Квадратные тоже в центр не откидывают — там можно распределиться по всему батуту.

Прыжковые характеристики различаются для разных форм батутов. Точка отскока — это точка прыжкового полотна, обладающая наилучшими прыжковыми свойствами

Если выбираешь батут для ребенка, то лучше сперва сводить его в батутный центр на пробу и посмотреть, интересно ли это ему, получает ли он удовольствие. Редко, но такие истории были, что ребенку покупают батут, а он стоит без дела, потому что детям не интересно.

Также нужно задуматься о том, как доставить его до участка и собрать. Мы работаем «под ключ» — у нас дорогой и премиальный продукт, поэтому у нас все это включено в стоимость, чтобы не было крохоборничества — «плюс 500 рублей за доставку, плюс 100 рублей за то и за это».

У нас клиент платит хорошие деньги и получает сервис по-максимуму, без приклеивания всяких дополнительных расходов. Если брать более дешевые сегменты, то там уже начинаются нюансы. Если батут стоит 10 тысяч рублей, то там сложно включить дополнительные опции.

Расскажите о распространенных ошибках при использовании батутов. Какие у покупателей возникают проблемы?

На мой взгляд, единственный допустимый способ использовать батут не по назначению — это лежать на нем и загорать — многие так делают.

Если рассматривать Springfree, то главное здесь — не портить батут умышленно. Не прыгать в обуви вообще, особенно на каблуках, не резать, не ломать. Можно прыгать босиком или в носках — никакой специальной обуви для батутов нет. Еще есть ограничения по нагрузке на батут — у нас до 500 килограмм, у других батутов она гораздо ниже.

Одна из проблем, о которой мы не подозревали, но с которой мы сталкиваемся один-два раза за сезон — это салюты и фейерверки. Очень часто люди или их соседи запускают пиротехнику, а она случайно попадает на батут — прожигает сетку или мат.

Но вообще, при правильном уходе батут может прослужить 8-10 лет. В Москве и Санкт-Петербурге его можно ставить уже в конце апреля-начале мая, конечно если за окном не такая погода, как в этом году.

А собирать — в конце октября, начале сентября, когда температура начинает стремиться к нулю. С другой стороны, у меня есть клиенты, у которых батут уже пять лет зимует на улице в мороз и снег, но с ним ничего не происходит. Но здесь же нужно счищать снег, он быстрее стареет. Гораздо проще разобрать батут за час и убрать до теплых времен. Такой сервис мы тоже предоставляем. В общем, батут годится в любую погоду, даже зимой до минус 25 градусов, хотя мало кто захочет прыгать в такой холод. Лучше делать это сейчас, когда лето только начинается.

Читателям vc.ru предоставлена скидка в 5000 рублей на батуты Springfree Trampoline и игровые комплексы Rainbow Play Systems. Для этого нужно оформить заказ до 1 июня и указать промо-код VC2017 в комментарии при покупке на сайте или назвать его по телефону.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Никита Каменев

Больше похоже на шутку.
Кто в здравом уме будет покупать десткие площадки/домики за те цены, что там представлены.

Смехота

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита Каменев

Знакомьтесь, горка с одной качелькой - 225к + 18к сборов.

Ответить
Развернуть ветку
Kokoulin Nikolay

ну вам это может быть и дорого, ц\а обозначена, за качество люди готовы платить

Ответить
Развернуть ветку
Павел Сайк

Вы не внимательно читали материал:
семейные обеспеченные люди, которые живут за городом.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Кто в своем уме будет покупать машины за 10 миллионов если можно купить за миллион?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Ivanov

"поставить батут так, чтобы он не мешал садиться второму вертолету"

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Костюхин

Причина возврата батута: не смог посадить вертолет, постоянно подпрыгивал

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Ivanov

Причина возврата батута: дети постоянно падают на вращающиеся роторы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Izobretatel

Ну вот блин, надеялся про производство почитаю, как модели придумывали, тестировали...

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

250к
Нот бэд )) За эти деньги можно дачный домик метров на 30-40 построить )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anton Ilabanau

забавно смотрится этакое бизнес-фото автора и "продавец батутов" в одном абзаце :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Потапов

Хороший пост, пусть и партнёрский, спасибо редакции, про батуты ничего не знал
Очень по делу освещены решения по выходу на рынок и отсаживания деятельности по ходу
Сделайте ещё пост-мемуары автора про кухни, тоже было бы любопытно прочитать про незнакомый рынок

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда