Чем занимается UX-дизайнер Статьи редакции
Студенты Skillbox, преподаватель AIC и дизайнер рассказывают об особенностях проектирования пользовательского опыта.
Материал подготовлен при поддержке Skillbox
В серии публикаций #skillbox студенты образовательной онлайн-платформы рассказывают о том, что их подтолкнуло к освоению новой специальности, преподаватели защищают методики, а эксперты объясняют, зачем такие специалисты вообще нужны.
Артем Геллер — дизайнер, разработал сайт kremlin.ru
Какими навыками должен обладать UX-дизайнер
Дизайнер должен быть внимательным к деталям, способным вырваться из шаблона и, разумеется, понимать технологии.
Без практического опыта во всех этих областях невозможно считаться специалистом. Нельзя проектировать пользовательский опыт, окончив институт или интенсивный курс.
К сожалению, образовательные инициативы дарят рынку сотни людей, убежденных в достаточности их знаний. И хорошо, что рынок в какой-то степени может расставить их всех по своим местам. Есть небольшой перекос, так как количество задач и рабочих мест велико. Поэтому мы всё ещё можем наблюдать людей с недостаточной квалификацией в важной роли.
Специалисту будет легко найти хорошую работу. Если говорить исключительно о карьере, то всё должно закончиться должностью дизайн-директора крупной компании. Если есть харизма, то своей компанией или проектом. Но вот человеку, который только называет себя «специалистом», будет в разы сложнее. Рынок перегружен неквалифицированными кадрами с приставкой UX.
Компании или заказчику несложно найти профессионала, но есть некоторые трудности:
- Он уже где-то работает.
- На этом месте ему платят в разы выше рынка.
- Ваш проект и компания не смогут его ничем удивить.
- Скорее всего, к нему прилагаются такие бонусы, как неорганизованность, снобизм, лень и конфликтность.
Евгений Ефанов — руководитель проектов студии AIC и соавтор курса
Про программу и разработку курса «UX-дизайн»
Я работаю в сфере дизайна с 2005 года, 10 лет назад получал специальное образование. А сейчас занимаюсь управлением проектами, продуктами и воркшопами.
Самое главное качество для UX-дизайнеров — это гибкость: умение адаптироваться к изменениям. 10 лет назад такой профессии, как UX-дизайнер, просто не существовало: она развилась из «простого дизайнера».
UX-дизайнеры очень сильно востребованы. Наших сотрудников часто хантят крупные технологические компании. Да и не только технологические — конкуренция за качественные кадры сейчас достаточно высока в разных отраслях, так что специалисту легко найти работу. Самые популярные сферы, для которой UX-дизайнеры создают проекты, — это финансы и ИТ-сегмент.
Из методик, которые мы используем внутри AIC, в курсе остался подход к этапам работы над проектом. В нашей практике любая концепция может быть сверстана и протестирована на клиенте за полтора-два месяца. Также рассматриваются подходы AIC к качественной и количественной аналитике. Мы рассказываем, как используются исследования внутри студии прежде, чем превратиться в окончательный дизайн.
Если словарный запас слушателя не наполнен словами, связанными с digital-сферой, то ему будет достаточно тяжело во время обучения. Но если студент сталкивался с теми или иными продуктами, и у него в активном словаре есть всё, что связано с созданием сайтов, дизайна и интерфейсов, то входной порог низкий. Нужен опыт взаимодействия со сферой UX-дизайна. Если есть даже небольшой опыт, то будет достаточно просто.
Больше всего пользы курс принесет слушателям, которые уже работают в дизайне. Наша программа не дает новые знания, а предоставляет параллельный, иной подход к работе. Когда у специалиста есть несколько способов решения задачи, то он может экспериментировать и выбирать наиболее эффективные методы.
В курсе представлены 16 модулей, включая бонусные. При полном погружении их можно пройти за три месяца, но на деле у студентов уходит пять–шесть месяцев. В конце каждого модуля есть домашние задания, без прохождения которых нельзя будет перейти на следующий этап.
Предусмотрен и дипломный проект с реальным клиентом — для этого мы привлекаем компании из нашего портфолио. Например, были выпускные работы с ВТБ, «Калашниковым», «Почта банком» и другими организациями и предприятиями, для которых нужно было разработать мобильное приложение или сайт.
У студентов есть возможность приехать к клиенту в офис или пообщаться с ним по Skype, задать вопросы, уточнить задачи и так далее. Чаще всего нашим клиентам интересно выступить в роли проверочной комиссии: многие из них потом берут наших выпускников к себе на стажировку.
В рамках курса мы рассказываем студентам про наши успешные кейсы. Например, AIC работала над сайтом госуслуг. Перед нами стояла масштабная задача вывести государственные услуги в онлайн, а сейчас мы создаем единую систему для всех государственных сайтов в России.
Илья, 22 года — студент, который решил систематизировать знания
Зачем записался на курс
Я продуктовый дизайнер, работаю с сервисами — как правило, с банковскими. Иногда веду проекты на фрилансе. Занимаюсь дизайном более четырех лет, но у меня нет специального образования — я самоучка, поэтому решил получить знания от практикующих специалистов.
Мне нужна была информация о том, как выглядит процесс работы над сервисами: от идеи и исследования до дизайна и презентации. Я хотел пройти курсы, а не искать сведения самостоятельно, потому что в интернете много мусора. Используя популярные площадки, каждый может написать свою версию того, как должен работать дизайнер и каким должен быть процесс.
Мнение о Skillbox и AIC
Я узнал про курс от Skillbox и AIC, посвященный UX-дизайну, в рамках вебинара Сергея Попкова. Специализация AIC — создание финансовых сервисов. Курс от такой студии — гарантия того, что полученные знания будут работать.
Процесс обучения выглядит так: студенты получают теоретическую часть в формате видеоурока от одного из сотрудников AIC. После выполняют задание, которое даёт преподаватель. Задание могут не принять: в этом случае лекторы объясняют, почему. И, пожалуй, именно эта обратная связь делает курс полезным. Задание можно поправить и затем отправить на проверку повторно.
В конце обучения можно выполнить дипломную работу: мини-проект для реального заказчика. В моем случае это был «Промсвязьбанк». После изучения ТЗ студенту дают возможность отправить уточняющие вопросы клиенту (этому тоже учат). Получив ответы, я занялся исследованием решений и составлением гипотез. Этот этап проверяется сотрудниками Skillbox и AIC: если всё хорошо, то можно приступать к дизайну. Заканчивается всё очной презентацией проекта сотрудникам студии и заказчику.
Также помогли базовые навыки проведения исследований, о которых рассказывали в ходе обучения. Мы формировали гипотезы, составляли таблицы метрик и учились использовать всё это при проектировании.
По итогам — я стал эффективнее презентовать свои идеи и аргументировать каждое выбранное решение. А вместо того, чтобы спорить о мелочах, научился фокусировать внимание заказчика или руководителя проекта на более важных деталях.
Катерина, 28 лет — студентка (выпускница), которая решила систематизировать знания
Зачем записалась на курс
Я занимаюсь графическим дизайном пять лет, дизайном интерфейсов — три года. Но мне не хватало знаний в проектировании финансовых продуктов: в этой сфере есть много тонких моментов, которые невозможно изучить самостоятельно. Поэтому необходим сторонний опыт.
Помимо этого мне не хватало знаний о том, как получить от клиента информацию о его «боли». Просьба и задача — разные вещи: к дизайнеру могут обратиться за разработкой нового сайта для интернет-магазина, но во время работы окажется, что проблема низких показателей по заказам — не в старом сайте, а в том, что для покупки требуется обязательная регистрация.
Так что прежде, чем решить задачу, надо узнать о проблеме. Цель дизайнера — найти ту самую «боль», которую клиент пытается закрыть. Я никогда не любила проектировать сайты: для меня всегда самым интересным в работе было именно решение задач клиента. Это и есть проектирование взаимодействия — UX.
Мнение о Skillbox и AIC
Очевидно, что учиться нужно у лучших специалистов. Честно говоря, я ничего не знала о Skillbox и в моем случае ключевую роль сыграла компания, которая подготовила учебную программу — AIC.
На мой взгляд, единственный минус курса состоял в том, что в первом наборе не было системности. Но я поступила по-хитрому: напросилась и ходила в офис к преподавателям из AIC. Они мне рассказывали всё, чего не хватало или осталось непонятным во время курса. Поскольку я общалась с ними и они слышали все мои комментарии, то в последующие курсы были внесены мои правки — я знаю, что часть лекций была перезаписана.
Тем не менее для новичков курс более чем хорош. Он учит работать с данными из смежных областей и показывает, что дизайн — не просто отрисовка статичных макетов. Дизайнер должен обладать огромным массивом знаний, чтобы сделать продукт, который будет работать.
Курс проектирования интерфейсов «UX-дизайн» разработан вместе с компанией AIC. Лекции основаны на 15-летнем опыте AIC по проектированию сайтов для крупных компаний России.
Курс подойдет начинающим дизайнерам, которые хотят понять последовательность разработки интерфейса и научиться проектировать пользовательский опыт.
- 80+ видеоуроков в 14 модулях по основным темам интернет-маркетинга.
- 56 часов теоретических лекций.
- 40 часов практических заданий.
- Проверка каждого домашнего задания преподавателем.
- Отработка домашнего задания на собственном бизнесе или кейсах/брифах клиентов AIC.
- Стажировка в компаниях-партнёрах.
- Сертификат о прохождении курса.
Ходил я на вводное занятие у AIC (вроде, но суть везде одна). Курс менеджеров проектов. Думал прокачать скил... Ага.. Курс 2 или 4 месяца что-ли. Собственно, дизайнер у них тоже около 4 месяцев учится. 4 месяца и ты профессионал с портфолио "плачь behance" и стопудовым трудоустройством в лучшие студии. Просто заплати 120+ т.р. и ты лучший. На вопрос "а как же образование, 5 лет, художка, высшее, муки творческие ...?" мнутся и не могут ответить ничего вразумительного. Курсы для -долбо- творческих детей, которые не хотят учиться, не знают ничего по теме digital, но деньги у родителей лишние есть. В общем, ушёл оттуда с повышенной самооценкой и чувством, что я и так профессионал нифига себе. P.S. кремлин ру, конечно ,лучший пример... Лучше только сайт оборонки. Лучший пример того, как вытянуть 5 млн из бюджета и потратить 150 т.р. Помню, он у них первое время ещё вис частенько.
Мое мнение — это отличный курс. У меня к этому времени было дофига опыта, но ребята из Аис рилли очень постарались с программой обучения и структуризацией всего накопленного крупной студией опыта. Я человек 8 туда уже отправил и только один сказал что курсы лажа (возможно, потому-что у них рынок совсем другой, крайне-региональный и поэтому сервисный дизайн не канает, нужно там рисовать веб-сайты с коллажами в шапке). Сейчас я и мои сотрудники (корпоративное обучение) проходим обучение на курсе Скиллбокс и Редмэдроботс… — это не на столько круто, как от АИС (опять же, мое мнение), но лучше в мобильном дизайне я не знаю, а поэтому, считаю, обучение оправданным, в целом)). Вот.
Возможно, если есть курсы повышения квалификации (типа того), то они и полезны
Ценник на онлайн-курсы коллаборации «Skillbox + AIC» раз в 5 меньше, чем 150 т.р.
Да, и программа другая, чем на презентации очного курса, на которой вы были...
А вам кажется, что UX-еру правда обязательна художа 5 лет? :)
Бро, я бы на вашем месте уже досочку намутил публичную со мнением студентов за и против. Естественно, есть недовольные студенты (как в любом, даже классическом, учебном заведении), но так бы прям было видно, что обучение работает.
Честно говоря, он-лайн курсы это вообще в большинстве случаев фикция какая-то (imho). Любому дизайнерскому образованию нужна хотя бы подоснова художественная. Это не эсемем-менедежер. Хотя, конечно, есть исключения-самоучки. Но это все равно больше исключения. И это точно не про массы тех, кто ходит на такие курсы (уж извините). Конечно, чтоб лендинги по шаблонам для фейковых сайтов делать, особо образования не надо.
Какая подоснова художественная? Ну о чем вы? Можете внятно и агрументированно объяснить зачем дизайнеру интерфейсов художка?
И можно глянуть на портфолио "нифига себе профессионала"?
знаю, что UX-дизайнер Кинопоиска занимается херней.
P.S. Извините, что засоряю тут ветку. Но просто любая попытка редизайна Кинопоиска превращается в г..но. Возможно, этот пост прочитает кто-то из тех, кто сейчас отвечает за это
А аис это те самые, что себе награды на конкурсах за «умный дизайн» выдают?
Слоган у них похож, это правда :)... А награды на конкурсах обычно жюри выдают, разве нет? :)
Ну так там половина жюри из аиса. Стоит посмотреть только на их этот умный калькулятор пенсий для Сбера. Десяток себе понаставили и в дамках
кек
Женек, это какое ты дизайнерское образование получал в 15 лет? Каким таким дизайном занимался?) Я в 2005 (на втором курсе) узнал про то, что сейчас пипл в принципе какие-то сайты делает, а ты уже хреначил во всю? ) Может ты цифру перепутал? ) С 2015 года? )
Я вот начал сайты делать году в 2000-м. Может я тоже цифру перепутал? ))
Комментарий удален модератором