От MVP до выхода на международные рынки Статьи редакции
Предприниматели рассказывают, как создавали компании и почему обратились за помощью к McKinsey и фонду Winter Capital.
Материал подготовлен при поддержке конкурса «Первая высота»
С 2016 года консалтинговая компания McKinsey и инвестиционный фонд Winter Capital проводят конкурс «Первая высота». Это состязание между стартапами, в котором победители получают менторскую поддержку и деньги на развитие. В этом году конкурс проходит в третий раз, главный приз — инвестиции в размере $200 тысяч. Участники «Первой высоты» прошлых лет рассказывают, как участие в конкурсе помогло им переосмыслить свои проекты и выйти на новый уровень.
Particle
Particle — это платформа для поиска, анализа и скрининга данных. Её основатели — Татьяна Любимова и Илья Никольский — дружили с самого детства, а когда выросли, открыли рекрутинговое агентство. Два года назад они решили создать инструмент, который поможет автоматизировать процесс поиска кандидатов.
Когда Любимова и Никольский решили принять участие в конкурсе «Первая высота», стартап был ещё на ранней стадии. «У нас была идея и прототип продукта, первые тесты с клиентами», — вспоминает Любимова. — «Те, кто уже протестировал Particle, говорили: “Вы делаете что-то очень классное, и, кажется, у этой идеи может быть более глобальное применение”».
Основатели Particle не ожидали, что их выберут для участия в конкурсе. Для них подача заявки была авантюрой. Они оба были в Калифорнии, когда им позвонили и пригласили на полуфинал.
Любимова и Никольский слушали презентации других участников и думали, что у них самих мало шансов. У остальных команд уже были большие обороты, много клиентов. Но в итоге Particle оказался среди победителей — проект получил деньги на развитие и поддержку от менторов.
По словам Любимовой, это очень помогло компании: «Мы встречались примерно раз в месяц, рассказывали про узкие места и сложности. Эксперты предлагали тактические и стратегические решения. Это было сложно, но очень интересно».
Сейчас Particle живет на две страны, работает с американскими хедж-фондами и компаниями. Чек, который члены жюри подписали летом 2016 года, до сих пор лежит в офисе компании.
Тем, кто собирается участвовать в конкурсе «Первая высота» в этом году, основатели Particle советуют составлять заявку и записывать видео как можно проще и понятнее, рассказать интересную историю о своем проекте. «Мы себя снимали на фронтальную камеру iPhone, и этого было достаточно», — говорит Любимова. Главное для экспертов вовсе не профессиональное видео, куда важнее увидеть продукт, который изменит рынок.
Heedbook
«Когда мы пришли на конкурс, у нас были MVP, пилотный проект и понимание рынка, но не было понятной бизнес-модели», — говорит Дмитрий Романов, основатель компании Heedbook.
Романов подчёркивает, что при отборе на конкурс учитывают не только продукт, но и бизнес-модель компании. Также важны опыт, компетенция, экспертиза, которая есть у команды проекта. «Благодаря конкурсу мы поняли, то, какие люди участвуют в проекте и насколько они готовы его развивать — важный фактор успеха», — говорит предприниматель.
Победа в конкурсе «Первая высота» стала главным событием для компании в 2017 году. Полгода команда Heedbook работала с менторами из McKinsey. На встречах обсуждали прогресс, формировали стратегические планы и финансовую модель, задавали вопросы. Консультанты делились контактами и связями. Также благодаря аналитикам из фонда Winter Capital предприниматели смогли глубже проработать бизнес-модель, скорректировать вектор развития компании и привлечь новых клиентов.
Heedbook успел запустить пилотные проекты с «Почтой России», TUI и другими компаниями, подписал договоры о сотрудничестве с интеграторами Softline и Glowbyte. «Ещё мы стали резидентами “Сколково”, интегрировались в платформу Microsoft Dynamics и получили статус участника Microsoft AI Inner Circle», — рассказывает Романов.
Компания уже выпустила второй релиз своего продукта с расширенными функциями и разработала несколько новых продуктов — например, сервис биометрической идентификации и контроля сотрудников. Сейчас основатели компании собираются запустить пилотные проекты в нескольких банках и подписать контракты с ритейлерами и телеком-компаниями.
Романов советует: если вы участвуете в конкурсе «Первая высота», всегда будьте предельно честны с менторами, не бойтесь задавать любые вопросы и глубоко прорабатывайте каждое задание, которое вам дают. А также постарайтесь четко определить уникальное ценностное предложение вашего продукта.
«Собака-гуляка»
Когда Наталья Шипшилей завела маленького щенка, с ним нужно было гулять три раза в день. У неё не всегда хватало на это времени, и пришлось искать помощницу. Именно тогда Шипшилей задумалась о том, что хорошо было бы сделать сервис, который помогает людям в таких ситуациях. Ведь найти ответственного и профессионального выгульщика иногда бывает очень сложно.
Оказалось, что на эту идею есть спрос. Уже в первый месяц вместо запланированных ста заказов на выгул компания получила целых триста. Так Шипшилей поняла, что у проекта есть будущее.
Конкурс «Первая высота» помог компании выйти на новый уровень. «Мы закрыли инвестиционный раунд на полмиллиона долларов. Во время конкурса в команде было четыре человека, а сейчас уже почти тридцать», — говорит Шипшилей.
Пока основатели готовили презентации и готовились к устным выступлениям, они смогли проанализировать свой проект, определить сильные стороны и найти слабые места. «Когда мы рассказываем потенциальным инвесторам о наших когортах, все сразу хотят продолжать разговор», — говорит Шипшилей.
Но есть и сложности: многие воспринимают «Собаку-гуляку» как нишевый бизнес. За время конкурса основатели поняли, что нужно развенчивать этот миф, детально рассказывать о том, как обстоит дело у подобных компаний на Западе.
Чтобы попасть на конкурс, Шипшилей вместе с командой две недели усердно готовилась. Всем, кто собирается принять участие, она советует обращать внимание на детали и тщательно продумать презентацию. «Покажите в своей презентации, что вы понимаете, что делаете. Что вы знаете, что нужно вашим клиентам. Представьте объём адресуемого рынка, покажите амбициозность целей. А они должны быть реализуемыми», — говорит предпринимательница.
Simple Invest
Simple Invest — это мобильный сервис для простых инвестиций на бирже. Он не только упрощает сам процесс инвестирования, но и сопровождает клиента, дав необходимые знания и ориентиры от профессиональной среды, чтобы его будущий опыт был успешным.
По словам основателя проекта Ярослава Грапова, конкурс «Первая высота» помог компании изменить стратегию, привлечь полтора миллиона долларов и запуститься. Но при этом Грапов напоминает — в любом конкурсе или акселераторе очень важно сохранять собственное мнение.
«Налогия»
«Налогия» — это сервис по подготовке и подаче налоговых деклараций на возврат НДФЛ. Основатель Сергей Цаболов привез идею бизнеса из США. Он учился госуправлению в Harvard Kennedy School. Во время учебы ему нужно было подать налоговую декларацию, и тут он узнал, что это можно сделать удаленно.
Через несколько лет, уже вернувшись в Россию, он вспомнил об этом опыте и решил, что можно попробовать построить свой бизнес. Он вложил в него личные накопления, и в 2014 году с помощью «Налогии» клиенты сформировали около пяти тысяч платных деклараций.
Тем не менее, по словам предпринимателя, «Первая высота» помогла проекту — с помощью экспертов его удалось глубоко проанализировать сервис и лучше осмыслить его будущее. Оказалось, что за короткое время донести до членов жюри большой объем информации очень непросто. Цаболов предупреждает: чтобы преуспеть, лучше заранее отрепетировать выступление и выделить его ключевые моменты. Всем, кто только думает об участии в «Первой высоте», он советует обязательно подавать заявку и постараться сделать её максимально качественной — жюри будут очень внимательно её изучать.
«Первая высота» — это конкурс для российских стартапов. В этом году победитель получит инвестицию в размере $200 тысяч. В обмен на инвестиции фонд Winter Capital получит 10% в проекте.
Чтобы принять участие в конкурсе, нужно зарегистрироваться на сайте, загрузить в личный кабинет презентацию своего проекта, записать двухминутный ролик о своем стартапе и опубликовать его на YouTube. Заявки принимаются до 12 августа.