Чужой среди своих Статьи редакции
Предприниматели рассказывают, почему ушли из крупных компаний и занялись своим бизнесом.
Материал подготовлен при поддержке конкурса «Первая высота»
Иногда люди уходят с высоких должностей в больших компаниях, чтобы заниматься стартапами. Они отказываются от стабильности и комфортных условий взамен на неясное будущее и большие риски. Предприниматели, которые решились на такой шаг, рассказывают, почему они это сделали и чему их научила работа над стартапами.
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
О знакомстве с командой Skyeng
В 2013 году я работал в «Яндексе» директором по международному развитию. Однажды ко мне пришли за советом четверо ребят. У них была идея сделать крупную Skype-школу английского языка.
Честно говоря, первую встречу с ними я практически не запомнил. Зато вторая произвела на меня неизгладимое впечатление. Они пришли с подробнейшим отчетом по нашему первому разговору. С моего разрешения они записали его на диктофон, и полностью расшифровали его, выписали тезисы.
Во время второй встречи они рассказали мне, что из того, что мы обсуждали, они успели попробовать, что у них получилось, а что нет. Я был поражен: ещё ни разу я не видел такого подхода со стороны партнеров или сотрудников.
Следующие полгода я жил на две страны, у меня почти не было времени на встречи с ними — я постоянно работал и летал из России в Турцию и обратно. Однажды я прилетел в Москву примерно в два часа ночи. Когда я сошел с самолета, раздался звонок: «Ты приземлился? Не бери такси, выходи на улицу». Оказалось, они приехали за мной на машине. Ребята справедливо рассудили, что заниматься работой в третьем часу ночи я уже не буду, но пока мы час будем ехать от аэропорта до моего дома, сможем пообщаться об их проекте. Потом у нас было ещё много встреч в таком же режиме.
О сомнении
Я начал глубже вникать в эту историю, изучил рынок и поразился. Выяснилось, что мировой рынок обучения английскому был больше, чем рынок порно и рынок такси. При этом самый большой игрок составлял всего три процента от этого рынка. То есть брендов было много, но каждый из них занимал очень маленькую долю рынка. Когда я это понял, мы стали мечтать о том, чтобы устроить на этом рынке маленькую революцию. Предложить людям услугу с предсказуемым качеством.
Когда ребята спросили, есть ли у меня возможность проинвестировать в их проект, я с легким сердцем сказал «да». Акции «Яндекса» стоили много, и мне было, что продать.
Конечно, были и страхи. Если ты топ-менеджер в крупной компании и уходишь в стартап, который тут же «взлетает», то это тебе на пользу. Но если он разваливается, то вся твоя карьера после этого выглядит очень сомнительно. Но этот страх не демотивировал меня. Наоборот, я понимал, что сжигаю мосты, отступать некуда, и нужно сделать так, чтобы проект оказался успешным.
Мои инвестиции позволили Skyeng существовать и развиваться в 2014 и 2015 году, пока мы не вышли на полную прибыльность. Мы смогли создать собственную платформу, которая помогла проекту начать так быстро расти.
Об отличиях между работой в найме и своим бизнесом
Работа в Skyeng оказалась совсем не похожа на то, что я делал в «Яндексе». Выяснилось, что здесь совсем другой масштаб, и ресурсы, которые можно потратить на эксперименты, сильно отличаются. В первое время я наделал много глупостей. Зачем-то заказал маркетинговую концепцию в агентстве, хотя она была не нужна. Придумал и сделал несколько продуктов, которые не взлетели. Например, короткий курс «Английский для путешественников» — он состоял из восьми уроков, и предполагалось, что клиенты научатся всему самому главному, что потребуется им во время путешествия.
У меня есть очень удачное качество: я не привыкаю к хорошему. Когда я переехал из хрустального замка в обшарпанную комнату в промзоне, это не вызвало у меня какого-то дискомфорта. Для меня не очень важен статус: чтобы был кабинет и личный секретарь. Для меня в работе главное — процесс, а не вид из окна и кофемашина в офисе.
Единственное ощутимое благо, от которого мне пришлось отказаться, — это зарплата, которая дважды в неделю приходит на карточку. Её больше не было. Но, с другой стороны, это мотивировало. Было ощущение, как будто сзади на тебя едет асфальтоукладочный каток, и этот отрезок пути нужно пройти как можно быстрее. С таким чувством я жил примерно полгода. Потом компания вышла на операционную прибыльность. Инвестиции теперь шли только на развитие, и если бы мы его приостановили, мы бы не умерли с голода.
Инвесторы стали интересоваться нами, они готовы были сотрудничать. Мы решили не привлекать внешних денег. Но само то, что нами интересовались, вселяло уверенность.
Сегодня в SkyEng около четырёх тысяч преподавателей и две тысячи остальных сотрудников. С нами работают люди по всему миру. Менторская практика у нас сохранилась и сегодня. Мы по-прежнему ходим за советом к самым сильным специалистам в разных областях. Чтобы расти, нужно всегда советоваться и задавать вопросы. Если ты не знаешь, кто в твоей области сильнее тебя, то ты просто не разбираешься в ней.
Петр Федченков, основатель сервиса Instamart
О разнице корпоративных культур
Раньше я работал в инвестиционно-банковском подразделении американского инвестбанка Goldman Sachs. Наверное, я бы никогда даже не задумался о карьере предпринимателя. Но Goldman Sachs стал участвовать в IPO «Яндекса», я начал общаться с сотрудниками этой компании, с менеджментом. Я столкнулся с совершенно новой для меня культурой, «Яндекс» сильно отличался от других компаний, с которыми я раньше имел дело. Там был какой-то предпринимательский дух. Я увидел, что компания может быть небольшой, но успешной.
Мне стало ясно, что именно предприниматели создают ценность компании, меняют её. А финансисты, юристы и другие сотрудники скорее просто переливают эту ценность из одного сосуда в другой. Делают много телодвижений, но вокруг чего-то, что уже создано. Мне захотелось стать тем, кто создает и меняет компанию.
Я окончил мехмат МГУ — мое образование было сугубо фундаментальным, я учился строить расчеты полетов космических спутников. Мне не хватало бизнес-образования, поэтому я поступил в бизнес-школу Гарварда и отучился там. После выпуска я ещё пару лет поработал в фонде Baring Vostok, получил опыт инвестора. Полноценно занимаюсь предпринимательством больше двух лет и ни на что не променял бы свою деятельность — моя мечта сбылась.
Об особенностях крупных компаний и стартапов
Опыт работы в большой корпорации мне помог. Основные принципы бизнеса и практики управления везде похожи. Просто какие-то из них легче внедрить в стартапе, а какие-то — в крупной компании. Как для корпорации, так и для стартапа очень важна корпоративная культура. Нужно, чтобы люди понимали, что они из себя представляют как коллектив, зачем они работают.
Есть и различия между работой в крупной компании и стартапе. Мы интервьюируем многих людей, и я регулярно вижу, что они разочарованы. В корпоративной среде часто бывает так, что ты делаешь что-то мощное, а потом оно долго внедряется, эффект получается размазан, и иногда его можно вообще не увидеть ещё несколько лет. От этого сильно страдает мотивация.
Это мотивирует ключевых сотрудников, они могут делать что-то самостоятельно, не зависеть от коллег и очень быстро видеть улучшения, которые стали возможны благодаря их инициативам. Для меня такой подход и есть главная разница между стартапами и крупными компаниями. Я уверен, что именно благодаря ему небольшие компании, у которых мало ресурсов, выигрывают и будут продолжать выигрывать у крупных игроков.
Почему предпринимателю стоит поработать в найме
Я считаю, что, прежде чем идти в стартап, лучше поработать в крупных компаниях. Там можно научиться лучшим практикам, которые дальше можно будет применять. Например, в клиентоориентированных компаниях человек учится общаться с людьми, клиентами, выстраивать взаимоотношения. В Goldman Sachs я научился продавать продукт и сервис клиенту, вежливо ставить перед людьми задачи. В общем, это была хорошая школа делового общения.
Ещё мне очень пригодилось финансовое моделирование. Общаясь с инвесторами, нужно показать им бизнес-план и бюджет компании, рассказать о нем. Пригодились презентационные навыки — как письменные, так и устные. Очень важно уметь делать красивые и понятные презентации, продавать компанию инвесторам, сотрудникам, ключевым партнерам и ритейлерам. При хорошем корпоративном опыте можно отлично овладеть всеми этими навыками.
Тем, кто пока только становится предпринимателем, я советую не бояться. Вам точно будет тяжело, и обязательно будут моменты, когда захочется все бросить. Удовольствие от работы, возможность заниматься любимым делом и видеть как оно растет и создает ценность стоит всех переживаний и бессонных ночей.
Андрей Лобанов, основатель проекта «Алгоритмика», сооснователь лектория «Синхронизация»
Что дала работа наемным сотрудником
Я всегда хотел быть предпринимателем. Ещё во время учебы в университете я запустил рекламное агентство для малого и среднего бизнеса. Но за те два года, что я им занимался, понял, что ещё многому нужно научиться. Мне хотелось найти место, где меня научат работать над большими проектами с крутыми командами.
Я вышел из бизнеса и устроился в McKinsey. В первый месяц работы позвонил своему бывшему партнеру по рекламному агентству и сказал ему, что это лучшее место на Земле.
Я работал с потрясающими людьми, которые многому меня научили. Мы реализовывали большие и амбициозные проекты. Но спустя четыре года я вернулся к мысли о том, что хочу сделать собственный бизнес. Не просто разрабатывать концепции или запускать пилотные проекты, а погрузиться в продукт и процессы с головой, и иметь возможность сказать, что это сделал я.
В это время я увлекся темой образования, и увидел, насколько далек от совершенства и «перегрева» этот рынок в России. Я уволился, мы вместе с моим партнером Марией Бородецкой сделали образовательный лекторий «Синхронизация». А затем я запустил сеть школ программирования для детей «Алгоритмика».
Где набираться опыта предпринимателю
Поработать в McKinsey, прежде чем открывать свое дело, было правильным решением. Многое из того, что я там приобрел — проактивность, структурированность, отсутствие боязни больших задач и умение расставлять приоритеты — теперь использую в работе.
И там, и там можно встретить классных людей, которые многому вас научат. И в консалтинге, и в стартапах работают активные люди, которые готовы предлагать решения и брать на себя ответственность. И там, и там можно при желании быстро расти по карьерной лестнице. В обеих областях все очень быстро меняется, и вы каждый день учитесь чему-то новому.
Консалтинг и стартапы: в чем различия
В консалтинге ты зарабатываешь гораздо больше, чем на старте собственного бизнеса. Когда я только стал бизнесменом, мой уровень дохода упал примерно в пять раз. Но человек умеет очень быстро адаптироваться: если первый месяц вопрос материального благополучия меня беспокоил, то потом я адаптировался.
Ещё одно преимущество консалтинга перед стартапом — комфорт. Выстроенная структура, красивый офис, разные бытовые заморочки решаются за тебя и незаметно для тебя — только работай. В стартапах на первых порах я сам занимался всеми насущными вопросами, вплоть до закупки воды и туалетной бумаги в офис.
В консалтинге всегда понятно, какой будет твоя следующая ступень на карьерной лестнице, и что нужно сделать, чтобы на неё подняться. В стартапе ты ежедневно прыгаешь с парашютом, и не уверен, что он раскроется, что будет с тобой и твоей компанией завтра, и случится ли вообще это завтра. Зато про каждый результат ты можешь с уверенностью сказать, что он твой и твоей команды.
Наконец, работа в стартапе — это прекрасная возможность поучаствовать в чем-то глобальном и инновационном от А до Я. Спустя три года после ухода из McKinsey я вижу, что «Синхронизация» стала самым крупным образовательным лекторием в Москве. Я руковожу «Алгоритмикой», в которой учатся 10 тысяч детей в семи странах мира. И понимаю, что все сделал правильно и не зря рискнул.
О команде и критике
Если вы запускаете бизнес, постарайтесь сделать это как можно быстрее. Поставьте себе дедлайн и запустите проект за месяц. Если вы будете затягивать старт, велик риск того, что мотивация упадет, и ваш стартап умрет, не родившись.
И постарайтесь взять в команду нескольких людей с релевантным опытом, это вам поможет (если нужно, сделайте их своими партнерами). В противном случае всё свое время в начале вы потратите на погружение в основы сразу всех областей. Быстро и качественно это сделать невозможно, а для стартапа очень важно быть быстрым. Выберите одну–две области, которые зафиксируете за собой, по остальным найдите фрилансеров или опытных людей в команду.
Сейчас, когда я руковожу «Алгоритмикой», я точно знаю: нужно верить в ту идею, которую вы пытаетесь реализовать. Вас будут критиковать, вам будут говорить, что ничего не получится. Не слушайте никого — если вы верите в успех, выкладывайтесь полностью, и все у вас получится.
«Первая высота» — это конкурс для российских стартапов. В этом году победитель получит инвестицию в размере $200 тысяч. В обмен на инвестиции фонд Winter Capital получит 10% в проекте.
Чтобы принять участие в конкурсе, нужно зарегистрироваться на сайте, загрузить в личный кабинет презентацию своего проекта, записать двухминутный ролик о своем стартапе и опубликовать его на YouTube. Заявки принимаются до 12 августа.