Проектирование технологичной городской электрички: как всё устроено

Колонка Ивана Ермишкина, конструктора электропоезда «Иволга».

Материал подготовлен при поддержке «Трансмашхолдинга»

39 новых составов «Иволга» будут курсировать по Московским центральным диаметрам (МЦД) к концу 2019 — в начале 2020 года.

Один из авторов проекта электропоезда, Иван Сергеевич Ермишкин, с 1994 по 2013 год был главным конструктором на Тверском вагоностроительном заводе, где разработали «Иволгу». В нулевых вместе с коллегами он сконструировал «Невский экспресс». Теперь Ермишкин представляет «Иволгу» на презентациях и тестах в качестве одного из главных экспертов холдинга «ТМХ Инжиниринг», который разрабатывает конструкцию железнодорожного подвижного состава.

В своей колонке Иван Сергеевич рассказал об основных особенностях нового электропоезда.

Перед стартом проекта нам пришлось основательно поездить по российским и зарубежным заводам. Мы изучили опыт наших коллег из Новочеркасска, Коломны, Мытищ, которые производят электровозы и вагоны метро. Были на европейских выставках, например, Innotrans в Германии.

Так выглядит головной вагон новой «Иволги»

Для нового состава сложнее всего было придумать дизайн: раньше мы никогда не конструировали бестамбурные поезда с открытым салоном. Интерьерную и экстерьерную часть проекта разработала испанская компания Integral Design and Development. Они работали в жёстких временных рамках — сделали всё за 120 дней. Причём, по их словам, так увлеклись, что работали даже в выходные дни. Сначала придумали концепцию, потом изготовили 3D-модель поезда, которую оставалось реализовать в рабочих чертежах.

К 2015 году у нас было два первых состава, сделанных один в один по испанским чертежам. Несколько раз их пришлось переделывать: не устраивали некоторые моменты. Например, пришлось поменять уровень поручня-перекладины, который закрывал информационные мониторы. Несколько раз меняли местами расположение сидений и, как нам кажется, добились наилучшего размещения.

Новый поезд изнутри — ещё даже плёнку не сняли

Безопасность, комфорт и экономичность — вот три главные качества, которые, по нашему мнению, удалось реализовать в «Иволге».

Безопасность

Поезд оснащён специальной крэш-системой для смягчения последствий в случае аварии. При лобовом столкновении состава, движущегося со скоростью 72 км/ч, с «КамАЗом», весом примерно 10 тонн, ускорение, которое получат пассажиры, не превысит 5 g. Если человек во время столкновения будет держаться за поручень, с ним ничего не случится. Всё благодаря специальным компенсирующим модулям, установленным в головных и промежуточных вагонах.

Неокрашенная «Иволга»

Мы внедрили несколько решений, которые уберегут пассажира от удара током и попадания в зажим между створками дверей: если дверь не закрыта, поезд не поедет; если скорость поезда больше 5 км/ч, двери не откроются. Также мы интегрировали в состав систему пожарной сигнализации и полуавтоматического пожаротушения.

По умолчанию все межвагонные двери в «Иволге» открыты. Чтобы огонь не распространялся по составу во время пожара, двери автоматически закроются. Но людей не прижмут

Салон «Иволги» оснащён системой обеззараживания воздуха. Коллектив Тверского вагоностроительного завода первым начал использовать её в вагонах локомотивной тяги, а уже потом коллеги из других производств установили её в вагонах метро и других составах. С 2013 года наличие этой системы стало санитарной нормой и требованием для всех поездов.

Модуль очистки нужен для того, чтобы уменьшить риски для здоровья пассажиров. Зимой на каждого человека в час подаётся 10 тысяч кубических метров воздуха, летом — 20 тысяч кубических метров. Воздух с улицы попадает в климатические камеры, которые установлены на крыше в обоих концах вагона. В камере уличный воздух смешивается с воздухом из салона, обеззараживается с помощью жёсткого ультрафиолетового излучения и подаётся обратно в салон. Для того, чтобы проверить надёжность системы, мы проводили испытания: специально заражали воздух.

Комфорт

Прежде всего мы просили дизайнеров разработать салон так, чтобы он воспринимался единым и светлым пространством. Кресла расположены во встречных направлениях, чтобы вместить больше пассажиров. Эта посадка наиболее практична для поездок на короткие расстояния.

С помощью специальной программы мы моделировали поведение пассажиров при входе в салон. На основе массива полученных данных мы решили сделать не три, а две двери на каждой стороне вагона. Они расположены ближе к середине салона и равномерно распределены по длине состава. Это способствует удобному входу и выходу пассажиров.

Дверные проёмы расширены до 140 см. Это шире обычных дверей, так что мы решили отсекать холодный или тёплый поток воздуха с улицы. Так появились воздушные завесы. Они работают только на остановке, при входе и выходе пассажиров. Зимой подают тёплый воздух, а летом холодный.

Широкие двери и отсутствие тамбуров ускоряют посадку и высадку пассажиров. Благодаря этому поезд не задерживается на станциях и темп оборота поездов на маршруте не снижается.

Чтобы сделать салон «Иволги» более светлым, нужно было решить вопрос с окнами. В «Ласточке», например, восемь больших окон с широкими простенками. В нашем проекте мы сделали простенки узкими, поместив девять окон на каждую сторону. При рассадке лицом к лицу пассажиры всегда сидят у окна.

Для удобства стоящих пассажиров в вагонах есть специальные поручни с тёплым покрытием на уровне спинок сидений и на уровне верхней перекладины
Сидения консольные, крепятся к стенам, а не к полу — так проще убираться
В туалете есть пеленальные столики. Туалет обеззараживается после закрытия дверей

Температура воздуха в салоне будет не меньше 18 градусов зимой и не больше 25 градусов летом. В головных вагонах мы расположили туалеты, а вместо розеток в салонах использовали USB-порты, по 16 в каждом вагоне. Такие порты безопаснее и экономичнее.

Экономичность

«Иволгу» разгоняет тяговый асинхронный двигатель. Он потребляет меньше энергии, чем двигатели других электричек, и реже требует ремонта. Стоит дороже, но работает дольше, так что вложения окупаются. При расчёте начальную стоимость поезда делят на время службы. Обычно заявленный срок составляет 28 лет, но в «Иволге» многие детали выполнены из нержавейки, так что срок службы — не менее 40 лет. Тележка вагона тоже рассчитана на 40 лет. Колёса и оси со временем будут меняться, а рама останется прежней.

Тележка поезда

Экономим мы и благодаря умной подаче воздуха. В салоне стоит датчик, который по содержанию в воздухе углекислого газа понимает, требуется людям свежий воздух или нет. Система срабатывает, если концентрация углекислого газа превышает 0,1%. Всё освещение вагона состоит из светодиодных ламп. Они экономичны и служат дольше.

Для МЦД мы поставим шести- и семивагонные модификации поезда, в каждом промежуточном вагоне по 68 посадочных мест, в головных — по 28. Вместе со стоящими пассажирами каждый состав сможет вмещать до двух тысяч человек.

Что дальше

В Европе подземный, наземный и городской транспорт связаны в единую структуру. Сейчас подобная идея реализуется в Москве, другим городам, к сожалению, пока до этого далеко. Но мы уже проводим тестовые испытания и надеемся, что «Иволга» свяжет Москву с ближайшими крупными городами.

Первые две линии Московских центральных диаметров запустят в конце 2019 - начале 2020 года. Пассажиры смогут без пересадок добраться из Подмосковья до центра Москвы за 20 минут. МЦД-1 свяжет Одинцово и Лобню, а МЦД-2 — Нахабино и Подольск.

График работы МЦД будет таким же, как у метро: с 5:30 до 01:00. В часы пик интервал движения составит всего 5-6 минут. Пассажиры смогут оплачивать проезд картой «Тройка».

0
45 комментариев
Написать комментарий...
Kuper

Почему так не могут сделать? Это же так давно придумали. Я вот например не хочу видеть рожу с утра чью то.
Блин дайсоны какие молодцы и сюда залезли)

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

угу, даже если на короткое расстояние, людям с длинными ногами ехать невозможно.
это совершенно мудацкое решение - поставить кресла лицом друг к другу.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хэзэковъ

Людям с длинными ногами так ещё хуже. Совершенно мудацкое решение - это весь блядский общественный транспорт в котором с высоким ростом и ездить чудовищно неудобно.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Laser

Зависит от расстояния между креслами. В компоновке ЭП2Д я со своими длинными ногами вполне помещаюсь. А так, компоновку в виде купе часто используют в городских поездах. См., например BR423.

Ответить
Развернуть ветку
Artem LEdenev

Компоновка заказывается компанией, закупающей электропоезда. Изготовитель может поставить как угодно.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Киров

Мне нравится как в «Ласточках». Часть сидений так стоит, часть навстречу друг другу — хорошо, когда компанией едешь.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Кресла друг к другу — грамотное решение, т.к. иначе будет неудобно выходить тем, кто сидит ближе к окну (вспомните эконом в самолёте). А то, что лицом друг напротив друга — хороший способ не забыть, как выглядят сограждане, да и в большинстве люди всё равно будут смотреть в телефон, а не на пассажира напротив.

Много свободного места в центре вагона — огромный плюс, т.к. в час пик большинство пассажиров едут стоя, а плотность стоячего места больше. Если сделать расстояние уже, пробираться к дверям будет катастрофически неудобно, а это всегда повышает нервозность людей (и так уставших вечером).

Подвесные поручни — плюс, только не нравится, что жёсткие (будут по голове бить высоких и не на всякую руку удобно).

В целом выглядит свежо, эстетично и продумано. И в целом, если не побоялись выложить в паблик, значит конструкторы уверены в том, что спроектировали.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii

о, набежали диванные, всем недовольные.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тимановский

Коммент "диванного, всем недовольного": а мне вот, может, удобнее, когда передо мной не сидит никто. Может, я не хочу этой "вашей" социализации и взаимоизучения друг друга на протяжении всей поездки.

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Жаль розетки убрали, на ноуте уже не поработаешь

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Присоединяюсь к комментаторам выше - зачем столько пустого места в проходах? Ездить стоя? Зачем? Какие маршруты у нас на 10-20 минут, меньше получаса-часа не встречал? Но стоять час - развлечение на любителя.
ОК, сделали сведенья 2х2 как в автобусах, но увеличьте размеры кресел, которые по виду не сильно ушли от лавок.
И кто-нибудь может сказать, зачем форточки в вагоне с климат-контролем?
Пока ощущение, что взяли свою нормальную Ласточку и удешевили (ухудшили).

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

В Подмосковьях ездит адово создание под названием Газель-Next, в которой альтернативно одарённые инженеры установили четыре ряда сидений вместо трёх, при той же ширине кузова. В результате зайти или выйти, когда есть хотя бы один стоячий пассажир (а они всегда есть), оказывается крайне затруднительно.

Комфортному проезду, понятно, это никак не способствует. А про то, что будет с пассажирами в случае аварии, и подумать страшно.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Да уж... Зрелище то ещё. Как раз вчера ехал на последней маршрутке, не представляю что бы было с выходом в вашей.

Ответить
Развернуть ветку
Connecting Ppl

Завод-производитель говорит, что стоять в проходе запрещено и, что этот момент должен контролировать водитель. В случае нарушения можно обращаться в ГИБДД.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Я догадывался, что именно так и рассуждали при принятии решения. Вот только с реальностью это никак не согласуется. И уж тем более люди, опаздывающие на электричку с перерывом в полчаса до следующей, поедут хоть стоя, хоть как.

При этом по-прежнему такое конструктивное решение является не только неудобным, но и выглядит предельно небезопасно в случае аварийных ситуаций.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Braun

В защиту: ездить час стоя в узких проходах еще хуже, и сидеть когда над тобой нависают тоже хуже.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Это не в защиту, это выбор из двух плохих вариантов. Но это уже не к производителю поездов, это к тем, кто занимается организацией перевозок.

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Balashihinskiy

Когда сдохнет кондиционер (А сдохнет он обязательно) - форточки пригодятся. На данный момент это сертификационное требование. Учитывая реалии - абсолютно резонное.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев
На данный момент это сертификационное требование.

Спасибо за ответ, догадывался.
Но, смотрите, какой же это п.... Кем быть надо, чтобы ставить кондиционеры, которые сдыхают, как не поменять его в случае чего быстро, как выпустить состав в неисправном состоянии?! Это просто бомбит от такого! До чего сильно это "в случае чего". Да не допускать таких случаев, неужели не понятно?! Ставить лучшее оборудование и следить за ним - это же так просто! Нафига вот эти все "если чё, чтоб можно было замотать синей изолентой"?! Это что, поддержание рынка сбыта для производителей синий изоленты?!Ставить лучшее из того, что есть на рынке! Делать лучшее! Ух, бомбануло с утра.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

В любой жизнеспособной организации решения принимаются исходя из реальных вводных, а не исходя из желаемой конфигурации системы. Даже если вводные противоречат внутренним правилам, принятым в самой организации ранее.

При этом расхождение реальности и предполагаемой конфигурации системы — тревожный звоночек для руководства. Но реагировать на него нужно при стратегическом планировании, а не при принятии оперативных решений.

P.S. К теме обсуждения. Много раз приходилось наблюдать, как при задержке, переносе или отмене пригородных электричек полностью парализуется информационное сообщение с пассажирами. Даже начальник станции не может сказать ни что происходит, ни когда возобновится транспортное сообщение, ни организовать возврат билетов для пассажиров.

Происходит это, мне кажется, именно от того, что при организации нештатные ситуации были отброшены как такого-никогда-не-произойдёт.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев
Происходит это, мне кажется, именно от того, что при организации нештатные ситуации были отброшены как такого-никогда-не-произойдёт

Причина в другом. В Чернобыле кого прежде информировали? РУ-КО-ВОД-СТВО. А без его решения никого никто не информирует. Вообще. В любой отрасли. Традиция такая.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

В любых перевозках неизбежно будут пики, когда набивается много людей. Иначе вам придётся большую часть дня вхолостую гонять составы (или держать их в депо и выпускать в час пик), что слишком сильно продавит экономику.

Вывод: в поезде должно быть комфортно ехать и, главное, заходить/выходить при любой загрузке. Всё прочее — из страны розовых пони.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Зачем было все изобретать, если есть Ласточка у которой есть ряд модификаций вагонов, например, с кожаными трансформируемыми креслами, с другим количеством кресел?

Ответить
Развернуть ветку
LendLay LendLay

Тут человек писал про какие то особенные гибкие колеса, как он их изобретал, реализовано ли это в новых электричках?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mikushin

После крушения "Невского Экспресса" были вопросы к острым краям стальных рам, которые буквально изрезали людей. Здесь на фото видно, что под сиденьями остались те же острые стальные пруты.

Ответить
Развернуть ветку
Bilguun Billy

Прикрепите подлокотники к сиденьям!
P.S. Неокрашенная (белая) морда поезда выглядит гораздо лучше и современнее что ли.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов

Мне одному внешний вид головного вагона кажется не особо привлекательным? Хотя, может не было задачи сделать красивый поезд?

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Laser

Позвольте пару вопросов.

Во-первых, на рендерах и в поезде номер 001 был другой дизайн светотехники, а не эти торчащие фонари. Почему поменяли?

Хотел ещё спросить про сиденья. Их намного меньше, чем в ЭП2Д. Почему? Не стоит ли добавить 3-е кресло хотя бы с одной стороны (см Ласточку)?
Длина промежутка 22,8 м, длина промежутка ЭП2Д 22,06 м. При этом, число сидений промежутка Иволги ровно в 2 раза меньше - 58 против 116! Я понимаю, поезд городской, но расстояния в Москве большие, не боитесь ли превратить поезд в скотовозку?

Ещё вопрос, почему стали делать вагоны именно такой длины? За рубежом обычно делают более короткие вагоны с бОльшим количеством дверей. К примеру, промежуток поезда типа DB BR423 (городская электричка г. Мюнхен) при длине 15,46 м имеет 3 двери.

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Balashihinskiy

Они не бояться превратить поезд в скотовозку, им насрать, им на нем не ездить.

А фонари в исходном варианте не прошли сертификацию. Потому и поменяли. Все согласны. У....ще вышло.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

про кресла я тоже не понял. При этом они их явно не расширили. Еще бы в начале и конце вагона сделать их вдоль стены, т.к. бывает толкучка или люди с сумками

Ответить
Развернуть ветку
Илья Чернышов

"Чтобы огонь не распространялся по составу во время пожара, двери автоматически закроются. Но людей не прижмут"
По факту это означает, что если в проходах будут набиты люди, то двери не закроются (чтобы никого не прижать) и дым беспрепятственно заполнит все вагоны.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Сделайте плиз кресла пошире... а то некоторые не влазят

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

как-то сбой.. не туда комменты постятся. Уже не в первый раз

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Balashihinskiy

Г-н конструктор забыл что первые рамы тележек у и-волги начали лопаться еще на этапе достройки 1 поезда?! Так что скорее не так, пары колесные может и будут старые (По мере износа, конечно), а вот рамам тележки точно "тем же" не быть.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Artishchev

Интересно какие usb порты поставили. USB-A или type-c?

Ответить
Развернуть ветку
Bilguun Billy

Те что подешевле, естественно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Artishchev

жаль если поставили type-a.
электричка не на один год, а лет 10-15
очевидно что type-a уже уходит в историю

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Artishchev

Эти электрички поступят в работу как я понял дай бог только в следующем году

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Давно гляжу на этот поезд в телевизоре, а тут прокомментировать возможность представилась: очень беспокоят фары на головном вагоне - на автомобилях стараются не делать острых выступающих частей, чтобы в случае столкновения с человеком меньше его травмировать, а здесь - верная смерть.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Белов

Фары (точнее буферные фонари) уже стали утопленными ("Иволга-2.0").
А вот тележки на фото не иволгские (похоже для пассажирских дальнего следования)

Ответить
Развернуть ветку
ПерДыня

Ездил в нижний, туда на нормальной ласточке, а обратно в компановке лицом к лицу. В итоге ушел из лицом к лицу на откидное сидение к двери. Пол страны ссанных алкашей, не хочу их лицезреть и вдыхать перегар.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зарембо

А объясните зачем сажать незнакомых людей лицом к лицу? Это что за скотство? Места не экономится - комфорт на нуле. А про остальное что вы пишете меркнет на фоне этого. Почитайте про UX, пообщайтесь с пользователями. Нужно не для боссов продукт делать, а для пользователей

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда