Эпидемия квестов — пора оторваться от монитора и попробовать выбраться из комнаты

Квесты в реальности — новый увлекательный вид развлечений, который покорил Европу, Азию и Америку. Час в закрытом помещении среди кодов, шифров и головоломок стал популярным отдыхом для компании от двух до восьми человек как среди подростков, так и взрослого поколения. Крупнейший игровой центр квестов в реальности открылся в Москве этим летом: на площади в 1000 квадратных метров проект ExitGames объединил 22 комнаты с играми, конференц-зал и кафе.

ЦП поговорил с исполнительным директором ExitGames Russia Марией Дубровской о тренде на квесты в реальности, планах по открытию новых центров по франшизе и запоминающихся моментах в ходе игр.

Когда вы открыли свой первый центр в Москве? Как вообще начался бизнес и откуда появилась идея этим заняться?

Первый центр ExitGames появился в Москве 25 августа. Тогда международная команда сценаристов настояла на открытии четырёх комнат одновременно. Изначально выбирали те сценарии, которые уже зарекомендовали себя в Америке, Европе и Азии: тюрьма, детская комната, музейное хранилище и среднестатистический офис.

Сотрудничество московской команды с международными архитекторами началось, как ни странно, с квеста: во время одной из рабочих поездок в начале этого года в Пекине ребята между деловыми встречами вместо экскурсий по небоскрёбам решили попробовать азиатскую диковинку в индустрии развлечений. Квесты в Азии на тот момент успешно существовали уже пять лет.

Вы находитесь на втором этаже большого жилого комплекса, высокая ли у него проходимость? Сколько людей приезжает и в какие дни недели он популярнее всего?

Индустрия настолько нова, что среди гостей игрового центра как школьники и подростки, так и менеджеры крупных компаний и целые семьи. Квесты в реальности — отличная площадка для отдыха, тимбилдинга и объединения поколений родственников. Наибольшая нагрузка, конечно же, приходится на вечернее время в будни, пятницу и выходные дни. Она распределяется ровно в соответствии с аудиторией: утренняя суббота всегда полна детей, подростков и семейных поколений, ночь — студентами, молодёжью и менеджерами до 35 лет.

Планируете появиться в других городах? Продаёте франшизу?

Строительство и переговоры активно идут в ряде городов. По гайдбуку, который был адаптирован для российского рынка после многих консультаций международной команды, сейчас готовятся игровые центры и комнаты в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде. Франшиза существует нескольких типов в зависимости от возможностей инвесторов и масштабов города. Сегодня открыта локация на базе развлекательного комплекса Play Hall в Химках (Куркино) с двумя квестами: «Острее, чем чили» и «Под куполом манежа».

Расскажите, как устроена франшиза и кто её создал. Под каким названием она работает в других странах и где популярнее всего?

Российская команда получила международный опыт планирования, обустройства больших площадей и работает по нескольким стандартам, один из которых Scripts&Services (Сценарии и Сервис). Разработка сценариев, подготовка артефактов и интерьера комнат — работа более 60 архитекторов по всему миру, которые за весь период работы собрали порядка 500 разных скриптов. Клиентский сервис, отбор и подготовка персонала — один из ключевых элементов в работе игровых центров ExitGames.

Вас не кажется, что наш рынок переполнен уже подобными развлечениями?

Рынок в Москве и в некоторых городах России пополняется подобными проектами. Игровой центр, который на данном этапе имеет на одной площади семь комнат разного типа и уровня сложности — один. В активном строительстве — кафе, в октябре был открыт конференц-зал. Мы предоставляем возможность не просто интеллектуального отдыха, но и реализации совершенно разных потребностей: от дней рождений для малого круга до бизнес-тренингов крупных компаний.

Бывали какие-то выдающиеся случаи прохождения квестов? Может, кто-то сумел пройти за 2 минуты, или, наоборот, впал в панику и крушил всё вокруг?

Самые выдающиеся случаи всегда связаны с находками гостей в процессе прохождения комнат. Сценарий всегда имеет несколько путей решения, некоторые из которых, несмотря на большое количество тестов в преддверии открытия квеста, неожиданны и для нас. В детской комнате, например, однажды разобрали фортепиано по мелким деталям. В корабле от безысходности гости начали устанавливать парус: теперь это один из полноценных игровых элементов.

Есть ли квесты, рассчитанные на детей?

Минимальный возраст игроков — восемь лет. С 12 лет мы разрешаем приходить без участия взрослых и родителей, и такие команды иногда оказываются быстрее топ-менеджеров крупных компаний. В рамках праздников мы адаптируем сценарии для решения, добавляем индивидуальные задания и готовим бонусные.

Как вы находите сценаристов своих квестов? Звучит как не очень стандартная работа, которой учат в университете.

Разработкой занимается целая команда: строители, сценаристы, дизайнеры, архитекторы и так далее. В мире успешно работает более 500 разных квестов, ребят все время консультируют в процессе создания логических цепочек, головоломок и задач. Сценарии адаптированы для российской аудитории: например, азиаты предпочитают математический счёт;европейцы, наоборот, ориентированы на поиск, а американцы предпочитают строгую линейную последовательность задач.

Где вы берёте реквизит для комнат с заданиями? Есть какие-нибудь интересные истории, связанные с предметами? Какими историями вдохновляетесь?

Часть артефактов мы просто привезли от коллег: в игровом центре есть итальянская ваза ручной работы студентов из Неаполя, часы из Лондона и картина из Пекина. Многие отмечают, что в комнатах много деталей — то, что отличает квесты ExitGames: это одновременно и запутывает, и создает полный букет эмоций. В детской однажды ребята половину квеста провели перед «Сегой», которую, по их словам, последний раз держали в руках лет 15 назад.

Ходят ли клиенты на квест повторно? Есть ли у вас цифры по возвращаемости людей?

Каждая третья команда остается на второй квест после завершения первого. Каждый второй возвращается в игровой центр в течение месяца. Есть постоянные гости, которые уже открыли все двери имеющихся комнат и ждут открытия новых.

Дайте совет тому, кто хочет открыть аналогичный бизнес — на что обращать внимание, какие подводные камни, и стоит ли вообще этим заниматься?

Подводных камней много: бизнес существует на грани кропотливой творческой работы и высокого сервиса. Вместе с тем индустрия развлечений и отдыха должна удовлетворять первоначальные потребности — развлекать, и здесь важно не просто создавать отличные интерьеры и сложные цепочки. Важно, чтобы субъективный прогноз проходимости всегда подтверждался тестированием комнат на разных фокус-группах. Только после этого квест может начать радовать гостей.

Добро пожаловать в мир ExitGames.

0
5 комментариев
Ярослав Степанюк

Раньше для этого была стройка :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Завадский

Недавно ходил в Питере в Лост Рум, Киберпанк. Очень понравилось, задания лёгкими не показались.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Max Safaryan

Квесты это, конечно, прикольно, но по-моему начали уже клепать клоны. Перерываешь комнату и у тебя в руках уже несколько ключей… В реальной жизни в яблоке ключи не прячут!
В Lostroom и Zeitnot прикольно. Логично и задачки норм. Клаустрофобия ничего, но уже поддостала. На перформанс к ним бы сходил, да чет жаба душит))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Stas Soldatov

а, так это франшиза.. в Москве много оригинальных квестов, сделанных бывшими "схватчиками"

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Завадский

На самом деле, очень радует, что такие вещи появляются. Хорошая альтернатива походам на шлаковое кино. Чем больше, тем лучше! Ценник, жаль, высоковат.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда