{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как устроен eLearning-сайт на Drupal

Если раньше дистанционное обучение связывали с чем-то вроде улучшения разговорного иняза с нэйтив-спикерами по скайпу и сертификации сотрудников в энтерпрайзе, то 2020 год показал, что оно становится новой нормальностью. И это тенденция, с которой должны работать образовательные учреждения и веб-студии.

Опрос рейтингового агентства RAEX выявил плюсы и минусы дистанционки: более половины студентов из 6 тысяч опрошенных видят возможности повысить навыки самостоятельной работы и планирования, но при этом 33% не хватает практики, которую можно получить на лабораторных работах, а 70% страдают от нехватки живого общения и дискуссий. Студенты также обращают внимание на технические трудности как у них самих, так и у учебных заведений: почти 60% жалуются на перебои в работе важных для обучения ресурсов и их недостаточную функциональность.

Сфера образования оказалась не готова к будущему, по крайней мере точно не в России.

Но глобальный тренд таков, что во время коронавируса спрос на виртуальные классы и онлайн-доски вырос в 2 раза. Понятно, что это не всем по душе, но будущее наступает само собой, и мы к нему привыкнем — тоже сами собой. Новые тренды ставят новые задачи: перед образовательными учреждениями — уловить и соответствовать им, а перед веб-студиями — сформулировать понятное и выгодное предложение по разработке продуктов для дистанционного обучения.

Компания ADCI специализируется на разработке сайтов на CMS Drupal, которая закрывает потребности в любой сфере, в том числе и в дистанционном образовании. В этой статье мы расскажем о технической стороне этой как никогда актуальной темы, перечислим базовый набор возможностей eLearning-сайта и способы его реализации на Drupal.

На чём построено дистанционное обучение

Хотя бы в общих чертах нам нужно представить три понятия: LMS (система дистанционного обучения, или СДО), стандарт электронного обучения и LRS.

СДО заменяет собой учебный кабинет, учебную программу, учебники, журнал для оценок, зачётки и всё остальное из мира офлайн-обучения. В системе хранятся учебные материалы и информация о том, что обучающийся уже прошёл и какие результаты он показал. В качестве примеров СДО можно привести Moodle, Webtutor, iSpring и Lecta.

Взаимодейтвие между обучающимися и СДО

Впрочем, создавать учебные материалы для загрузки в СДО приходится всё ещё людям, и делать это можно по разным стандартам электронного обучения.

Первым таким стандартом — и самым популярным по сей день, согласно статистике — в 2001 году стал SCORM (Sharable Content Object Reference Model), продукт организации ADL, основанной на базе Министерства обороны США. В 2013 году появился Tin Can API (он же xAPI), а в 2016 году совместными усилиями ADL и ассоциации AICC был запущен стандарт CMI5. Мы не будем подробно задерживаться на особенностях каждого стандарта. Достаточно будет сказать, что каждый последующий был создан с учётом недостатков предыдущего.

Соотношение курсов, созданных по разным стандартам электронного обучения. Источник: блог xapi.com

Создать свой стандарт электронного обучения — всё равно что придумать свой язык и рассказывать на нём о чём-то ценном: уйдёт много времени и других ресурсов, прежде чем остальные выучат этот язык, при этом из-за неправильного перевода часть информации потеряется или будет понята неверно. Когда есть стандарты, то нет таких проблем, и разработка обучающих материалов и СДО становится проще и дешевле.

Собрав учебные материалы по стандартам, их загружают в СДО. Большинство из них совместимы со SCORM, поэтому в SCORM-пакеты можно поместить весь нужный контент, будь то отдельные упражнения или целые курсы, и перенести их в другую LMS, если вы вдруг решите её сменить.

Хотя SCORM — стандарт де-факто, прогресс не стоит на месте. xAPI не пришёл на смену тотально, это просто новый и технически более развитый стандарт, дающий больше возможностей для построения учебного процесса и учитывающий такие недостатки своего предка, как работа на отжившем своё Flash, зависимость от браузера ПК, низкая безопасность, привязка к тому же домену, в котором находится СДО и ограничения в сохранении прогресса в прохождении курса. Более того, xAPI позволяет сохранять результаты обучения, достигнутые не только на сайте, но и в мобильном приложении, умных часах, интерактивных тренажёрах и любой другой среде.

xAPI — это передаточное звено между средой обучения и LRS (Learning Record Store), хранилищем учебных активностей, из которого СДО может забрать данные. Процесс обучения с такими технологиями становится глубже и интереснее, так что в сторону xAPI должны смотреть те клиенты, которые не планируют ограничиваться одним сайтом, а хотят построить целую экосистему для обучения.

Не стоит путать LMS и LRS: второе обеспечивает только хранение данных и не обладает бизнес-логикой, а потому не управляет непосредственно учебным процессом. Но LMS может включать в себя LRS

Почему Drupal — подходящая CMS для разработки сайта для дистанционного обучения

По многим причинам общего характера Drupal идеально подходит для образовательных сайтов:

  • это open source-система, что отражается на стоимости услуг (сравнительно демократичной), разработке (гибкой) и безопасности (высокой);
  • Drupal-разработчиков много, и они не оставят вопросы без ответов;
  • зачастую у одного учебного заведения много сайтов для разных нужд. И если на каждом из них работают примерно одни и те же модули, то с функцией мультисайтинга вы получаете одну кодовую базу на все сайты;
  • с помощью таксономии сложная разветвлённая структура сайта строится легко;
  • настройка базовой функциональности и внешнего вида - то, для чего не нужны знания в программировании;
  • У языка PHP, на котором написан Drupal, низкий порог входа;
  • сайтами для образовательных учреждений пользуются преподаватели, ученики, их родители, друзья и гости. У каждой из этих групп должны быть разные права доступа, и Drupal это учитывает;
  • сайты на Drupal адаптированы для мобильных устройств по умолчанию;
  • интерфейс Drupal локализован для более чем 100 языков, что позволяет разрабатывать сайты для учебных учреждений по всему миру;
  • пользователи сайта получают инструменты для совместной работы.

И самое главное, энтузиасты из Drupal-сообщества работают над массой полезных модулей и дистрибутивов, что позволит сделать дистанционное обучение не уступающим по качеству очному и даже в чём-то более рациональным.

Что должен уметь eLearning-сайт

У таких сайтов должна быть определённая функциональность для организаторов учебного процесса и самих обучающихся, обязательный набор которой включает:

  • управление контентом,
  • разделение пользовательских ролей,
  • календарь,
  • упражнения и тесты,
  • обработку активности и оформление результатов обучения в наглядный вид,
  • бейджи и сертификаты об окончании обучения,
  • видео-конференцию,
  • рассылку,
  • чат,
  • регистрацию через соцсети.

Теперь разберёмся, какие технологии позволяют превратить Drupal-сайт в школу или вуз, для посещения которого не нужно выходить из дома.

Дистрибутивы и модули для eLearning-сайта на Drupal

В этот список мы включили только те дистрибутивы и модули, которые не находятся в статусе закрытых или заброшенных и поддерживаются их создателями и сообществом.

Opigno LMS

Opigno - это дистрибутив на базе Drupal, который, можно сказать, превращает CMS в LMS.

Opigno совместима со стандартами SCORM 1.2, SCORM 2004 v3 и xAPI, а также интегрирована с JavaScript-технологией H5P, что позволяет создавать курсы для разных платформ и с элементами интерактивности.

Модули Opigno Messaging и Opigno Forum открывают возможности для полемики между обучающимися.

Модуль Opigno instructor-led trainings нужен для имитации присутствия преподавателя, следящего за посещаемостью и выставляющего оценки.

У системы есть свой магазин приложений, которые можно скачать и установить без необходимости обновлять вообще всё.

BigBlueButton API

С 2007 года опенсорсная система BigBlueButton используется в дистанционном обучении для видео-конференций. Преподаватели и обучающиеся могут обмениваться картинками и видео, PDF и Word-документами, показывать презентации, общаться в чатах и даже «поднимать руку», если хочется высказаться. BigBlueButton API вышел в 2010 году и используется для интеграции со множеством систем, в числе которых одна из самых популярных LMS Moodle, система управления проектами Redmine и CMS Drupal, Wordpress и Joomla.

Opigno WebEx App

WebEx — ещё один сервис для конференций, принадлежащий организации Cisco. Встроив WebEx как дополнительный инструмент в Opigno с помощью этого модуля, разработчики дадут организаторам учебного процесса возможность составлять расписания занятий и высылать учащимся инвайты.

Course

Course позволяет построить курс с любым количеством этапов и из любых сущностей контента, то есть элемента данных, включающих в себя текст, изображения, прикреплённые файлы и т. п.

Для выставления учащимся зачётов используется модуль Course credit.

Quiz

Прохождение тестов и опросов — один из самых понятных способов, которым могут пользоваться преподаватели и учащиеся для контроля прогресса и эффективности учебной программы. Quiz позволяет создавать вопросы с несколькими вариантами ответов, а полученные результаты сохранять в базе данных. Прогресс и результат могут отображаться как во время, так и после прохождения.

Certificate

Вручение диплома или сертификата подтверждает прохождение курса, поэтому для сайтов дистанционного обучения это обязательная функция. Интерфейс модуля Certificate помогает оформлять такие документы в виде PDF-файла, чему способствуют HTML-шаблоны и интеграция с WYSIWYG.

Open Digital Badging и Open Badges Issuer

Цифровые бейджи в профиле учащегося — наглядное доказательство того, каких успехов он добился за время обучения. За создание бейджей отвечает программа Mozilla Open Badges, а модуль Open Digital Badging выступает в качестве их провайдера на Drupal-сайтах. Если сайт работает на Opigno, то подружить его и Mozilla Open Badges поможет модуль Opigno Mozilla Open Badges App.

Разработчики модуля Open Digital Badging пока что не обновляли его для Drupal 8, но ему есть альтернатива в виде Open Badges Issues, который кажется более актуальным. Кстати, поддержку Drupal 7 продлили до ноября 2022 года, и один из поводов задержаться на Drupal 7 — как раз-таки отсутствие версии модуля для старших версий CMS.

OneAll Social Login

Регистрация через Facebook, Twitter, LinkedIn и другие соцсети и возможность отправлять через них успехи в обучении — это опция по умолчанию для большинства сайтов. Проблему регистрации решает модуль OneAll Social Login, который поддерживает более 35 площадок, включая соцсети ВКонтакте и Одноклассники, а Social Media Share позволит делиться контентом.

Создавайте сайты для дистанционного обучения на Drupal

У глобальной популярности Drupal четыре союзника: гибкость, позволяющая создавать на этой CMS что угодно, масштабируемость, отзывчивое сообщество и низкий порог входа, делающий систему доступной людям даже без навыков программирования. Доступной только до какого-то момента — как вы могли понять из статьи, Drupal сам по себе похож на новую квартиру, которую ещё ждёт отделка, планирование обстановки, установка счётчиков и прочие радости обживания. Веб-разработка настолько же (если не более) специфична, как ремонт и дизайн интерьеров, поэтому для правильной интеграции и настройки модулей и дистрибутивов на сайте дистанционного образования потребуется несколько профессионалов со знаниями HTML, CSS, PHP, React и других языков и фреймворков. Если вы знаете всё это, то мы гордимся вами, а если нет, мы готовы заняться вашим сайтом. Ждём рассказ о вашем проекте на [email protected].

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда