ИТ в промышленности: проблемы, тренды, перспективы
В этой статье специалисты по ИТ-продуктам Programming Store рассказали, с какими проблемами обращаются в ИТ представители промышленных предприятий, почему не каждый ЛПР готов автоматизировать бизнес-процессы, составили портрет идеального клиента и порассуждали о перспективах автоматизации в промышленности.
Содержание
Какие предприятия обращаются чаще всего
Наши клиенты — это компании, которые что-то производят,
у которых есть завод, проходная, производственное помещение. Это, например, сельскохозяйственные производства. Также к нам обращались строительные компании и даже университет.
Заводы, склады, отели, частные больницы
и магазины.
Чаще всего к нам обращаются промышленные предприятия, предприятия общественного питания, ритейл.
Какие проблемы хотят решить предприятия с помощью ИТ
Финансовые потери
Переплаты за опоздания и ранние уходы, в среднем это 5% рабочего времени.
Переплаты за лишние сверхурочные часы. При отсутствии контроля сотруднику могут ошибочно поставить переработку или работу в выходной день.
Большое количество издержек на производстве.
Отсутствие контроля
Сотрудники обманывают и не приходят на работу. Последнее актуально для удаленных кафе на трассах, а также для строительных компаний. Руководителям сложно отследить, сколько сотрудников находится на удаленных площадках, бывает, что сотрудники обманывают, например, вместо пяти человек может выйти три сотрудника.
Нарушение сроков сдачи проектов.
Неоптимальное использование человеческих ресурсов.
Негативные отзывы от клиентов.
Нарушение техники безопасности.
С чем можно столкнуться при автоматизации процессов на предприятиях
1. Неактуально для малого бизнеса
Есть такое понятие, как зрелость бизнеса. Есть бизнес, который на данный момент решает локальные задачи, например, руководитель небольшой кондитерской, где 30 человек в штате думает о том, чтобы привезти муку, краситель, найти замену заболевшему пекарю.
Для такого бизнеса нет необходимости в срочной перспективе масштабировать учет сотрудников из-за более насущных проблем. Важнее справляться с текущими задачами, многие клиенты сосредоточены на деталях и не располагают большим количеством ресурсов.
Кроме того, внедрение IT-инфраструктуры в этом контексте может оказаться нецелесообразным. Противоположный пример — наш клиент РАНХиГС, где десятки тысяч человек. У академии уже была сформирована потребность, заказчик понимал, что без автоматизации не получится закрыть ряд задач.
2. Предприятия не осознают потребность в автоматизации
Далеко не все заводы, с которыми мы сейчас работаем, технологичные. Только сейчас ЛПР начинают осознавать необходимость оптимизировать бизнес-процессы.
Их мотивация отличается от мотивации ИТ-компании: чем больше процессов автоматизировано, тем меньше людей нужно нанимать. Заводы привыкли работать по своим стандартам, которые не меняются много лет, часто они не задумываются, что нужно что-то оптимизировать. Зачем что-то оптимизировать, если все итак как-то работает.
3. ЛПР на предприятиях хотят видеть быстрый, ощутимый и понятный результат
Некоторым руководителям проще купить новую технику, например, аппарат по производству конфет, который они сразу установят и получат результат — новый вид конфет, разнообразие ассортимента. Для них автоматизация бизнес-процессов — это что-то долгое, абстрактное.
Нам нужно быть постоянно на виду у таких предприятий, в контакте с ними, чтобы, когда они созреют, вырастут до автоматизации, они к нам пришли со сформированным запросом. В этом случае мы должны показать, что решим не одну проблему, а несколько.
1. ИИ нельзя «просто включить, чтобы все работало»
Искусственный интеллект — это новое веяние. Это не инструмент, который можно внедрить подключить и он будет работать и приносить результаты, его нужно адаптировать под особенности предприятия, потратить время на обучение модуля, чтобы он мог заменять работу некоторых сотрудников, усиливать бизнес.
Это можно сравнить с покупкой костюма, либо ты покупаешь костюм, сшитый в точности по твоим меркам, либо типовой из масс-маркета.
2. Нет времени подумать об автоматизации
Кроме того, есть клиенты, которые погрязли в рабочих процессах и «бытовухе», у них нет возможности подумать о ��удущем предприятия, о его проблемах, пофантазировать, каким оно может быть. Либо ЛПР выбирают решения «как у всех», не готовы пробовать новое.
3. ИТ-компании отстают от некоторых заводов
Когда я приехал на завод к одному из наших клиентов и посмотрел, как там работают станки — очень удивился. Это буквально чудо инженерной мысли, программы для станков ЧПУ пишут их ИТ-специалисты. Иногда ИТ-компании не могут удовлетворить запросы «продвинутых» заводов.
Форматы сотрудничества
Проектное сотрудничество
ИТ-компания выполняет конкретный проект автоматизации под ключ: анализ, разработка, внедрение, обучение, поддержка. После завершения проекта поддержка может быть на договорной основе.
Аутсорсинг
ИТ-компания берет на себя часть или всю функцию автоматизации и сопровождения ИТ-систем предприятия на длительный срок. Предприятие получает услуги без необходимости содержать собственных специалистов.
Совместная разработка
Предприятие и ИТ-компания работают вместе на всех этапах: от сбора требований до тестирования и внедрения, разделяя ответственность и риски.
Поставщик программного обеспечения
ИТ-компания предоставляет готовые программные продукты (ERP, CRM, BPM-системы и др.), которые внедряются и настраиваются под бизнес-процессы предприятия.
Консалтинг и аудит
ИТ-компания консультирует предприятие по вопросам выбора технологий, оптимизации процессов и автоматизации, помогает выстроить стратегию цифровой трансформации.
Обучение и поддержка
ИТ-компания предоставляет обучение сотрудников предприятия работе с информационными системами, а также техническую поддержку в процессе эксплуатации.
Выбор формата зависит от целей, масштабов, бюджета и внутренних ресурсов предприятия.
Мы разрабатываем для предприятия пилотный проект, который в будущем можно раскрутить для решения большего количества задач. Например, разрабатываем модуль интеллектуальной видеоаналитики для определения дефектов, чтобы снизить издержки, повысить показатели.
Будущее ИИ в автоматизации бизнес-процессов на предприятиях
Хайп на искусственный интеллект уже проходит, и это хорошо. Предприятия будут использовать ИИ для решения конкретных задач и только когда он действительно необходим. Это не тот инструмент, который можно сразу использовать, как хочешь. Надо пройти через дискуссии, тестирования, анализ, есть много условий, о которых сразу не задумываешься.
Количество использований ИИ сократится, но качество повысится и будет меньше разочарования.
Искусственный интеллект можно будет интегрировать в отдельные инструменты автоматизации. Сейчас нет стандартизированных решений с ИИ для определенных операций, мы пытаемся разработать шаблоны модулей с интеллектуальной видеоаналитикой для контроля входа-выхода сотрудников, контроля СИЗ.
Выводы
Промышленные предприятия сталкиваются с переплатами, издержками, неэффективным использованием ресурсов. Однако не каждый руководитель предприятия осознает необходимость автоматизации бизнес-процессов. Это может быть связано с тем, что ЛПР загружены решением локальных вопросов или не видят ценности таких решений, они ищут инструмент, который сможет решить задачу «здесь и сейчас» и сразу принести видимый, ощутимый результат, не готовы тратить ресурсы, потому что «все итак как-то работает».
Для успешного внедрения ИТ-решений важны осознание потребности в автоматизации и наличие ИТ-отдела у заказчика. Лучшие результаты достигаются при активном взаимодействии и готовности клиента к быстрой интеграции. ИТ-компаниям нужно быть на виду и поддерживать контакт с потенциальными клиентами, указывать на наличие проблем и предлагать решение, рассказывая о выгодах для ЛПР.