Как повысить точность и качество ответов ИИ при одном и том же промте?
Плотно использую ИИ при создании учебных материалов. И, конечно, сталкиваюсь с галлюцинациями ИИ, формальными, общими �� т. д. Это некоторый подытог изучения статей, видео и экспериментов с перестановкой блоков промта для улучшения качества ответов ИИ (GPT).
Чтобы получить более-менее качественный ответ, мы обычно пишем в промте:
- Роль (от чьего лица пишет ИИ)
- Контекст (кому, зачем, в какой ситуации создаётся текст)
- Инструкция (что нужно сделать: написать пост, придумать идею и т. д.)
- Формат (список, текст, таблица и пр.)
- Ограничения (например, «не использовать жаргон», «в 200 словах»)
Исследования (OpenAI, arXiv, LearnPrompting) показывают: перестановка этих блоков меняет стиль, глубину, точность. В некоторых задачах правильный порядок дал до +13% к точности против худших вариантов.
А теперь лучший порядок блоков в зависимости от задачи:
🧠 Аналитические задачи (анализ данных, выводы, классификация, исследования):
1. Роль (эксперт-аналитик)
2. Контекст (домен и предыстория задачи)
3. Данные (ключевая информация для анализа)
4. Инструкция (что именно нужно проанализировать)
5. Методологические требования (как проводить анализ)
6. Формат вывода (как структурировать результаты)
7. Напоминание о ключевых ограничениях (критические моменты)
🎨 Творческие задачи (сторителлинг, написание контента, генерация идей):
1. Контекст (общая ситуация и предыстория)
2. Роль (творческий специалист)
3. Инструкция (что нужно создать)
4. Стилистические ориентиры (тон, стиль, настроение)
5. Структурные элементы (что должно присутствовать)
6. Технические ограничения (объём, формат)
7. Свобода действий (области для творчества)
📚 Обучающие задачи (создание учебных материалов, объяснение, чек-листы):
1. Роль (образовательного эксперта)
2. Целевая аудитория (кому предназначено объяснение)
3. Концепция (что нужно объяснить)
4. Контекст (предыдущие знания аудитории)
5. Педагогический подход (как объяснять)
6. Структура (как организовать объяснение)
7. Проверка понимания (как убедиться в усвоении)
Потестировал на практике на одной и той же задаче — на выходе получил разный тон, манеру, немного разную аргументацию и очень разный субъективный эффект. В последнем варианте структуры (обучающие задачи) я буквально почувствовал, что мне объяснили тему, а не просто выдали общий текст.
В общем, в каком порядке соберёте машину, так она и поедет 😉
Если было полезно — ставьте лайк и заходите в телеграм канал «Образовательный эксперимент» (t.me/educational_experiment). В нём периодически делюсь краткими выводами из исследований и личным опытом о проектировании эффективного онлайн-обучения.