Наём в «Google Форме», общение в WhatsApp*: Rest of World рассказало, как китайские ИИ-компании «тайно» привлекают разметчиков данных в Кении
Они работают до 12 часов в день без формальных контрактов и должны показывать высокую точность для получения оплаты, пишет издание.
Кения — давний центр для поиска специалистов по обработке данных для американских разработчиков вроде Meta* и OpenAI, пишет Rest of World. Они обычно сотрудничают с аутсорсинговыми компаниям вроде Sama и CloudFactory — и сталкиваются с жалобами на низкую оплату и «токсичную» рабочую атмосферу.
В последние месяцы китайские ИИ-компании тоже стали привлекать сотрудников в Кении, но с меньшей прозрачностью. По словам Пайяла Ароры, профессора в Утрехтском университете Нидерландов, в отличие от американских, они часто работают через цепочку субподрядчиков, поэтому узнать об условиях труда привлечённых работников гораздо сложнее.
Как работают подрядчики китайских ИИ-компаний в Кении
Rest of World поговорило с 10 разметчиками данных — судя по характеру контента, с которым работают, они трудятся на китайские компании. Их названий собеседники не знают — они действуют через посредников: сторонние компании и агентов. Несколько руководителей «команд» также сказали, что созванивались с китайскими менеджерами.
По данным издания, специалисты находят работу по рекомендациям от действующих сотрудников. Они заполняют простую Google-форму, после чего их добавляют в группу в WhatsApp*. У одного из собеседников в такой группе было около десяти участников, в том числе руководитель. Работу выполняют на закрытых платформах.
На старте этой «команде» нужно было промаркировать 20 тысяч видео длительностью до 10 секунд в день с точностью 90%. Меньшая точность могла привести к увольнению всей «команды». После испытательного срока норму увеличили — маркировать нужно было до 260 тысяч роликов в день, 26 тысяч на человека.
У новичков это может занимать до 12 часов, рассказал собеседник. Опытные специалисты могут уложиться и за восемь часов — разделяя экраны, одновременно используя телефон и компьютер и распознавая паттерны, добавил другой источник.
Вы становитесь зомби. <…> Если я остановлюсь, то буду отставать [от графика]. Если начну думать, проиграю. Нужно сосредоточиться только на этом, потому что если заняться чем-то ещё, вы не справитесь.
Согласно скриншотам и чатам, которые просмотрело издание, в группах в WhatsApp* есть ежедневные рейтинги, мотивирующие сообщения и напоминания о необходимости прилагать больше усилий. Администраторы ежедневно выкладывают отчёты производительности и несколько раз в неделю проводят звонки для повышения точности и скорости работы. Для получения оплаты работники должны поддерживать точность на уровне не менее 85%.
По словам одного из руководителей, который управляет «командой» из 30 человек, чем масштабнее проект, тем больше людей привлекают. При этом на полную ставку, когда работники могут претендовать на льготы, их не берут. Официальный контракт тоже не заключают — работу выполняют в рамках краткосрочных проектов продолжительностью около двух недель, в течение которых работать нужно семь дней в неделю, пишет издание. Оплату проводят через местное финтех-приложение M-Pesa.
Почему компании выбирают Кению
Страна — один из лидеров по всем параметрам для аутсорсинга бизнес-процессов: язык, стабильность энергоснабжения, уровень грамотности, население, знакомое с западной культурой, перечисляет основатель ИТ-провайдера Qhala в Найроби, столице Кении, Шико Джитау.
Для молодых кенийцев же это возможность хоть что-то заработать: они готовы выполнять «качественную работу при минимальных или даже нулевых затратах» для самих компаний — иногда они могут и не платить вовсе, ведь прямой связи с организациями нет.
Власти Кении знают, что местные работники выполняют задания по аннотированию данных в китайских компаниях, но действующее трудовое законодательство не защищает их, указывает издание. Правительство только готовит правила для этой сферы аутсорсинга.
*Meta, которой принадлежит WhatsApp, признана в России экстремистской организацией и запрещена.